'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 1
  4. Научная статья № 46

Просмотры  242 просмотров

Шутая Р.П., Швецов К.В.

  


АНТИКОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются актуальные вопросы противодействия коррупционным преступлениям в системе российского образования   

Ключевые слова:
коррупция в образовании, коррупция в вузах, проблемы российского образования   


УДК 65.011.8

Шутая Р.П.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

Научный руководитель:

Швецов К.В.

доцент ВШАУ
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

АНТИКОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

ПРОЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются актуальные вопросы противодействия коррупционным преступлениям в системе российского образования.

 

Ключевые слова: коррупция в образовании, коррупция в вузах, проблемы российского образования.

 

Данная статья содержит информацию о состоянии коррупции в сфере образования в России. Автор подчеркивает, что профилактика коррупции в системе государственной и муниципальной службы получила системный характер и приносит положительные результаты, в то время как профилактика коррупции в образовании осуществляется менее системно и интенсивно. Автор отмечает, что коррупция в сфере образования является угрозой национальной безопасности Российской Федерации, так как она может привести к тому, что квалифицированные специалисты не будут иметь реальных профессиональных компетенций из-за использования коррумпированных методов оценки.

Целью работы является предложение способов по борьбе с коррупцией в сфере образования. Задачи исследования включают изучение особенностей коррупции в сфере образования и охарактеризование путей борьбы с коррупцией.

Методы исследования, используемые автором, включают логику, анализ и систематизацию данных. Результаты работы представлены в статье, в которой автор анализирует состояние коррупции в образовании, описывает ее характеристики, формы и виды, а также предлагает способы борьбы с коррупцией в этой сфере.

В целом, данная статья представляет собой важное исследование, которое обращает внимание на проблему коррупции в образовании и предлагает ряд способов ее решения.

Коррупция в той или иной степени затронула практически все сферы российского общества. Образование как важнейший элемент социальной сферы, к сожалению, не стало исключением. Некоторое представление о масштабах распространения этого негативного явления в образовании дают результаты социологического исследования. Согласно опросу Левада-центра (признан в РФ иностранным агентом), "около трети россиян считают, что образовательные учреждения и органы власти в значительной степени подвержены коррупции".

Существует два возможных теоретических подхода к рассмотрению проблемы коррупции в системе образования. Первый способ - рассмотреть вопрос с юридической и экономической точек зрения. Какие законы были нарушены? В целом, во сколько, с точки зрения абсолютных издержек и альтернативных издержек, коррупция обходится системе образования и обществу? Другой способ - взглянуть на проблему с этической и моральной точки зрения. Как коррупция влияет на моральные и духовные аспекты тех, кто взаимодействует с системой образования? Какова социальная ответственность системы образования перед своими учащимися (с точки зрения получения учащимися мест или квалификаций, на которые они не имеют права)? Все эти факторы могут негативно сказаться на бренде и репутации (и, следовательно, на ценности) высшего образования. Существует много различных определений коррупции. На самом базовом уровне определения это "злоупотребление властью с целью материальной выгоды". В аналогичном, хотя и более развитом понимании коррупция описывается как "нарушение установленных законом барьеров, существующих между государственной должностью и частными интересами, или как злоупотребление властью в личных целях". Другое определение предполагает коррупцию как "обмен богатства на власть, когда власть коренится в социальном статусе". Существуют связи между существованием коррупции и стабильностью политических систем, существующей правовой базой, прозрачностью общественной информации, уровень подотчетности отдельных лиц и учреждений, а также эффективность существующих механизмов управления. Согласно российскому законодательству, коррупция определяется как "использование должностным лицом своих полномочий вопреки интересам государственной службы, если это деяние было совершено из корыстных или иных личных интересов и повлекло за собой существенное нарушение прав и интересов физических лиц или организаций или охраняемых законом интересов общества". или государство." Таким образом, коррупция предполагает ту или иную форму сделки с "клиентом" и сговор агента государственного учреждения, который совершается с целью личной выгоды. Коррупцию также можно классифицировать по уровню и масштабам. Можно провести различие между "мелкой" коррупцией и "системной/институциональной политической" коррупцией. Мелкая коррупция "не угрожает государству и может быть решена с помощью политического процесса".

