'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 1
  4. Научная статья № 47

Просмотры  146 просмотров

Ракитин А.С.

  


КНЯЖЕСКИЕ МОЛИТВЫ В ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены княжеские молитвы Повести Временных Лет (ПВЛ). Дано определение княжеской молитвы ПВЛ, предложена классификация княжеских молитв. Описаны структура и ключевые особенности основных, наиболее объемных княжеских молитв. Наиболее объемные княжеские молитвы произнесены святыми и праведными князьями и соотносятся с библейской и литургической традицией, по отдельности они раскрывают содержание деятельности или подвига князя, а все вместе описывают становление христианства на Руси   

Ключевые слова:
Повесть временных лет, летописание Древней Руси, княжеские молитвы, молитва   


УДК 94

Ракитин А.С.
диакон, студент магистратуры
Сретенская духовная академия
(г. Москва, Россия)

КНЯЖЕСКИЕ МОЛИТВЫ В ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

 

Аннотация: в статье рассмотрены княжеские молитвы Повести Временных Лет (ПВЛ). Дано определение княжеской молитвы ПВЛ, предложена классификация княжеских молитв. Описаны структура и ключевые особенности основных, наиболее объемных княжеских молитв. Наиболее объемные княжеские молитвы произнесены святыми и праведными князьями и соотносятся с библейской и литургической традицией, по отдельности они раскрывают содержание деятельности или подвига князя, а все вместе описывают становление христианства на Руси.

 

Ключевые слова: Повесть временных лет, летописание Древней Руси, княжеские молитвы, молитва.

 

Молитва является неотъемлемой частью Предания Церкви, она всегда имела огромное значение для верующего христианина. Обращенная к теме молитвы литература всегда вызывала интерес в христианском обществе, а сами тексты молитв бережно сохранялись и передавались на протяжении веков. Являясь центром богослужебной жизни и существенной частью личной жизни христианина, молитва заключала в себе те идеи и ценности, которые определяли мировоззрение человека. Молитвы известны и в письменности Древней Руси, которая в значительной мере является выражением Предания Церкви.

Молитва – текст, который обращен к Богу, Богородице, ангелам, святым, Кресту и может быть произнесен. Княжеская молитва (КМ) - молитва, которая оформлена как прямая речь и вложена в уста князя. Критерий, который позволит выделить именно молитву, – соответствие Преданию Церкви.

Хотя те или иные тексты молитв древнерусского происхождения рассматривались довольно часто, посвященных комплексному исследованию молитв ПВЛ работ практически нет. Тема молитвы в письменности Древней Руси - центральная в диссертации Дж. Бейч, где молитвы рассматриваются как отражение возникающих в народе представлений о государственности и о «духовности» [1. C. 8], молитвы не имеют исторической достоверности и представляют собой «единый миф» [1. C. 19]. Из княжеских молитв ПВЛ в работе Бейч рассмотрены только молитвы св. Владимира и мчч. Бориса и Глеба.

Основательно молитвы ПВЛ были рассмотрены В. С. Савельевым, который исследует ПВЛ с позиций лингвистики. Он рассматривает все случаи, когда в ПВЛ встречается текст молитвы или ее описание. В опоре на святоотеческую традицию В. С. Савельев предложил выделять хвалебные, просительные, покаянные, благодарственные и ходатайственные молитвы [4. C. 18-19]. Предложенная В. С. Савельевым классификация молитв учитывает и все случаи упоминания их в летописном тексте. Рассматривая сами тексты встречающихся в ПВЛ молитв, удобнее выделять: молитвы летописца, княжеские молитвы, монашеские молитвы и молитвенные фразы. В данной работе будут рассмотрены княжеские молитвы – молитвы, встречающиеся в ПВЛ наиболее часто. КМ оформлены в тексте ПВЛ как прямая речь, большая и основная часть КМ читаются под 988-1019 годами, произносятся святыми или праведными князьями. Среди КМ встречаются просительные и ходатайственные молитвы, но более содержательной видится другая их классификация. КМ может быть отнесена к жизни и подвигу определенного князя, который или совершает молитву, или упоминается в ней, или молитва обращена к этому князю. Выделяются 14 КМ в нескольких категориях:

  1. Объединенные темой Владимира Святого (произнесенная св. Владимиром при взятии Корсуня под 988 г., им же при Крещении киевлян под 988 г., им же после освящения Десятинной церкви под 966 г.)
  2. Объединенные темой Мучеников Бориса и Глеба (две молитвы, произнесенные самими мчч. Борисом и Глебом перед кончиной под 1015 г., молитва Ярослава перед битвой под 1015 г. и две молитвы Ярослава перед битвой под 1019 г., молитва Ярополка о кончине под 1086 г.)
  3. Малые КМ (все остальные молитвы: молитва Ольги о Русской земле под 955 г., молитва Мстислава во время поединка под 1022 годом, молитва Всеслава на Крестовоздвижение под 1068 г., молитва Василька Теребовльского под 1097 г., молитва Владимира Мономаха после победы под 1103 г.).

