'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 1
  4. Научная статья № 40

Просмотры  59 просмотров

Кахаров З.В., Исломов А.С.

  


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрены информационные технологии построения моделей предметной области, ориентированные на креативный уровень обучения и проектирования учебного процесса; сформулированы принципы организации учебного процесса в рамках современной образовательной парадигмы. Определены приоритетные направления инновационных стратегий с целью прогнозирования состояния образовательной системы   

Ключевые слова:
образовательный процесс, компетенции, информационные технологии, социальные сервисы, обучение, методология   


УДК 625.12.033.38

Кахаров З.В.

доцент кафедры «Инженерия железных дорог»

Ташкентский государственный транспортный университет

(г. Ташкент, Республика Узбекистан)

 

Исломов А.С.

ассистент кафедры «Строительная механика»

Ташкентский государственный транспортный университет

(г. Ташкент, Республика Узбекистан)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Аннотация: в данной статье рассмотрены информационные технологии построения моделей предметной области, ориентированные на креативный уровень обучения и проектирования учебного процесса; сформулированы принципы организации учебного процесса в рамках современной образовательной парадигмы. Определены приоритетные направления инновационных стратегий с целью прогнозирования состояния образовательной системы.

 

Ключевые слова: образовательный процесс, компетенции, информационные технологии, социальные сервисы, обучение, методология.

 

Главной особенностью современного образовательного процесса является его установка на подготовку подрастающего поколения, ориентированного на преобразовательные процедуры в различных сферах жизнедеятельности современного общества, способного к опережающему мышлению, готового активно пополнять и обновлять свои знания. Таким образом, образование выступает важным фактором общественных изменений, направленных на создание условий для самоопределения и самореализации личности.

В связи с этим, важной проблемой является поиск новых технологий обучения, которые обеспечили бы переход от поддерживающего обучения к опережающему, в которых указывается, что характерная особенность информационного общества состоит в производстве и использовании информации на базе компьютерных технологий [1].

Переход к информационному обществу выявляет множество противоречий, связанных с переводом пассивных форм (книги, статьи и т.п.) в активные (модели, алгоритмы, программы и т.п.).

При этом, к разработке программ обучения на основе компетентностного подхода предъявляются следующие требования: внедрение состояний приобретения реального профессионального опыта; проектирование ситуаций конкуренции обучающихся; разработка системы обратной (дуплексной) связи;

исследование системы мотивации и эмоциональности обучающихся; формирование личностных качеств и поведенческих навыков будущей профессиональной деятельности;

повышение квалификации преподавателей, ориентированных в компетенциях и владеющих методами их развития. Основными элементами компетенции являются:

алгоритм (технология) эффективной деятельности; теоретические знания; психологические установки; умения и навыки; личностные и профессиональные качества; профессиональный опыт.

Краеугольным камнем разработанной методологии является включением в учебный процесс:

математического моделирования процессов и явлений; исследования объектов (процессов) на практических занятиях и в процессе подготовки к ним;

решения задач проектирования; формирования умений и навыков; обеспечения игровых форм занятий;

самостоятельной работой обучающихся в процессе изучения учебного материала и самоконтроля и др.

При этом используются следующие методы развития элементов учебной деятельности:

теоретические знания – интерактивная лекция, семинар, практическое занятие;

алгоритм эффективной деятельности, методика саморазвития и внедрения – консалтинг (помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении проблем);

установки – коучинг (форма индивидуального наставничества, консультирования: обучение менее опытного более опытным сотрудником);

умения и навыки – самостоятельная подготовка;

опыт – деловая или имитационная игра.

В настоящее время подготовка обучающихся поколения невозможна без использования современных информационно-компьютерных технологий обучения: создание обучающей среды, мотивирующей на успешное решение задач на занятиях (добывать, обрабатывать полученную информацию и обмениваться ею); работа в команде; быстрое ориентирование в информационном пространстве. Для них сильные стороны ‒ это эффективное использование технологий; гиперактивность; «клиповое» мышление; ответственное отношение к использованию информационных компьютерных технологий (ИКТ) и информации.

Учебный процесс в этом случае строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии, используются элементы соревнования и игры. Применение облачных технологий представляет собой новый способ организации учебного процесса и предлагает альтернативу традиционным методам: создает возможность для персонального обучения, коллективного преподавания и интерактивных занятий.

Классификацию информационных систем можно проводить по ряду признаков: назначению, структуре аппаратных средств, режиму работы, характеру взаимодействия с пользователями. По назначению информационные системы можно подразделить на информационно-управляющие, информационно-поисковые, системы поддержки принятия решений, обработки информации и информационно-справочные системы.