Однако коррупция на системном/институциональном политическом уровне "подрывает здоровье общества, делая его настолько болезненным, что его обычная политика ничего не может с этим поделать". Следовательно, существует разница в том, является ли коррупция поверхностной и случайной, или же она глубоко укоренилась в обществе. Некоторые считают, что коррупция в сфере образования несколько отличается от сущности и природы коррупции в целом, что подтолкнуло к разработке таксономии коррупции. Коррупция подразделяется на конкретные услуги/функции: отбор, аккредитация, закупки, скупка проектных грантов, частное репетиторство, продажа пропусков и оценок, учителя-призраки, влияние на кадровые назначения, профессиональные проступки, собственность учебных заведений и налоги. Проблема коррупции также была разделена на различные уровни и группы – Министерство образования, регион-район, школьный уровень, уровень классного руководителя и международные агентства.

Таким образом, существует четкое различие между коррупцией в сфере образования, связанной с определенным уровнем фаворитизма, и другой формой, связанной с получением какой-либо оценки или квалификации. Румянцева разработала таксономию коррупции в образовании. Одна из категорий называется "коррупция в образовании". Эта форма вовлекает студентов в качестве агентов и оказывает непосредственное влияние на их убеждения, ценности и жизненные шансы. Это может быть, например, выплата "гонорара" за хорошие оценки. Другой классификацией коррупции в сфере образования является административная коррупция. Эта форма оказывает влияние на систему образования из-за нерациональной траты ресурсов и/или неправильного распределения, но может не предусматривать прямого участия учащихся в процессе (2005: 85-91). В связи с этим коррупция проявляется в самых различных формах в секторе образования.

Коррупция в сфере образования может проявляться в отношениях управления образованием, а также в отношениях по организации и обеспечению образовательного процесса. Управление системой образования осуществляется соответствующими государственными и муниципальными органами, которые в пределах своей компетенции формируют систему взаимодействующих органов, осуществляющих управление образованием (государственным и муниципальным), принятием и реализацией программ, направленных на развитие системы образования, мониторингом в системе образования, информационным и методическое обеспечение деятельности государственных и муниципальных органов, осуществляющих управление образованием, государственное регулирование образовательной деятельности и т.д. (п. 2 ст. 89 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации") [1]. Организация образовательной деятельности объединяет основные направления работы образовательных учреждений, а именно: учебный процесс, административную деятельность, а также хозяйственную деятельность по обеспечению образовательного процесса. В то же время особенности коррупции в образовании наиболее ярко проявляются в отношениях, которые складываются в образовательном процессе между учителем и учеником (его представителем) [2]. В свою очередь, коррупционные отношения, развивающиеся в хозяйственной деятельности образовательной организации, имеют менее выраженные черты и характерны для большинства хозяйствующих субъектов. Объект предупреждения коррупции в сфере образования имеет комплексный характер и объединяет общественные отношения, явления и процессы в сфере образования, которые обуславливают возникновение и существование коррупции. Объектом антикоррупционного предупреждения могут быть как материальные (практические) аспекты деятельности человека, общества и государства, так и духовные [3].

Следующим конструктивным признаком коррупции является использование служебного или служебноспособного положения, статуса занимаемой должности, что характерно для таких субъектов коррупции, как учителя и их представители, руководители образовательных организаций, а также инженерно-технические, административные, производственные, учебно-вспомогательные, медицинские и другие работники, выполняющие вспомогательные функции выполняет функции в случаях, предусмотренных уставом образовательного учреждения, организацией, соответствующими нормативными актами, трудовым договором, а также должностной инструкцией. Учащиеся, реализующие право на образование, родители (законные представители) обучающихся и другие лица, не являющиеся участниками образовательных отношений, но выступающие в качестве выгодоприобретателей, используют свое служебное или служебнообязанное положение, статус своего положения для достижения личных целей косвенно, через лицо, обладающее властью, статусом, влиянием, основанное на значимость и авторитет текущей должности. Использование официального, служебного положения, статуса в связи с занимаемой должностью характерно для таких представителей студентов, как старейшины студенческих академических кружков, представители студенческих профсоюзных организаций, представители студенческих советов только в тех случаях, когда они осуществляют свои соответствующие полномочия в рамках стипендиальных комиссий, комиссий по переводу и восстановлению.

