'
Криворот В.С.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ СФЕРЫ FASHION-РИТЕЙЛА В ПЕРИОД САНКЦИЙ *
Аннотация:
статья посвящена рассмотрению текущей ситуации в сфере ритейла в России в 2022-2023 годах. Проведен анализ и выявлены основные проблемные зоны для различных компаний и рынка в целом. Интерпретированы результаты исследования с последующими выводами о будущем положении международных компаний. Выявлены тренды развития отрасли в России
Ключевые слова:
санкции, fashion-ритейл, риски, международные компании, логистика, локальные бренды
УДК 33
Криворот В.С.
студентка 2 курса магистратуры
программа «Проектный менеджмент и управление качеством»
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
(г. Санкт-Петербург, Россия)
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ
КОМПАНИЙ СФЕРЫ FASHION-РИТЕЙЛА В ПЕРИОД САНКЦИЙ
Аннотация: статья посвящена рассмотрению текущей ситуации в сфере ритейла в России в 2022-2023 годах. Проведен анализ и выявлены основные проблемные зоны для различных компаний и рынка в целом. Интерпретированы результаты исследования с последующими выводами о будущем положении международных компаний. Выявлены тренды развития отрасли в России.
Ключевые слова: санкции, fashion-ритейл, риски, международные компании, логистика, локальные бренды.
На момент начала 2022 года аналитики прогнозировали рост продаж ритейла на 10%. Однако, стоит отметить, что реальность часто вносит свои коррективы даже в идеально отлаженные механизмы и продуманные планы. Введение санкций, закрытие границ и уход многих компаний с российского рынка внесли серьезные коррективы в деятельность российского fashion-ритейл.
Актуальность темы исследования обосновывается тем, что за последний год геополитическая ситуация резко изменилась. Это повлекло за собой изменения в структуре бизнеса в России. Всем иностранным гигантам рынка fashion-ритейла пришлось приостановить свою деятельности, а некоторые и вовсе распродали товар и закрыли торговые точки. По данным консалтингового агентства Knight Frank Russia наибольшую долю в структуре ушедших брендов занимают именно fashion-компании (19%). Рынок оказался в неоднозначной ситуации: ниша освободилась, однако локальные бренды не справляются с объемами ушедших компаний. Также сокращение сотрудничества с зарубежными компаниями вынудило локальные бренды искать новых поставщиков сырья, а также поднимать цены на товары.
Целью исследования стало проведение анализа текущей ситуации в сфере fashion-ритейла в России, и выявление изменений в положении многих компаний и рассмотрение дальнейших перспектив российского ритейла.
Рассматривая проблему масштабно, можно выделить факторы, с которыми столкнулись различные сферы российского бизнеса в новых реалиях:
Рассматривая весь объем импорта сырья в Россию на начало 2022 года стоит отметить, что в структуре импорта текстиля наиболее крупными поставщиками являлись Китай (4660 млн.долл), Бангладеш(845 млн.долл), Белоруссия(705 млн.долл), Узбекистан(693 млн.долл), Турция(681 млн.долл), Италия(570 млн.долл) и тд [4].
Однако, сложность swift-переводов, нестабильность курса доллара, новые логистические маршруты и прочие факторы сделали невыгодным сотрудничество для российских производителей. Перед ними встал выбор: продолжать закупать у зарубежных партнеров, увеличивая издержки, поднимать при этом цены, или искать отечественных поставщиков тканей и фурнитуры. Локальные российские бренды, такие как Lime, 12storeez, SHU и др. продолжают поддерживать торговые отношения с зарубежными партнерами и уже подняли цены на 5-10%, и планируют в текущем году поднять еще в среднем на 10%. Покупательная способность населения при этом снизилась и трудно оценить сохранится ли спрос при таком повышении цен.
Рассматривая проблему предметно, можно проанализировать ситуацию, в которой оказалась компания UNIQLO. В марте компания приостановила свою деятельность из-за нарушения логистических цепочек и сложностей с международными денежными операциями. Компания как могла поддерживала сотрудников. Первые несколько месяцев закрытия компания пыталась разрабатывать проекты по восстановлению бизнеса в России, поиску новых логистических цепочек. Однако, особенности японской культуры не позволили компании «хитрить» и искать обходные пути, а также исследования аналитиков компании показали, что при перестройке логистики цены на продукцию придется поднять более чем на 25%, чтобы сохранить прежний уровень рентабельности.
В октябре 2022 года руководство приняло нетипичное для компании решение: выход на маркетплейс Lamoda, где начали распродавать свои стоки по оригинальным ценам на момент закрытия. Однако, издержки на содержание пустых магазинов и сотрудников вынудили полностью закрыть большинство магазинов, в связи с отсутствием обозримых перспектив возобновления работы. По состоянию на конец марта 2023 года из 50 магазинов по всей России уже полностью закрыли около 35 торговых точек и уволили более 70% сотрудников. Однако руководство компании, как и многих крупных международных компаний искренне надеется на стабилизацию геополитической обстановки и возможность возобновления своей работы в ближайшем будущем.
В похожей ситуации оказались и магазины сети Inditex, Adidas и др. Бренд H&M в свою очередь полностью закрыл свой бизнес в декабре 2022 года. А сеть Inditex договорилась о продаже бизнеса в России ливанскому ритейлеру Daher. Компания планирует открыть магазины, которые заменят привычные потребителям Zara, Bershka, Pull&Bear уже в середине апреля 2023 года.
Однако, стоит отметить, что на российском рынке существует несколько крупных местных сетей, которые с уходом гигантов рынка имеют, в отличие от локальных брендов, возможности для расширения и развития. Их влияние пока не так велико, однако при правильной стратегии, они могут стать лидерами в отрасли российского fashion-ритейла. Например, группа компаний Melon Fashion Group начала заметно расширять свой бизнес, увеличив выручку за 2022 год по сравнению с аналогичными периодами 2021 года. В компании заявили, что к концу 2023 года планируют открыть 250 магазинов на площадях ушедших брендов. Одновременно компания намерена трансформировать большое количество групп товаров. Например, в Zarina появится мужская одежда, в Befree уже заметно расширили категории белья, спортивной одежды и обуви, в Sela появилась категория одежды baby 0+ [1].
Аналитики считают, что сфера fashion-ритейла сможет полностью восстановиться только к 2025 году, что в свою очередь определяет тренды развития.
С 2020 года рынок fashion-ритейла переживает все новые и новые потрясения. Однако, гибкость российского потребителя, поддержка государства и структурная перестройка экономики поможет рынку выжить в такой непростой экономической ситуации, а также создаст новые возможности для развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 2
Ссылка для цитирования:
Криворот В.С. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ СФЕРЫ FASHION-РИТЕЙЛА В ПЕРИОД САНКЦИЙ // Вестник науки №4 (61) том 2. С. 35 - 40. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7702 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*