Применение информационных компьютерных технологий значительно расширяет возможности преподавателя, способствует пересмотру различных способов подачи учебного материала, делает занятия насыщенными, интересными, яркими, создает базу для приобщения студентов к компьютерным обучающим программам. Использование ИКТ и цифрового контента в образовательной деятельности ‒ реальная возможность решить задачу учета индивидуальных особенностей обучающихся и подготовить их к жизни в обществе.

Одной из наиболее динамично развивающихся областей информатизации общества сегодня являются социальные сетевые сервисы – сервисы с приоритетным использованием результатов деятельности и создания виртуальных личностей с возможностью коммуникации между ними.

Выделяются следующие сетевые социальные сервисы.

  1. Социальные поисковые системы обеспечивают совместный поиск информации, используют области поиска с помощью назначения авторитетных сайтов и меток (http://www.google.com).
  2. Народные классификаторы позволяют пользователям хранить свои коллекции закладок на web-страницы с расширениями: HTML, PHP, XML, HTM, XHTML, ASPX, ASP, JSP, CSS, JS. Видеофайлы имеют расширение ASF, а для анимации используются расширение SWF.
  3. Блоги - web-сайты, содержимое которых составляют регулярно добавляемые недлинные записи, изображения или мультимедиа, отсортированные в хронологическом порядке. Блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в полемику.
  4. Социальные сети (сообщества, форумы) являются не только популярным социальным сетевым сервисом, но и самым популярным сервисом Интернета («В Контакте», «Одноклассники. ru», «Мой Круг»).
  5. Вики - веб-сайты, структуру и содержимое которых пользователи могут сообща изменять (крупнейший вики-сайт – Википедия).
  6. Социальные медиахранилища - сервисы для совместного хранения медиафайлов, а так-же аватаров, карт знаний и других типов данных.
  7. Географические сервисы – веб-сайты, позволяющие изучать поверхность Земли по данным спутниковых снимков, работать с картами мира, отдельных стран, регионов, создавать коммента-рии, описывать географические объекты (Гугл Планета Земля, Панорамио, Скетчуп, Викимапия).
  8. Общение в трехмерной реальности (3D) – социальный сетевой сервис, позволяющий каждому зарегистрированному пользователю создавать среду своей виртуальной жизни (Second Life).

Социальные сетевые сервисы могут широко использоваться в образовании и в различных предметных областях [6]. Совокупность всех возможных образовательных технологий, применяемых в рамках информационно-образовательной среды, и определяет набор видов учебной деятельности, которые могут быть реализованы в данной среде.

Провайдеры, предоставляющие возможность получения транснационального образования, конкурируют с вузами, прибегая к покупке услуг преподавателей и корректировке учебных программ университетов. В настоящее время в российских вузах не отработаны педагогические сценарии и технологические карты Интернет-обучения, не формализованы процессы передачи и контроля знаний. В США, например, имеется более 400 программ высшего образования, которые обеспечивают возможность получения академических степеней для служащих почти 200 американских военных баз по всему миру.

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности обучающегося, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний.

Эти факторы приводят к появлению новых средств информационных коммуникаций:

рост интенсивности информационных коммуникаций в обществе;

 существенное возрастание интенсивности международных связей;

 международное разделение труда и занятости населения.

