'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 2
  4. Научная статья № 8

Просмотры  76 просмотров

Криворот В.С.

  


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ СФЕРЫ FASHION-РИТЕЙЛА В ПЕРИОД САНКЦИЙ *

  


Аннотация:
статья посвящена рассмотрению текущей ситуации в сфере ритейла в России в 2022-2023 годах. Проведен анализ и выявлены основные проблемные зоны для различных компаний и рынка в целом. Интерпретированы результаты исследования с последующими выводами о будущем положении международных компаний. Выявлены тренды развития отрасли в России   

Ключевые слова:
санкции, fashion-ритейл, риски, международные компании, логистика, локальные бренды   


 УДК 33

Криворот В.С.

студентка 2 курса магистратуры

программа «Проектный менеджмент и управление качеством»

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ

КОМПАНИЙ СФЕРЫ FASHION-РИТЕЙЛА В ПЕРИОД САНКЦИЙ

 

Аннотация: статья посвящена рассмотрению текущей ситуации в сфере ритейла в России в 2022-2023 годах. Проведен анализ и выявлены основные проблемные зоны для различных компаний и рынка в целом. Интерпретированы результаты исследования с последующими выводами о будущем положении международных компаний. Выявлены тренды развития отрасли в России.

 

Ключевые слова: санкции, fashion-ритейл, риски, международные компании, логистика, локальные бренды.

 

На момент начала 2022 года аналитики прогнозировали рост продаж ритейла на 10%. Однако, стоит отметить, что реальность часто вносит свои коррективы даже в идеально отлаженные механизмы и продуманные планы. Введение санкций, закрытие границ и уход многих компаний с российского рынка внесли серьезные коррективы в деятельность российского fashion-ритейл.

Актуальность темы исследования обосновывается тем, что за последний год геополитическая ситуация резко изменилась. Это повлекло за собой изменения в структуре бизнеса в России. Всем иностранным гигантам рынка fashion-ритейла пришлось приостановить свою деятельности, а некоторые и вовсе распродали товар и закрыли торговые точки. По данным консалтингового агентства Knight Frank Russia наибольшую долю в структуре ушедших брендов занимают именно fashion-компании (19%). Рынок оказался в неоднозначной ситуации: ниша освободилась, однако локальные бренды не справляются с объемами ушедших компаний. Также сокращение сотрудничества с зарубежными компаниями вынудило локальные бренды искать новых поставщиков сырья, а также поднимать цены на товары.

Целью исследования стало проведение анализа текущей ситуации в сфере fashion-ритейла в России, и выявление изменений в положении многих компаний и рассмотрение дальнейших перспектив российского ритейла.

Рассматривая проблему масштабно, можно выделить факторы, с которыми столкнулись различные сферы российского бизнеса в новых реалиях:

  • Закрытие магазинов может снизить арендный доход торговых центров по итогам года на 30-50%. Оставшиеся арендаторы требуют скидок.
  • Уход крупных компаний создал падение трафика проходимости в торговых центрах более чем на 15%;
  • Выход крупных западных корпораций с российского рынка ведет к снижению конкуренции в сегменте масс-маркета, потребителям все сложнее стало найти хорошее качество за доступные деньги;
  • С уходом крупных сетей, таких как Zara, Pull & Bear, Massimo Dutti, Oysho, Bershka и Stradivarius, H&M, UNIQLO были разорваны трудовые договоры с десятками тысяч сотрудников, что безусловно спровоцирует рост безработицы;
  • Предприниматели стали больше времени уделять не продажам и развитию, а попыткам найти новых поставщиков товаров и сырья. Многие логистические компании подняли цены на перевозку товаров почти в 2 раза, а некоторые производители и вовсе столкнулись с невозможностью доставки товаров.

 

Рассматривая весь объем импорта сырья в Россию на начало 2022 года стоит отметить, что в структуре импорта текстиля наиболее крупными поставщиками являлись Китай (4660 млн.долл), Бангладеш(845 млн.долл), Белоруссия(705 млн.долл), Узбекистан(693 млн.долл), Турция(681 млн.долл), Италия(570 млн.долл) и тд [4].

Однако, сложность swift-переводов, нестабильность курса доллара, новые логистические маршруты и прочие факторы сделали невыгодным сотрудничество для российских производителей. Перед ними встал выбор: продолжать закупать у зарубежных партнеров, увеличивая издержки, поднимать при этом цены, или искать отечественных поставщиков тканей и фурнитуры. Локальные российские бренды, такие как Lime, 12storeez, SHU и др. продолжают поддерживать торговые отношения с зарубежными партнерами и уже подняли цены на 5-10%, и планируют в текущем году поднять еще в среднем на 10%. Покупательная способность населения при этом снизилась и трудно оценить сохранится ли спрос при таком повышении цен.

