'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 1
  4. Научная статья № 39

Просмотры  37 просмотров

Кахаров З.В., Исломов А.С.

  


ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрены организация научно-исследовательской работы обучающихся, все многообразие форм научно-исследовательской работы   

Ключевые слова:
практика, научно-исследовательская работа, обучение, образовательный процесс   


УДК 625.12.033.38

Кахаров З.В.

доцент кафедры «Инженерия железных дорог»

Ташкентский государственный транспортный университет

(г. Ташкент, Республика Узбекистан)

 

Исломов А.С.

ассистент кафедры «Строительная механика»

Ташкентский государственный транспортный университет

(г. Ташкент, Республика Узбекистан)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Аннотация: в данной статье рассмотрены организация научно-исследовательской работы обучающихся, все многообразие форм научно-исследовательской работы.

 

Ключевые слова: практика, научно-исследовательская работа, обучение, образовательный процесс.

 

Практика (учебная, производственная, преддипломная) – вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Разделом практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить обучающимся возможность:

изучать литературу, достижения отечественной и зарубежной науки в области профессиональных знаний и другую необходимую научную информацию;

участвовать в проведении научных исследований по плану кафедры;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по выбранной теме (заданию);

регулярно выступать с докладами и сообщениями на конференциях, семинарах.

Система научно-исследовательской работы студентов в вузе является не самоцелью, а неотъемлемой частью подготовки будущих специалистов, подготовки научных кадров, способных индивидуально и коллективно решать профессиональные, научные, педагогические и социальные задачи, быстро ориентироваться в экономических ситуациях.

Подготовка обучающихся всегда означает не только ориентацию на образование в определенной области знаний, но и овладение специалистом всеми характеристиками научно-исследовательской деятельности, которая в дальнейшем позволит ему достаточно быстро стать профессионалом высшей квалификации.

Научно-исследовательская работа включает в себя не только выполнение и защиту обучающимися выпускной квалификационной работы, но и изучение специальных учебных курсов и программ научно-исследовательского характера, принятие будущим специалистом норм и этики научной деятельности.

Опираясь на существующие данные, все многообразие форм научно-исследовательской работы в настоящий момент можно разделить на три значительные группы: учебные формы научно-исследовательской работы; внеучебные формы научно-исследовательской работы; организационно-массовые мероприятия, связанные с обогащением опыта научно-исследовательской работы и стимулированием ее развития.

Существуют различные подходы к организации научно-исследовательской работы обучающихся:

с точки зрения наличия стимулов, активизирующих исследовательскую работу обучающихся;

с опорой на проблемный метод обучения, который позволяет подвести обучающихся к постановке и решению исследовательских задач;

с использованием разных методов и форм сопровождения, презентации результатов исследовательской работы.

При любом из выбранных подходов (или их комбинировании главной задачей организации научно-исследовательской деятельности обучающихся является формирование готовности (возможности и потребности) обучающихся к самоорганизации и управления научно-исследовательской деятельностью с целью приобретения индивидуального опыта.

При этом отбор и конструирование технологий организации научно-исследовательской деятельности обучающихся производятся по следующим принципам:

интегральности и непротиворечивости способов и взаимного дополнения используемых методов;

вариативности, позволяющей применять различные способы научно-исследовательской деятельности студентов в зависимости от уровня их подготовки;

диалогичности, при котором учитываются мнения как «внутренних» (из числа самих обучающихся), так и «внешних» наблюдателей, научных руководителей и т.п.);

доступности методик обработки результатов научного исследования обучающихся, которые должны быть просты в освоении, без применения сложных математических операций;

субъективности, дающий возможность обучающимся самим подбирать методы, позволяющие исследовать научные проблемы.