КМ третьей категории имеют небольшой объем, оформлены как фраза-высказывание и практически все основаны на библейских цитатах. В данной работе будут рассмотрены только объемные КМ первой и второй категории.

При рассмотрении КМ необходимо обращать внимание на фразы, которые вводят и закрывают молитву. В. С. Савельев рассматривает оформленную прямой речью молитву как «коммуникативное событие», где предваряющая молитву фраза, отражает структуру события и указывает на его тип [5. C. 16]. Обрамление прямой речи вводными и заключительными фразами в ПВЛ и в текстах Евангелий часто оказывается схожим.

Базовая структура библейской молитвы, соответствующая формуле заключения завета, была описана Ч. Джираудо. Такая молитва должна включать вступительную или анамнетическую часть, содержащую глаголы изъявительного наклонения, и заключительную или эпиклетическую часть, содержащую глаголы повелительного наклонения [2. C. 431]. При этом такая молитва может содержать библейскую цитату, отражающую одну из ее ключевых идей. Джираудо Ч. предложил применять такой подход для анализа эволюции евхаристической молитвы, но его можно применить и для анализа важнейших КМ. Подход Ч. Джираудо может быть расширен механически: в структуре молитвы могут быть выделены блоки с оптативами или конъюнктивами и проч.

Молитва св. Владимира по Крещении киевлян [3. Стю. 118] начинается фразой «Х(рист)е Б(ож)е сотворивыи н(е)бо и землю», которая представяет собой всю вводную часть, и в которой видят обычно ссылку на молитву апостолов (Деян.4:24-30). Однако между Крещением киевлян и событиями Деян.4:24 нет прямого сюжетного сходства, а данное чтение из Деяний звучит на богослужении очень редко. Вернее видеть за этими словами ссылку на Быт.1:1, где Бог называется Творцом всего, и далее эта идея и это обращение к Богу проходит чрез всю Библию. Среди прочего наиболее интересны 2 царские молитвы: молитва царя Езекии (4Цар.19:15-19) и молитва царя Манассии, которая относительно часто встречается на богослужении и обращена к Богу покаявшимся грешником, кардинально изменившим свою жизнь. Тема «нового человека», также открывающая эту КМ, - одна из важнейших тем чина Таинства Крещения, вся начальная фраза обращена к теме нового творения (2Кор.5:17).

Молитва св. Владимира по освящении Десятинной Церкви [3. Стб. 124] на первый взгляд включает звательную форму «Г(оспод)и Б(ож)е» и пространную заключительную часть. На самом деле вступительная часть содержит ключевую библейскую цитату из (Пс.79:15-16) «Призри с небесе…», которая произносится служащим епископом при благословении на Литургии. Тогда видно, что первая часть описывает благодеяния Бога, заключительная же часть молитвы начинается со слов «и призри на ц(е)рк(о)вь·твою си». Содержательно прошение заключительной части соответствует прошению молитвы Соломона после постройки Первого Храма (3Цар.8:23-53), но текстуально это прошение находит соответствие в первой епископской молитве в чине освящения храма, которая должна читаться «велегласно». Т.о. в этой молитве в уста св. Владимира дважды вкладываются слова епископа.

Молитва св. Бориса перед кончиной [3. Стб. 133] лучше всего отражает двухчастную структуру и создает впечатление самой «правильной» из всех княжеских молитв. Во вступительной части молитвы внимание обращено на Крестные страдания Христа, В. С. Савельев видит здесь отсылку к отпусту утрени, приводя пример отпуста Великой Субботы [4. C. 17]. Действительно, вводная фраза отмечает, что св. Борис произнес молитву «кончавъ заоутреню», но текстуально отсылка к отпусту читается в словах «иже … сп(а)с(е)нья ради нашего·изволивъ», который встречаются в любом Господском отпусте. Конкретное содержание текста отсылает нас к циклу Страстной седмицы вообще и более всего к Великой Пятнице. Фраза «явисѧ на земли» отсылает к догматику 8-го гласа. Заключительная часть начинается с конструкиции «тако и мене imperat.» в которой отражается сюжет: Св. Борис смотрит на икону Христа, вспоминает о его Крестных муках и сам хочет быть участником Крестного страдания, уподобляясь так Христу. Он уже уподобляется Христу тем, что молится за своих убийц (Лк.23:34), (Деян.7:60).

