'
Кутузов Д.М.
ИННОВАЦИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ *
Аннотация:
данная статья посвящена рассмотрению сущности и видов инноваций, которые применяются в сфере розничной торговли на сегодняшний день. Автор раскрывает предпосылки развития инновационных процессов и описывает необходимость их внедрения на современном рынке. Также в статье определяются ключевые характеристики и цели инноваций в сфере ритейла. Автор комплексно рассматривает инновации, разделяя их на группы по сущности и факторам влияния. В статье приводятся инновационные тенденции, определяющие как развитие продуктов компаний, так и развитие менеджмента компаний. Важная роль отводится инновациям, связанным с ориентированием на потребителя и предоставлением улучшенного сервиса
Ключевые слова:
ритейл, розничная торговля, инновации в розничной торговле, современные технологии в ритейле, омниканальность, мультиканальность, анализ данных, социальные инновации в ритейле
УДК 33
Кутузов Д.М.
эксперт в сфере розничной торговли
Генеральный директор компаний
ООО «СантехМетиз» и ООО «КрепСантех»
ИННОВАЦИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Аннотация: данная статья посвящена рассмотрению сущности и видов инноваций, которые применяются в сфере розничной торговли на сегодняшний день. Автор раскрывает предпосылки развития инновационных процессов и описывает необходимость их внедрения на современном рынке. Также в статье определяются ключевые характеристики и цели инноваций в сфере ритейла. Автор комплексно рассматривает инновации, разделяя их на группы по сущности и факторам влияния. В статье приводятся инновационные тенденции, определяющие как развитие продуктов компаний, так и развитие менеджмента компаний. Важная роль отводится инновациям, связанным с ориентированием на потребителя и предоставлением улучшенного сервиса.
Ключевые слова: ритейл, розничная торговля, инновации в розничной торговле, современные технологии в ритейле, омниканальность, мультиканальность, анализ данных, социальные инновации в ритейле.
На сегодняшний день в Российской Федерации сфера розничной торговли занимает одну из важнейших позиций в экономике. Среди всех экономических сфер ритейл отличается самым большим показателем занятых рабочих мест. Как отмечают эксперты, ритейл также является динамично развивающейся средой, на которую влияют не только рыночные тенденции, но и технические инновации, развитие технологий. Инновационные процессы и высокая конкуренция толкают участников рынка к постоянному совершенствованию продуктовых линеек и услуг, что может выражаться как в использовании новых технологий, так и в создании принципиально новых товаров.
Исследователи отрасли отмечают, что традиционные магазины с каждым годом все больше сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны гигантов электронной коммерции, таких как, например, «Amazon». Предприниматели в сфере розничной торговли постоянно ищут новые способы привлечь покупателей, увеличить уровень продаж, чтобы оставаться актуальными на постоянно меняющемся рынке.
Ключевые характеристики инноваций в сфере розничной торговли
Инновационный процесс в розничной торговле характеризуется в первую очередь коммерчески успешным использованием и применением нововведений в области принятия решений, технического оснащения, менеджмента. Самыми главными составляющими инноваций эксперты выделяют: креативный подход, стратегическое планирование, возможность реализации и коммерческий успех.
Инновационные решения в сфере розничной торговли на сегодняшний день, как утверждают исследователи, в большей части определяются быстрыми темпами роста ассортимента предлагаемой продукции, мощностями производителей [1]. Широкая продуктовая линейка и разнообразие выбора усложняют процесс поиска покупателем необходимой продукции.
Из-за высокой конкуренции на рынке ритейла компании склонны подходить к внедрению инноваций комплексно, поэтому специалисты стараются подобрать решение под каждую проблему потребителя.
Использование современных технологий
По мнению экспертов, одной из наиболее важных областей применения и использования инноваций в розничной торговле является внедрение новых технологий в процессы производства. Предприятия розничной торговли используют последние достижения в области искусственного интеллекта, машинного обучения и анализа больших данных не только в процессе создания продуктовых линеек, но также чтобы получить представление о поведении и предпочтениях покупателей, в целях изучения рынка и анализа целевой аудитории. Затем эта информация используется для персонализации процесса покупок: начиная от рекомендаций по товарам, заканчивая построением маркетинговых стратегий и кампаний.