Таким образом, при организации научно-исследовательской работы студентов необходимо учитывать следующие компоненты содержания этой деятельности:

мотивационный, который обусловлен потребностями личности и включает в себя потребности, интересы, мотивы;

ориентационный, который характеризует глубину восприятия студентами цели научно-исследовательской работы, их способности планировать и прогнозировать данную деятельность;

содержательно-операционный, включающий систему ведущих знаний студентов в конкретной области и навыков научно-исследовательской деятельности (инструменты получения и переработки информации, применения знаний на практике);

нормативно-ценностный, основанный на ценностных установках и нормах деятельности, принятых в научном сообществе и не противоречащих нормам и ценностям социума, и т.д.;

рефлексивно-оценочный, сущностью которого является четкое получение обратной информации о ходе научно-исследовательской работы на основе сравнения достигнутых результатов с планируемыми. Данный компонент включает самоконтроль и самооценку.

Основными формами научно-исследовательской работы в рамках образовательного процесса, подтвердившими свою эффективность, являются: выполнение заданий исследовательского характера, подготовка научных рефератов, участие в методологических семинарах, научно-исследовательская практика. Во внеучебное время эффективность научной подготовки обучающихся определяется их участием в работе в научных кружках, лабораториях, обществах, подготовкой сообщений к конференциям, научным семинарам и т. д.

В то же время, даже при успешной системной организации всех этих форм работы, существующие сегодня образовательные технологии не решают весь спектр задач научной подготовки студентов, так как современная научная деятельность обладает своими специфичными характеристиками и формами организации.

Для подготовки обучающихся к продуктивной научной деятельности необходимо, чтобы эти характеристики и формы были смоделированы в самих учебных программах. Разработка технологий обучения научно-исследовательской деятельности требует соотнесения характера современной научной работы с образовательным процессом и, прежде всего, создания атмосферы современного научного диалога с многоплановостью позиций исследователей, которые ориентированы на решение современных социальных проблем в ситуациях совместной продуктивной деятельности. В данном случае под ситуациями совместной продуктивной деятельности понимается организованная деятельность на основе взаимодействия и обмена смыслами научной работы.