Рассматривая проблему предметно, можно проанализировать ситуацию, в которой оказалась компания UNIQLO. В марте компания приостановила свою деятельность из-за нарушения логистических цепочек и сложностей с международными денежными операциями. Компания как могла поддерживала сотрудников. Первые несколько месяцев закрытия компания пыталась разрабатывать проекты по восстановлению бизнеса в России, поиску новых логистических цепочек. Однако, особенности японской культуры не позволили компании «хитрить» и искать обходные пути, а также исследования аналитиков компании показали, что при перестройке логистики цены на продукцию придется поднять более чем на 25%, чтобы сохранить прежний уровень рентабельности.

 В октябре 2022 года руководство приняло нетипичное для компании решение: выход на маркетплейс Lamoda, где начали распродавать свои стоки по оригинальным ценам на момент закрытия. Однако, издержки на содержание пустых магазинов и сотрудников вынудили полностью закрыть большинство магазинов, в связи с отсутствием обозримых перспектив возобновления работы. По состоянию на конец марта 2023 года из 50 магазинов по всей России уже полностью закрыли около 35 торговых точек и уволили более 70% сотрудников. Однако руководство компании, как и многих крупных международных компаний искренне надеется на стабилизацию геополитической обстановки и возможность возобновления своей работы в ближайшем будущем.

В похожей ситуации оказались и магазины сети Inditex, Adidas и др. Бренд H&M в свою очередь полностью закрыл свой бизнес в декабре 2022 года. А сеть Inditex договорилась о продаже бизнеса в России ливанскому ритейлеру Daher. Компания планирует открыть магазины, которые заменят привычные потребителям Zara, Bershka, Pull&Bear уже в середине апреля 2023 года.

Однако, стоит отметить, что на российском рынке существует несколько крупных местных сетей, которые с уходом гигантов рынка имеют, в отличие от локальных брендов, возможности для расширения и развития. Их влияние пока не так велико, однако при правильной стратегии, они могут стать лидерами в отрасли российского fashion-ритейла. Например, группа компаний Melon Fashion Group начала заметно расширять свой бизнес, увеличив выручку за 2022 год по сравнению с аналогичными периодами 2021 года. В компании заявили, что к концу 2023 года планируют открыть 250 магазинов на площадях ушедших брендов. Одновременно компания намерена трансформировать большое количество групп товаров. Например, в Zarina появится мужская одежда, в Befree уже заметно расширили категории белья, спортивной одежды и обуви, в Sela появилась категория одежды baby 0+ [1].

Аналитики считают, что сфера fashion-ритейла сможет полностью восстановиться только к 2025 году, что в свою очередь определяет тренды развития.

  • Рост рынка e-commerce, активное продвижение местными ритейлерами своих услуг через яркий визуальный контент;
  • Рост количества инвестиционных проектов в локальный бизнес;
  • Переориентация в сторону отечественных брендов, разворот и расширение производства должны способствовать восстановлению макроэкономических показателей;
  • Возрастающая роль рационального потребления. Маркетинг и продуктовые стратегии становятся на путь осознанного потребления, устойчивого развития, этичности. Теперь вместо того, чтобы покупать много и дешево покупатели станут более рационально подходить к выбору.

С 2020 года рынок fashion-ритейла переживает все новые и новые потрясения. Однако, гибкость российского потребителя, поддержка государства и структурная перестройка экономики поможет рынку выжить в такой непростой экономической ситуации, а также создаст новые возможности для развития.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Миронова В. Ритейл-2022: разрыв связей, уход брендов, параллельный импорт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.retail.ru/articles/riteyl-2022-razryv-svyazey-ukhod-brendov-parallelnyy-import/ (дата обращения: 10.03.2023)
  2. Ситуация на fashion-рынке и вызовы 2023 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.retail.ru/articles/situatsiya-na-fashion-rynke-i-vyzovy-2023-goda/ (дата обращения: 29.03.2023)
  3. Неретина М., Романова Т., Перемитин Г. «Просто не выжить»: торговые центры в кризисе и просят поддержки государства [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/459147-prosto-ne-vyzit-torgovye-centry-v-krizise-i-prosat-podderzki-gosudarstva?ysclid=lcygrx792x973279988 (дата обращения: 08.03.2023)
  4. Шевченко А.Г. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ FASHION-RETAIL В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ 2022 ГОДА // Вестник науки. 2022. №5 (50). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-kompaniy-v-sfere-fashion-retail-v-usloviyah-sanktsiy-2022-goda  (дата обращения: 10.03.2023). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Криворот В.С. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ СФЕРЫ FASHION-РИТЕЙЛА В ПЕРИОД САНКЦИЙ // Вестник науки №4 (61) том 2. С. 35 - 40. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7702 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7702



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.