Молитва св. Глеба перед кончиной [3. Стб. 136] названа молитвой как в вводной, так и в заключительной фразе, хотя структурно и содержательно более напоминает «плач». Композиционно это две молитвы, каждая из которых повторяет прошение о мученической кончине вместе с братом: первая, малая, обращена к Богу, вторая, пространная, к брату-мученику расширена блоком, содержащим «плач». Специфическая структура указывает на иной принцип организации молитвенного текста: он более похож на стихиру или тропарь, а связь с молитвой св. Бориса обращает к событиям Страстных дней. Слова «оувы мнѣ» начинают текст молитвы св. Глеба, а в рамках Страстного цикла эти слова регулярно встречаются в песнопениях плача Богородицы, например, 3-я стихира на «Господи воззвах» и канон повечерия Великой Пятницы обычной Триоди. Молитвы св. Бориса и Глеба обращают к событиям Страстных дней.

Две молитвы Ярослава перед битвой на Альте [3. Стб. 144] - первая Богу и вторая Борису и Глебу образуют единую композицию и разделены фразой «помоливъсѧ и рекъ». Эта фраза только первую из молитв называет собственно молитвой. Наблюдается структурное сходство первой молитвы и молитвы св. Бориса: вводная часть опирается на описание библейского сюжета, а вторая, более короткая, начинается словом «тако». Вводная часть первой молитвы представляет собой трансформированную цитату из Быт.4:10 и Мф.22:35 [4. C. 21], а заключительная включает несколько слов. Вторая молитва включает звательную форму и просьбу о молитвенной помощи у убитых братьев. Базовая структура молитвы предполагает, что обоснование прошения второй части молитвы содержится в ее первой части. Во второй молитве такое обоснование – «убиицю и гордаго» – является заключением, это указывает на статус молитвы: Ярослав призывает убитых братьев молится Богу вместе с ним. Автор молитв придает особенное значение подвигу мчч. Бориса и Глеба и не сомневается в их святости, хотя обращение к князьям мученикам не называется молитвой.

Молитва Ярополка о кончине [3. Стб. 207] лаконична, вводная часть содержит звательную форму, вторая часть содержит прошение о мученической кончине, цель которого разъясняется следующим далее блоком с глаголами желательного наклонения. Слова «приими молитву мою» часто встречается в начале молитв, эти слова могут указывать на регулярное совершение Ярополком данной молитвы, что подтверждается вводной фразой. С самого начала молитва отсылает к жертве Бориса и Глеба, как и князья-мученики Ярополк желает принести жертву, и его также пронзают мечем. Борис, Глеб и Ярополк закалываются также, как и ветхозаветные жертвы, которые были сердцевиной ветхозаветного богослужения. В этих случаях КМ предлагает рассматривать саму жизнь князя как участие в богослужении, а окончание жизни – как участие в Страданиях Христа, участие в Евхаристии.

Предложены определение КМ и их классификация. Рассмотрены особенности всех наиболее объемных молитв ПВЛ. Каждая из этих молитв произнесена лицом, которое почитается сегодня в Церкви в лике святых. В основании каждой из этих молитв лежит либо просветительская деятельность св. Владимира, либо мученичество Бориса и Глеба, словами молитвы летописец описывает смысл ключевых событий христианизации Руси. Соотнесенность КМ с библейской и литургической традицией выражается в их структуре и содержании, в текстологических отсылках. Характерно, что молитвы св. Владимира соотносятся с чинами Крещения, освящения храма, описывает епископское служение, а молитвы мчч. Бориса и Глеба строятся вокруг темы жертвы, что указывает на обращенность их к богослужению (Пс.140:2) и Таинству Евхаристии. Относительно литургической традицией объемные КМ образуют единую систему, отражающую становление христианства в Древней Руси, которая вписывается в схему «от Крещения к Евхаристии».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Bache J. H. (1997) The emerging perceptions of nationhood and spirituality in the prayers of the Early Slavs and of Kievan Rus' within their literary context. [Doctoral dissertation, University College London]
  2. Джираудо Ч. Литературная структура евхаристической молитвы. – Материалы V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах». – М.: СББК, 2009 – С. 361-369.
  3. Полное Собрание Русских Летописей, том I. - Издание 2-е. Лаврентьевская летопись. Вып. 1: Повесть временных лет. - Л., 1926.
  4. Савельев В. С. Молитва в "повести временных лет" (статья 1) // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. – 2017. – Т. 76. – № 6. – С. 16-24.
  5. Савельев, В. С. О способах оформления прямой речи в древнерусском тексте (на материале "Повести временных лет") // Мир русского слова. – 2008. – № 4. – С. 14-21.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Ракитин А.С. КНЯЖЕСКИЕ МОЛИТВЫ В ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ // Вестник науки №4 (61) том 1. С. 229 - 236. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7666 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7666



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.