Например, многие предприятия сейчас используют чат-ботов и виртуальных помощников для обеспечения высокого уровня сервиса и обслуживания клиентов. Эти инструменты, построенные на базе искусственного интеллекта, помогают клиентам найти нужные им продукты, получить ответы на вопросы, а также обрабатывают заказы [2]. Более того, подобные инструменты позволяют компаниям снизить издержки на трудозатраты, оптимизировать рутинные процессы и увеличить скорость обработки информации.
На сегодняшний день технологии открывают возможности для формирования новых направлений позиционирования на рынке. Компании могут использовать технологические новшества с целью привлечения клиентов. Например, некоторые компании используют технологии дополненной реальности и виртуальной реальности, которые позволяют покупателям виртуально «примерить» товары перед совершением покупки. Развивается направление иммерсивного шоппинга, которое находится на стыке между шоу и шоппингом. Таким образом, инновации способствуют сближению и взаимному влиянию друг на друга различных индустрий: розничной торговли и индустрии развлечений.
Развитие омниканальности
Важной областью инноваций в розничной торговле, по мнению экспертов, на сегодняшний день является использование омниканальных и мультиканальных стратегий в маркетинге [3]. С ростом онлайн-покупок, развитием приложений предприниматели в сфере ритейла начинают стремиться к предоставлению покупателям широких возможностей для беспрепятственного шоппинга, интегрированного по всем каналам, включая розничные магазины, веб-сайты, социальные сети и мобильные приложения.
Ярким примером совмещения нескольких каналов сбыта продукции может служить внедрение компаниями опций, дающих покупателям возможность приобрести товар онлайн и забрать его лично в розничном физическом магазине. Это не только обеспечивает покупателям удобство и гибкость в совершении покупок, но и формирует трафик в розничные магазины, где клиенты с большей вероятностью склонны совершить дополнительные покупки, чем в мобильных приложениях или на сайтах.
Использование анализа данных
Еще одним важным направлением инновационной деятельности является использование предприятиями и единичными предпринимателями анализа данных для проведения комплексного анализа поведения покупателей по всем каналам и оптимизации стратегий их привлечения. После формирования понимания того, как клиенты переходят с одного канала на другой и на каком канале они останавливаются, менеджмент компаний может определить необходимые точки и области для улучшения, а затем принять основанные на аналитике данных решения и сформировать стратегию по улучшению взаимодействия с клиентами и увеличения их лояльности к компании и ее продуктам или услугам [4].
Социальные инновации
Эксперты выделяют еще одну область инноваций в розничной торговле. Данное направление инновационной деятельности не связано напрямую с использованием современных технологий и носит социальный характер. Инновационность проявляется в использовании различных инициатив в области устойчивого этического развития и социальной ответственности для привлечения и удержания клиентов. С развитием тенденции, в рамках которой потребители становятся более заботливыми по отношению к окружающей среде и социально осведомленными, представители бизнеса в сфере розничной торговли начинают движение в сторону поощрения устойчивого развития этических методов ведения бизнеса. Таким образом, социальные тенденции формируют векторы развития малого бизнеса [5]. Более того, социальные и культурные изменения могут также служить способом развития и привлечения целевой аудитории. Примером данного вектора развития может служить следующая ситуация: многие компании сокращают выбросы углекислого газа в атмосферу, используют возобновляемые источники энергии, внедряют программы утилизации и используют экологически чистую упаковку. Другим примером являются компании, которые сотрудничают с благотворительными и некоммерческими организациями в целях поддержки социальных проектов и оказания положительного влияния на социум в целом.
Заключение
В современных условиях инновации являются необходимым инструментом в эффективном развитии компаний, работающих в сфере розничной торговли, которые стремятся оставаться конкурентоспособными на быстро меняющемся ввиду появления новых технологий и социальных течений рынке. Используя новейшие достижения в области технологий, внедряя многоканальные стратегии маркетинга и работы с клиентами, развиваясь с учетом социальных трендов и тенденций, предприятия розничной торговли имеют возможность привлекать покупателей, увеличивать продажи и повышать лояльность к бренду в долгосрочной перспективе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 2
Ссылка для цитирования:
Кутузов Д.М. ИННОВАЦИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ // Вестник науки №4 (61) том 2. С. 41 - 47. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7703 (дата обращения: 29.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*