К субъектам противодействия коррупции в сфере образования относятся все субъекты противодействия коррупции в этой сфере, реализующие комплекс ненасильственных мер по отношению к объекту противодействия коррупции. Классификации и типологии субъектов противодействия коррупции в сфере образования возможны по различным признакам и группам признаков. Комплекс мер по предотвращению коррупции в сфере образования имеет ключевое значение в рассматриваемой профилактической системе. Реализация антикоррупционных мер в сфере образования возможна с использованием различных ненасильственных методов, техник и средств [4]. Средства (методы) противодействия коррупции различаются по форме мероприятия, источнику передачи информации и степени вовлеченности предупреждаемых лиц в мероприятие, степени управляемости и т.д. - Профилактика коррупции - это отдельные, конкретные операции или действия субъекта профилактики, позволяющие решать определенные профилактические задачи. Профилактика коррупции является самостоятельным направлением противодействия коррупции, и применительно к образовательным организациям необходимо определить концептуальные и теоретические подходы, а также стратегическое планирование рассматриваемой деятельности на уровне государственной антикоррупционной политики.

Принятие в 2008 году Федерального закона "О противодействии коррупции" и последующее активное нормотворчество и создание организационных основ противодействия коррупции стало мощным импульсом для развития управления образованием, а также всего государственного управления России [5]. Для образовательных учреждений, как и для других организаций, отправной точкой стало введение в 2012 году в Федеральный закон "О противодействии коррупции" статьи 13.3 "Обязанность организаций принимать меры по предотвращению коррупции". Позднее включение этой статьи в Федеральный закон "О противодействии коррупции" предопределило общее отставание системы предупреждения коррупции и противодействия ей в образовательных учреждениях по сравнению с аналогичной деятельностью в государственных и муниципальных органах управления системой образования. Часть первая этой нормы предусматривает обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предотвращению коррупции.

В части второй установлено, что меры по предотвращению коррупции, принимаемые в организации, могут включать, например, определение подразделений или должностных лиц, ответственных за предотвращение коррупции и других правонарушений (пункт 1, часть 2); сотрудничество организации с правоохранительными органами (пункт 2, часть 2); разработка и внедрение стандартов и процедур, направленных на обеспечение эффективной работы организации; принятие кодекса этики и официального поведения сотрудников организации (стр. 4, часть 2); предотвращение и разрешение конфликтов интересов (стр. 5, часть 2). Соответственно, статья 13.3 "Обязанность организаций принимать меры по предотвращению коррупции" устанавливает обязанность организаций принимать меры по предотвращению коррупции и содержит примерный перечень мер, которые могут быть осуществлены организацией по своему усмотрению [6]. Таким образом, образовательные организации обязаны предотвращать коррупцию. Однако концептуальные, научно-методические, организационные и координационные основы предупреждения коррупции в образовательных учреждениях находятся на ранней стадии своего развития [7]. В современных условиях образовательные учреждения обязаны формировать и реализовывать свою антикоррупционную политику в меру своих возможностей, ресурсов и инициатив.

Эти пробелы в законодательстве - лишь малая часть "Гордиева узла" коррупционной составляющей системы образования, который можно "распутать" путем реализации целого комплекса мер:

