'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 2
  4. Научная статья № 11

Просмотры  62 просмотров

Сыртланова Ю.Р.

  


ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в настоящий момент в Российской Федерации социальная защита населения регламентируется целым комплексом нормативно-правовых документов. Социальная защита населения является главным аспектом государственной социальной политики. Находится в ответственности профильного ведомства - Министерство семьи, труда и социальной защиты населения РБ. Финансирование социальной защиты в Российской Федерации происходит из разных источников: бюджеты бюджетной системы РФ, государственные внебюджетные фонды, негосударственные источники финансирования   

Ключевые слова:
финансовый механизм, социальная защита   


УДК 336.131

Сыртланова Ю.Р.

студент, культурологии и социально-экономических дисциплин,

Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы

(Россия, г. Уфа)

 

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: в настоящий момент в Российской Федерации социальная защита населения регламентируется целым комплексом нормативно-правовых документов. Социальная защита населения является главным аспектом государственной социальной политики. Находится в ответственности профильного ведомства - Министерство семьи, труда и социальной защиты населения РБ. Финансирование социальной защиты в Российской Федерации происходит из разных источников: бюджеты бюджетной системы РФ, государственные внебюджетные фонды, негосударственные источники финансирования.

 

Ключевые слова: финансовый механизм, социальная защита.

 

Актуальность темы заключается в том, что социальная защита населения является важной частью жизни современного общества. Оно отвечает всем гуманитарным принципам, позволяет преодолеть риск изолированности личности, создает условия возвращения к активной деятельности тех, кто вынужден ухаживать за родными и знакомыми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, или лиц, нуждающихся в уходе, дает возможность интеграции финансовых ресурсов всех субъектов экономики, использования инновационных методов ухода и финансирования. В большинстве стран мира социальное обслуживание (социальные услуги) признано общественным благом и финансируется за счет публичных источников (бюджетных средств и средств социального страхования), независимо от того, кто предоставляет сами услуги.

Реформирование финансового механизма социальной защиты населения еще больше усложняется такими проблемами как обострение региональных проблем, связанных с депрессивностью экономики, трудоизбыточностью и недостатком бюджетных ресурсов. Актуальные прогнозы показывают ухудшение негативных трендов, таких как демографическая ситуация в государстве, несовершенство норм действующего финансового законодательства России.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Согласно ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Основополагающий субъект в процессе осуществления социальной защиты населения – это государство. В свою очередь, граждане, которые нуждаются в реализации мероприятий по социальной защите населения являются одновременно и субъектом, и объектом.

К объектам социальной защиты населения относятся социальные институты, которые представляют конкретные социальные организации, учреждения, структуры системы образования и здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительных комплексов.

Источниками финансового обеспечения социального обслуживания, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Источниками финансового обеспечения

 

Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату. Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

Финансовый механизм представляет собой инструмент образования
и использования финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения мероприятий социальной политики, а также деятельности структур, осуществляющих эти функции.

Механизм функционирования социальной защиты населения определен основными направлениями, которые представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Основные направления финансового

обеспечения социальной защиты

Формы предоставления социальной защиты можно разделить на две категории:

1) денежные выплаты (пенсии, пособия, выплаты, налоговые вычеты
и льготы и иные компенсации);

2) натуральная помощь (продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Источниками финансирования социальной зашиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды:

1) Фонд социального страхования.

2) Пенсионный фонд.

3) Фонд обязательного медицинского страхования.

Таким образом, финансовый механизм – это совокупность форм организации финансовых отношений, методов формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития общества. Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:

Государственный бюджет, в том числе: федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации

Государственные внебюджетные фонды, в том числе: ПФ РФ; ФСС РФ; ФОМС РФ;

Негосударственные источники финансирования (общественные
и частные благотворительные фонды и др.).

Большой спрос на социальные услуги формируют граждане пожилого возраста и инвалиды, так как в связи с увеличением продолжительности жизни и старения населения спрос на социальные услуги в целом увеличивается.

Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография», начиная с 2019 года, в субъектах Российской Федерации в пилотном режиме отрабатывается комплекс мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста
и инвалидами, которая включает в себя поддержку семейного ухода, социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому,
в полустационарной и стационарной форме с привлечением службы сиделок и патронажа.

Инициатива реализуется по поручению Президента Российской Федерации. С 2022 года система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами будет внедряться в обязательном порядке во всех субъектах Российской Федерации.

В соответствии с постановлениями Правительства Республики Башкортостан от 5 августа 2019 года № 484 «Об утверждении Порядка выдачи и реализации сертификата на реабилитацию ребенка-инвалида, Формы сертификата на реабилитацию ребенка-инвалида и Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) организациями, на возмещение затрат по обеспечению детей-инвалидов реабилитационными услугами».

Инвалидность детского населения становится все более актуальной проблемой. За последние пять лет в республике наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-инвалидов.

В целях обеспечения социальной интеграции и улучшения качества жизни детей-инвалидов в Республике Башкортостан началась реализация предоставления сертификата на реабилитацию ребенка-инвалида. Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ответственным исполнителем по предоставления и реализации сертификата на реабилитацию ребенка-инвалида.

Размер финансового обеспечения одного сертификата составляет
41 722, 59 рублей. Срок действия сертификатов 6 месяцев со дня его выдачи. Родитель ребенка-инвалида вправе самостоятельно выбрать необходимые для ребенка-инвалида виды услуг, входящие в перечень услуг, предоставляемых ребенку по сертификату.

Так, по итогам работы по итогам 2020 года выданы 1 888 сертификата
на реабилитацию детей-инвалидов в Республике Башкортостан, за счет средств бюджета республики, количество стабильно растет, при том, что реализация данной программы осуществляется только третий год. Более наглядно представлено на рисунке 3 динамика, выданных сертификатов.

 

Рисунок 3. Динамика выданных сертификатов

 

Более наглядно информация по исполнению бюджета по средствам, выделенным на реабилитацию детей-инвалидов представлена на рисунке 4.

 

Рисунок 4. Информация по исполнению бюджета по средствам,

выделенным на реабилитацию детей-инвалидов

 

Таким образом, реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, осуществляемая имеет положительную динамику и имеет спрос среди потребителей, что позволило значительно снизить финансовую нагрузку указанной категории граждан.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // [Электронный ресурс] – СПС «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
  2. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственной социальной помощи" // [Электронный ресурс] – СПС «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/
  3. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.09.2021) // [Электронный ресурс] – СПС «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/
  4. Закон Республики Башкортостан от 17.12.2004 N 130-з (ред. от 23.12.2020) «О социальной поддержке инвалидов в Республике Башкортостан" (принят Государственным Собранием - Курултаем - РБ 16.12.2004) // Электронный ресурс: СПС Гарант https://base.garant.ru/17709554/
  5. Закон Республики Башкортостан от 28.11.2014 N 155-з (ред. от 22.12.2020) «О социальном обслуживании граждан в Республике Башкортостан» (принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 27.11.2014) // Электронный ресурс: СПС Гарант https://base.garant.ru/17773292/ 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Сыртланова Ю.Р. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №4 (61) том 2. С. 51 - 58. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7705 (дата обращения: 16.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7705



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.