Для активизации деятельности студентов необходимо, чтобы их познавательная деятельность строилась на упорядоченности учебного процесса, ориентированного на когнитивную и личностную парадигму обучения, на возможность удовлетворения потребности в знаниях, умениях и навыках в их развитии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Антипова М.В. «Формы организации обучения». / М.В. Антипова – М.: МарГТУ, 2011.
  2. Гагарина Л.Г. Колдаев В.Д. Инновационные образовательные технологии дистанционного обучения // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 4(20). ‒ С. 96-102.
  3. Djabbarov S., Kakharov Z., Kodirov N. Device of road boards with compacting layers with rollers //AIP Conference Proceedings. – AIP Publishing LLC, 2022. – Т. 2432. – №. 1. – С. 030036.
  4. ST Djabbarov, RH Mukarramov  3D skaneridan foyidalanib xavfli ekzogen geologik jarayonlarni kuzatish haqida - Научный журнал транспортных средств и дорог. 2021 -С 50-58
  5. Kakharov, Z., Yavkacheva, Z. Determination of the bearing capacity of a building and structures of energy facilities. E3S Web of Conferences, 2023, 371, 02042.
  6. Kakharov, Z. Analysis of the mechanization of the work of compaction of grunts in railway construction / Z. Kakharov, A. Islomov // Universum: технические науки. – 2023. – No. 2-5(107). – P. 36-38. – DOI 10.32743/UniTech.2023.107.2.15031.
  7. Кахаров З.В. Использования инновационные технологии в преподавание специальных технических дисциплин / З.В. Кахаров // International Independent Scientific Journal. – 2020. №. 11-1. 32-35 с.
  8. Кахаров З.В. и др. Инновационные технологии в преподавании общетехнических дисциплин / З.В. Кахаров и др. // Научный форум: педагогика и психология. – 2021. 37-40 с.
  9. Кахаров З.В. Дистанционное форма организации самостоятельной работы студентов / З.В. Кахаров // Сб. ст. по итогам Международной научно-практической конференции г. Киров, РФСтерлитамак: АМИ. – 2020.
  10. Кахаров З.В. Применение современных организационных форм обучения в вузе. / З.В. Кахаров, Н.Б. Кодиров // Инновационные научные исследования. – 2022. 84-90 с.
  11. Кахаров, З. В. Принципы и механизмы слияние образования, науки и производства в технических вузах / З. В. Кахаров, Н. Б. Кодиров // Международное сотрудничество: опыт, проблемы и перспективы : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Кемерово, 31 мая 2021. – С. 65-67.
  12. Кахаров З.В. Развитию теории и методики дистанционного образования / З.В. Кахаров, А.Ю. Хамроев // The Scientific Heritage. –2022. №. 84-4. 26-28 с.
  13. Мирханова М. М., Кахаров З. В. Использование компьютерных технологий в подготовки инженеров на базе современных информационных технологий //Инновационные подходы в современной науке. – 2018. – С. 122-125.
  14. Кахаров З.В., Кодиров Н.Б., Мирзахидова О.М. Роль компьютерных технологий и нормативных материалов в учебном процессе. Сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции (29 ноября 2022 г., г. Уфа). В 2 ч. Ч.2 / – Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2022. – 232 с.
  15. Kakharov, Z. The role of innovative educational technologies in improving educational efficiency / Z. Kakharov, I. Purtseladze // . – 2023. – No. 1-4(106). – P. 28-30. – DOI 10.32743/UniTech.2023.106.1.14867.
  16. Кахаров, З. В. Компьютерные симуляции / З. В. Кахаров, А. Ю. Ҳамроев // Инновационная наука. – 2023. – № 2-1. – С. 79-81. – EDN VAJWYC.
  17. Кахаров, З. В. Работа с информационными компьютерными технологиями / З. В. Кахаров, А. С. Исломов // Инновационная наука. – 2023. – № 2-1. – С. 81-83.
  18. Кахаров, З. В. Қурилиш фанларини ўкитишда инновацион педагогик технологиялардан фойдаланиш / З. В. Кахаров, Н. Б. Кодиров // Интернаука. – 2022. – No. 44-8(267). – P. 26-27.
  19. Азаматжонова, С. Р. Пути повышения качества дистанционного образования / С. Р. Азаматжонова // Моя профессиональная карьера. – 2023. – Т. 1, № 44. – С. 195-199.
  20. Аяпбергенова, Н. Б. Использование новейших информационных технологий при подготовке профессиональных специалистов / Н. Б. Аяпбергенова // Вестник науки. – 2023. – Т. 3, № 3(60). – С. 263-268.
  21. Кахаров, З. В. Инновационные технологии в преподавании инженерных дисциплин / З. В. Кахаров, А. Ю. Хамроев // Моя профессиональная карьера. – 2023. – Т. 1, № 44. – С. 165-170.

 

Kakharov Z.V.

Tashkent State Transport University

(Tashkent, Republic of Uzbekistan)

 

Islomov A.S.

Tashkent State Transport University

(Tashkent, Republic of Uzbekistan)

 

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

USING INFORMATION TECHNOLOGIES

 

Abstract: this article discusses information technologies for building domain models focused on the creative level of teaching and designing the educational process; the principles of organizing the educational process within the framework of the modern educational paradigm are formulated. Priority directions of innovative strategies have been identified in order to predict the state of the educational system.

 

Keywords: educational process, competencies, information technologies, social services, training, methodology.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Кахаров З.В., Исломов А.С. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Вестник науки №4 (61) том 1. С. 178 - 185. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7659 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7659



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.