  • Первой и наиболее острой проблемой здесь является проблема недофинансирования как самой системы образования, так и рядовых воспитателей, учительниц и воспитательницницницницкого района. Поскольку мотивы коррупции в первую очередь связаны с личной выгодой, получается, что, пожалуй, самым важным является хорошая заработная плата сотрудников, а также отлаженная система морального и материального стимулирования (поощрения, продвижения по службе) [8]. Повышение заработной платы, направление финансовых потоков на всех уровнях образования в нужное русло приведет к значительному снижению таких показателей, как взяточничество, злоупотребление служебным положением, растрата бюджетных средств и другие преступные деяния;
  • Контроль над сферой образования "сверху". Законодательство нашей страны возлагает функции управления образованием на Министерство образования и науки Российской Федерации. Большие контрольно-надзорные полномочия делают это министерство полноправным участником борьбы со всеми проявлениями коррупции, которые обосновались в его сфере. Обновленный Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", возможность принятия соответствующих правовых актов, позволяют в полной мере реализовать антикоррупционный план в этой небольшой, но в то же время необходимой социально-экономической и общественно-политической части страны. Реализация этих полномочий уже приносит свои плоды [9]. Если раньше взяточничество в вопросе лицензирования и аккредитации университетов снимало все вопросы, то государственный служащий органа управления образованием, который "подписывал" лицензию на ведение образовательной деятельности, затем контролировал эту деятельность соответствующего университета, что способствовало низкому уровню контроля за деятельностью университетов, поскольку инспекторы были заинтересованы в хороших результатах контрольных проверок, теперь благодаря реакции "сверху" эти функции распределены между разными инстанциями;
  • Усиление работы "силового блока" в вопросах выявления, пресечения и раскрытия преступлений в этой сфере. Из года в год грамотно проводимые оперативно-розыскные мероприятия, качественное и незамедлительное осуществление предварительного расследования, принятие полного комплекса мер при поступлении сообщений о коррупции в сфере образования, о чем свидетельствует статистика, отраженная в данной статье, различные правоохранительные органы успешно справляются с "карательную" роль, но все же требуют повышенной самоотдачи в связи с постоянным ростом преступности в этой сфере;
  • Внешний контроль. В дополнение к традиционным, с точки зрения государства, мерам по борьбе со взяточничеством и другими проявлениями коррупции, необходимо также укреплять институты гражданского контроля, включая контроль качества преподавания, оценку независимыми экспертами фактически приобретенных знаний и навыков, а также появление системы конкурентная среда на рынке труда среди специалистов при устройстве на работу и уровень дохода сотрудника действительно будут, это не зависит от наличия диплома о высшем образовании как такового, но о его реальной квалификации [10].

В зависимости от уровня коррупции, незначительной или системной/институциональной, приведенный выше материал указывает на более серьезный вариант, который в настоящее время затрагивает систему высшего образования в России. Это означает, что это не является чем-то случайным и с этим нельзя справиться в рамках "нормального" политического процесса и структуры, требуются экстраординарные усилия, чтобы разорвать порочный круг и систему укоренившейся коррупции. Действующая система отражает обе классификации коррупции Румянцевой, административные и образовательные формы, она пронизывает все уровни сектора. Профессор Руслан Шульга с кафедры гражданского общества МГИМО утверждает, что требуется только "корневая" реформа всей университетской системы. Он рекомендует сократить количество учебных заведений, увеличить расходы на образование, ввести более беспристрастную систему оценки и создать специальные механизмы, такие как "горячие линии" и "сторожевые псы" в университетах. Однако в обществе все еще существуют культурные и бюрократические блоки. "Даже если правительство сможет согласовать эффективный план, до его реализации еще далеко. Тем временем коррупция будет продолжать разрушать страну". Кляйн также поддерживает долгосрочный подход к реформе, требующий дополнительного активного участия журналистов и гражданского общества, если есть хоть какой-то шанс на успех. Таким образом, на основе анализа распространения коррупции в российском обществе можно сделать следующие выводы:

1) Коррупция широко распространена в современной российской системе образования, что приводит к деградации страны, сопротивляющейся попыткам модернизации. Коррупция равномерно распределена в частных и государственных учреждениях.

2) Наиболее существенной причиной коррупции является низкое качество подготовки к школе, которое не позволяет учащимся хорошо подготовиться к вступительным экзаменам.

3) Размывание конституционного принципа равных возможностей. Этот принцип обычно называют "бесплатным образованием". Это означает, что стартовые возможности изначально неравны, которые делятся между теми, кто может и не может платить "необходимые" взятки.

4) Приводит к морально-этической деградации общества в целом.

5) Отсутствие объективности, честности и высоких этических стандартов в университетах, что приводит к лишению высших учебных заведений государственной поддержки. Рост коррупции дискредитирует квинтэссенцию университетского образования.

6) Коррупция снижает уровень знаний, а значит, ухудшает качество человеческого капитала и потенциал общества.

7) Важно принять следующие меры по борьбе с коррупцией: - повысить качество школьного образования; - повысить материальную и моральную мотивацию преподавателей к качественной подготовке учащихся; - ограничить контроль контролирующих органов над вузами; - усовершенствовать антикоррупционное законодательство. Аспекты этического воспитания и этика в образовании могут взаимно усиливать друг друга, создавая людей и институты, которые свободны или, по крайней мере, сводят к минимуму снижение уровня коррупции.

В настоящее время ситуация воспроизводит физические и психологические условия, которые просто воспроизводят и вызывают сохранение статус-кво в отношении коррупции у следующего поколения граждан. У обычных людей сложные отношения с коррупцией, с одной стороны, это нечто презренное. Однако они также смиряются с процессом и участвуют в нем и, следовательно, увековечивают систему.

