'
Кахаров З.В., Исломов А.С.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ *
Аннотация:
в данной статье рассмотрены организация научно-исследовательской работы обучающихся, все многообразие форм научно-исследовательской работы
Ключевые слова:
практика, научно-исследовательская работа, обучение, образовательный процесс
УДК 625.12.033.38
Кахаров З.В.
доцент кафедры «Инженерия железных дорог»
Ташкентский государственный транспортный университет
(г. Ташкент, Республика Узбекистан)
Исломов А.С.
ассистент кафедры «Строительная механика»
Ташкентский государственный транспортный университет
(г. Ташкент, Республика Узбекистан)
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация: в данной статье рассмотрены организация научно-исследовательской работы обучающихся, все многообразие форм научно-исследовательской работы.
Ключевые слова: практика, научно-исследовательская работа, обучение, образовательный процесс.
Практика (учебная, производственная, преддипломная) – вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Разделом практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить обучающимся возможность:
изучать литературу, достижения отечественной и зарубежной науки в области профессиональных знаний и другую необходимую научную информацию;
участвовать в проведении научных исследований по плану кафедры;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по выбранной теме (заданию);
регулярно выступать с докладами и сообщениями на конференциях, семинарах.
Система научно-исследовательской работы студентов в вузе является не самоцелью, а неотъемлемой частью подготовки будущих специалистов, подготовки научных кадров, способных индивидуально и коллективно решать профессиональные, научные, педагогические и социальные задачи, быстро ориентироваться в экономических ситуациях.
Подготовка обучающихся всегда означает не только ориентацию на образование в определенной области знаний, но и овладение специалистом всеми характеристиками научно-исследовательской деятельности, которая в дальнейшем позволит ему достаточно быстро стать профессионалом высшей квалификации.
Научно-исследовательская работа включает в себя не только выполнение и защиту обучающимися выпускной квалификационной работы, но и изучение специальных учебных курсов и программ научно-исследовательского характера, принятие будущим специалистом норм и этики научной деятельности.
Опираясь на существующие данные, все многообразие форм научно-исследовательской работы в настоящий момент можно разделить на три значительные группы: учебные формы научно-исследовательской работы; внеучебные формы научно-исследовательской работы; организационно-массовые мероприятия, связанные с обогащением опыта научно-исследовательской работы и стимулированием ее развития.
Существуют различные подходы к организации научно-исследовательской работы обучающихся:
с точки зрения наличия стимулов, активизирующих исследовательскую работу обучающихся;
с опорой на проблемный метод обучения, который позволяет подвести обучающихся к постановке и решению исследовательских задач;
с использованием разных методов и форм сопровождения, презентации результатов исследовательской работы.
При любом из выбранных подходов (или их комбинировании главной задачей организации научно-исследовательской деятельности обучающихся является формирование готовности (возможности и потребности) обучающихся к самоорганизации и управления научно-исследовательской деятельностью с целью приобретения индивидуального опыта.
При этом отбор и конструирование технологий организации научно-исследовательской деятельности обучающихся производятся по следующим принципам:
интегральности и непротиворечивости способов и взаимного дополнения используемых методов;
вариативности, позволяющей применять различные способы научно-исследовательской деятельности студентов в зависимости от уровня их подготовки;
диалогичности, при котором учитываются мнения как «внутренних» (из числа самих обучающихся), так и «внешних» наблюдателей, научных руководителей и т.п.);
доступности методик обработки результатов научного исследования обучающихся, которые должны быть просты в освоении, без применения сложных математических операций;
субъективности, дающий возможность обучающимся самим подбирать методы, позволяющие исследовать научные проблемы.
Таким образом, при организации научно-исследовательской работы студентов необходимо учитывать следующие компоненты содержания этой деятельности:
мотивационный, который обусловлен потребностями личности и включает в себя потребности, интересы, мотивы;
ориентационный, который характеризует глубину восприятия студентами цели научно-исследовательской работы, их способности планировать и прогнозировать данную деятельность;
содержательно-операционный, включающий систему ведущих знаний студентов в конкретной области и навыков научно-исследовательской деятельности (инструменты получения и переработки информации, применения знаний на практике);
нормативно-ценностный, основанный на ценностных установках и нормах деятельности, принятых в научном сообществе и не противоречащих нормам и ценностям социума, и т.д.;
рефлексивно-оценочный, сущностью которого является четкое получение обратной информации о ходе научно-исследовательской работы на основе сравнения достигнутых результатов с планируемыми. Данный компонент включает самоконтроль и самооценку.
Основными формами научно-исследовательской работы в рамках образовательного процесса, подтвердившими свою эффективность, являются: выполнение заданий исследовательского характера, подготовка научных рефератов, участие в методологических семинарах, научно-исследовательская практика. Во внеучебное время эффективность научной подготовки обучающихся определяется их участием в работе в научных кружках, лабораториях, обществах, подготовкой сообщений к конференциям, научным семинарам и т. д.
В то же время, даже при успешной системной организации всех этих форм работы, существующие сегодня образовательные технологии не решают весь спектр задач научной подготовки студентов, так как современная научная деятельность обладает своими специфичными характеристиками и формами организации.
Для подготовки обучающихся к продуктивной научной деятельности необходимо, чтобы эти характеристики и формы были смоделированы в самих учебных программах. Разработка технологий обучения научно-исследовательской деятельности требует соотнесения характера современной научной работы с образовательным процессом и, прежде всего, создания атмосферы современного научного диалога с многоплановостью позиций исследователей, которые ориентированы на решение современных социальных проблем в ситуациях совместной продуктивной деятельности. В данном случае под ситуациями совместной продуктивной деятельности понимается организованная деятельность на основе взаимодействия и обмена смыслами научной работы.
При подготовке обучающихся к научной деятельности необходимо помнить, что меняется и принцип финансирования научных работ. Большая часть научных исследований финансируется на основе грантов, выделяемых на конкурсной основе, что требует от специалиста не только научно-исследовательской квалификации, но и способности к устойчивой конкурентности, организованности во времени, готовности представить научные замыслы в различных формах проектных заявок, результаты исследований и разработок – в разнообразных аналитических формах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Kakharov Z.V.
Tashkent State Transport University
(Tashkent, Republic of Uzbekistan)
Islomov A.S.
Tashkent State Transport University
(Tashkent, Republic of Uzbekistan)
ORGANIZATION OF RESEARCH WORK OF STUDENTS
Abstract: this article discusses the organization of research work of students, all the variety of forms of research work.
Keywords: practice, research work, training, educational process.
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 1
Ссылка для цитирования:
Кахаров З.В., Исломов А.С. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Вестник науки №4 (61) том 1. С. 171 - 177. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7658 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*