При подготовке обучающихся к научной деятельности необходимо помнить, что меняется и принцип финансирования научных работ. Большая часть научных исследований финансируется на основе грантов, выделяемых на конкурсной основе, что требует от специалиста не только научно-исследовательской квалификации, но и способности к устойчивой конкурентности, организованности во времени, готовности представить научные замыслы в различных формах проектных заявок, результаты исследований и разработок – в разнообразных аналитических формах.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Дударева В.И., Панюкова Т.А. Учебно-исследовательская работа студента:
    учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 72 с.
  2. Djabbarov S., Kakharov Z., Kodirov N. Device of road boards with compacting layers with rollers //AIP Conference Proceedings. – AIP Publishing LLC, 2022. – Т. 2432. – №. 1. – С. 030036.
  3. Кукушкин В.С. «Теория и методика обучения». - Ростов Д/н.: Феникс, 2005.
  4. Kakharov, Z., Yavkacheva, Z. Determination of the bearing capacity of a building and structures of energy facilities. E3S Web of Conferences, 2023, 371, 02042.
  5. Kakharov, Z. Analysis of the mechanization of the work of compaction of grunts in railway construction / Z. Kakharov, A. Islomov // Universum: технические науки. – 2023. – No. 2-5(107). – P. 36-38.
  6. Кахаров З.В. Использования инновационные технологии в преподавание специальных технических дисциплин / З.В. Кахаров // International Independent Scientific Journal. – 2020. №. 11-1. 32-35 с.
  7. Кахаров З.В. и др. Инновационные технологии в преподавании общетехнических дисциплин / З.В. Кахаров и др. // Научный форум: педагогика и психология. – 2021. 37-40 с.
  8. Кахаров З.В. Дистанционное форма организации самостоятельной работы студентов / З.В. Кахаров // Сб. ст. по итогам Международной научно-практической конференции г. Киров, РФ Стерлитамак: АМИ. – 2020.
  9. Kakharov, Z. Analysis of the mechanization of the work of compaction of grunts in railway construction / Z. Kakharov, A. Islomov // . – 2023. – No. 2-5(107). – P. 36-38. – DOI 10.32743/UniTech.2023.107.2.15031.
  10. Kakharov, Z. V. Determination of the bearing capacity of soils by physical and mechanical characteristics / Z. V. Kakharov, I. B. Purtseladze // . – 2023. – Vol. 1, No. 44. – P. 129-132.
  11. Кахаров, З. В. Определение величин энергетических констант материалов при дроблении твердых тел / З. В. Кахаров, Ф. Ф. Эшонов, И. С. Козлов // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2019. – Т. 16, № 3. – С. 499-504. – DOI 10.20295/1815-588X-2019-3-499-504.
  12. Кахаров З.В. Применение современных организационных форм обучения в вузе. / З.В. Кахаров, Н.Б. Кодиров // Инновационные научные исследования. – 2022. 84-90 с.
  13. Кахаров, З. В. Принципы и механизмы слияние образования, науки и производства в технических вузах / З. В. Кахаров, Н. Б. Кодиров // Международное сотрудничество: опыт, проблемы и перспективы : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Кемерово, 31 мая 2021. – С. 65-67.
  14. Кахаров З.В. Развитию теории и методики дистанционного образования / З.В. Кахаров, А.Ю. Хамроев // The Scientific Heritage. –2022. №. 84-4.
  15. Мирханова М. М., Кахаров З. В. Использование компьютерных технологий в подготовки инженеров на базе современных информационных технологий //Инновационные подходы в современной науке. – 2018. – С. 122-125.
  16. Кахаров З.В., Кодиров Н.Б., Мирзахидова О.М. Роль компьютерных технологий и нормативных материалов в учебном процессе. Сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции (29 ноября 2022 г., г. Уфа). В 2 ч. Ч.2 / – Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2022. – 232 с.
  17. Kakharov, Z. The role of innovative educational technologies in improving educational efficiency / Z. Kakharov, I. Purtseladze // . – 2023. – No. 1-4(106). – P. 28-30. – DOI 10.32743/UniTech.2023.106.1.14867.
  18. Кахаров, З. В. Компьютерные симуляции / З. В. Кахаров, А. Ю. Ҳамроев // Инновационная наука. – 2023. – № 2-1. – С. 79-81.
  19. Кахаров, З. В. Работа с информационными компьютерными технологиями / З. В. Кахаров, А. С. Исломов // Инновационная наука. – 2023. – № 2-1. – С. 81-83.
  20. Кахаров, З. В. Қурилиш фанларини ўкитишда инновацион педагогик технологиялардан фойдаланиш / З. В. Кахаров, Н. Б. Кодиров // Интернаука. – 2022. – No. 44-8(267). – P. 26-27.
  21. Азаматжонова, С. Р. Пути повышения качества дистанционного образования / С. Р. Азаматжонова // Моя профессиональная карьера. – 2023. – Т. 1, № 44. – С. 195-199.
  22. Аяпбергенова, Н. Б. Использование новейших информационных технологий при подготовке профессиональных специалистов / Н. Б. Аяпбергенова // Вестник науки. – 2023. – Т. 3, № 3(60). – С. 263-268.
  23. Кахаров, З. В. Инновационные технологии в преподавании инженерных дисциплин / З. В. Кахаров, А. Ю. Хамроев // Моя профессиональная карьера. – 2023. – Т. 1, № 44. – С. 165-170.
  24. Улугмуротов, Н. Р. Интерактивные формы организации самостоятельной работы студентов / Н. Р. Улугмуротов // Моя профессиональная карьера. – 2023. – Т. 1, № 44. – С. 160-164.

 

Kakharov Z.V.

Tashkent State Transport University

(Tashkent, Republic of Uzbekistan)

 

Islomov A.S.

Tashkent State Transport University

(Tashkent, Republic of Uzbekistan)

 

ORGANIZATION OF RESEARCH WORK OF STUDENTS

 

Abstract: this article discusses the organization of research work of students, all the variety of forms of research work.

 

Keywords: practice, research work, training, educational process.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Кахаров З.В., Исломов А.С. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Вестник науки №4 (61) том 1. С. 171 - 177. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7658 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7658



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.