Выводы. Коррупционные цели в сфере образования разнообразны и имеют свою специфику. Субъекты пассивного подкупа в сфере образования, как правило, независимо от сферы образовательной деятельности, используют свое служебное положение (статус) с целью получения выгод, как материальных, так и нематериальных. Коррупционные цели субъектов активного подкупа зависят от сферы образовательной деятельности, в которой совершается коррупционное правонарушение: образовательный процесс, административно-хозяйственная деятельность образовательной организации. Таким образом, студент использует коррупционные отношения в учебном процессе для получения промежуточной или итоговой аттестации. В административной деятельности студент может преследовать цели получения жилья в общежитии, перехода с платной формы обучения на бюджетную.

Классификации и типологии коррупции в сфере образования разнообразны и могут проводиться по разным основаниям. Например, в зависимости от типа образовательных организаций можно выделить коррупцию, существующую в дошкольных, общеобразовательных, профессиональных организациях и организациях высшего образования.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что коррупция в сфере образования - это негативное социально-правовое явление, существующее в общественных отношениях в сфере образования и заключающееся в злоупотреблении служебным положением, статусом участниками отношений в сфере образования с целью извлечения материальных и (или) неимущественных выгод - материальные выгоды для себя или третьих лиц, а также при предоставлении таких льгот.

На сегодняшний день остается открытым вопрос, возможно ли победить коррупцию, и самое главное, как это сделать. В конце этого краткого экспресс-анализа Дмитрий Медведев сказал: "Коррупция стала системной проблемой. И мы должны противостоять этой системной проблеме с помощью системных мер реагирования".

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Акунченко Е. А. Игровые технологии в формировании нетерпимого отношения к коррупции в избирательном процессе среди несовершеннолетних // Гражданское образование в информационный век: воспитание демократической гражданственности и правовое образование: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Т. В. Болотиной, Е. Г. Пригодич, В. С. Ткаченко. Красноярск: Типография «Город», 2014. С. 80-86.
  2. Ванюхина Н. В., Скоробогатова А. И. Устранение конфликта интересов педагога как фактор профилактики корруп-циогенного поведения в сфере образования // Диалектика противодействия коррупции: мат-лы III Всерос. науч.-практ. конф. Казань, 2013. С. 31-34.
  3. Грошев И. Л., Грошева И. А. Ключевые факторы коррупции в российской системе образования // Terra Economicus. 2010. Т. 8, № 3. С. 113-121.
  4. Дергачев С. В. О некоторых правовых аспектах урегулирования конфликта интересов в образовательной сфере // Марийский юридический вестник. 2015. Т. 1, № 4 (15). С. 116-118.
  5. Монахов О. Н., Захаров Н. В. Конфликт интересов преподавателя вуза в системе противодействия коррупции // Актуальные вопросы современной науки. 2015. № 39. С. 253-264.
  6. Ильин Г. Л. О бюрократизации и коррупции в отечественном образовании // Школьные технологии. 2012. № 6. С. 9-17.
  7. Кабанов П. А. Антикоррупционное консультирование как разновидность антикоррупционного просвещения: понятие и содержание // Административное и муниципальное право. 2015. № 6. С. 634-642.
  8. Кабанов П. А. Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4. С. 42-51.
  9. Кабанов П. А. О соотношении антикоррупционного образования и антикоррупционного просвещения как видов антикоррупционной деятельности // Административное и муниципальное право. 2015. № 9. С. 978-985.
  10. Кирилловых А. А. Публичная служба и конфликт интересов в сфере высшего образования: проблемные вопросы // Законодательство и экономика. 2015. № 2. С. 29-43.

 

Shutaya R.P.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

(St. Petersburg, Russia)

 

Scientific advisor:

Shvetsov K.V.

Associate Professor

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

(St. Petersburg, Russia)

 

ANTI-CORRUPTION IN FIELD OF EDUCATION.

MANIFESTATION OF CORRUPTION IN FIELD OF EDUCATION

 

Abstract: this article discusses topical issues of countering corruption crimes in the Russian education system.

 

Keywords: corruption in education, corruption in universities, problems of Russian education.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Шутая Р.П., Швецов К.В. АНТИКОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №4 (61) том 1. С. 215 - 228. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7665 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7665



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.