'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 2
  4. Научная статья № 19

Просмотры  73 просмотров

Мурашко С.А., Бебинов С.Е., Кривощекова О.Н.

  


ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛЬНЫХ ВОДИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ *

  


Аннотация:
проведен научный анализ нормативных и методических документов, определяющих профессиональное обучение воителей. Выявлена возможность формирования водительских навыков на обобщении имеющихся теоретических знаний об эксплуатации, обслуживании автомобиля и практических действий управления транспортным средством. Для повышения эффективности подготовки курсантов автошколы сформулированы предложения по организации особых межпредметных связей на основе модульного подхода к обучению. Количество модулей и их содержание соответствует классификации водительских навыков маневрирования в ограниченных условиях движения: двигательных, сенсорно-ориентировочных и сенсорно-оценочных. В результате образуется системная организация учебного процесса, учитывающая логику межпредметных связей   

Ключевые слова:
межпредметные связи, модульный подход, межмодульные связи, начальные водительские навыки, формирование водительских навыков   


УДК 377.169.3

Мурашко С.А.

магистрант кафедры «Организация перевозок и безопасность движения»

Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет

(г. Омск, Россия)

 

Бебинов С.Е.

канд. пед. наук, доцент кафедры

«Организация перевозок и безопасность движения»

Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет

(г. Омск, Россия)

 

Кривощекова О.Н.

канд. пед. наук, доцент кафедры «Физическая культура и спорт»

Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет

(г. Омск, Россия)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛЬНЫХ

ВОДИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ

 

Аннотация: проведен научный анализ нормативных и методических документов, определяющих профессиональное обучение воителей. Выявлена возможность формирования водительских навыков на обобщении имеющихся теоретических знаний об эксплуатации, обслуживании автомобиля и практических действий управления транспортным средством. Для повышения эффективности подготовки курсантов автошколы сформулированы предложения по организации особых межпредметных связей на основе модульного подхода к обучению. Количество модулей и их содержание соответствует классификации водительских навыков маневрирования в ограниченных условиях движения: двигательных, сенсорно-ориентировочных и сенсорно-оценочных. В результате образуется системная организация учебного процесса, учитывающая логику межпредметных связей.

 

Ключевые слова: межпредметные связи, модульный подход, межмодульные связи, начальные водительские навыки, формирование водительских навыков.

 

Профессиональное мастерство управления автомобилем позволяет легко и безошибочно управлять транспортным средством (ТС) и при необходимости максимально использовать его технические возможности, а также умение водителя быстро и правильно оценивать обстановку в критических дорожно-транспортных ситуациях, предвидеть (прогнозировать) ее возможные изменения.

Как известно, водители с малым стажем значительно чаще становятся участниками дорожно-транспортных происшествий (ДТП), чем их более опытные коллеги. Причинами аварий выступают различные факторы, но более значимыми являются не полностью сформированные водительские навыки и их завышенная самооценка.

Каждый водительский навык обладает интегративными свойствами. На машину воздействуют внешние силы, движется автомобиль за счет внутренних процессов и управляющих действий водителя. В соответствии с этим, безопасность движения во многом обеспечивают такие свойства водителя, как: память, внимание, мышление, скорость реакции и так далее. В результате, проявление водительских навыков заключается в способности к целенаправленной деятельности, когда отдельные действия выполняются без прямого контроля внимания, но регулируется сознанием. Сущность контроля заключается в том, что опытному водителю не нужно сознательно отслеживать свои действия при управлении автомобилем, они выполняются на уровне автоматизмов [1, с. 15].

Успешно подготовить водителя ТС, можно только в том случае, если все участники процесса обучения владеют обширными знаниями, а педагоги подготовлены методически. Тщательно спланированный комплекс занятий дает возможность научить курсанта прогнозированию сложных дорожных ситуаций и выбору правильных, безопасных приемов вождения в соответствии с условиями и характером движения автомобиля. Обучающемуся передается опыт решения нестандартных дорожных ситуаций [2, с. 61].

Цель статьи заключается в изучении организации межпредметных связей обучения курсантов автошкол на основе модульного метода обучения.

Средства и методы. Изучались нормативные правовые документы, регламентирующие подготовку водителей и допуск их к самостоятельному управлению ТС [3, 4]. Содержание учебных предметов и отдельных тем установлено Приказом Министерства просвещения РФ от 08.11.2021 г. № 808. Этот документ нормирует знания и умения которыми должен обладать выпускник автошколы для успешного прохождения аттестации и дальнейшего безопасного управления автомобилем. Приказ Министерства внутренних дел от 20.02.2021 г. № 80 определяет процедуру оценки и критерии подготовленности кандидата в водители, являющиеся основаниями для выдачи ему водительского удостоверения.

Результаты и обсуждение. Проведенное научное исследование нормативной правовой базы показало, что имеющееся методическое обеспечение учебного процесса не содержит рекомендаций, устанавливающих последовательность формирования у курсантов автошколы общих и специальных профессиональных знаний, и умений. Планирование подготовки, определение эффективных межпредметных связей, соответствующих логике обучения, предоставлено руководителям учебных организаций. Но поскольку в настоящее время в России отсутствует специальная подготовка преподавателей автошкол и мастеров производственного обучения вождению автомобиля, реализация самостоятельной методической работы, позволяющей разработать сложный, целесообразный процесс воспитания водителя, является весьма спорной.

Ранее проведенными исследованиями широко представлены теоретические и эмпирические результаты, свидетельствующие о высокой эффективности применения модульного метода в обучении специалистов [5, с. 13]. Его использование позволяет сформировать межпредметные связи, определяющие наиболее оптимальные сочетания учебной информации, как в структуре самих модулей, так и между ними.

В результате анализа содержания и требований нормативных документов нами сформулированы предложения, определяющие возможность особой организации интегрированного изучения отдельных предметов. Это позволяет спроектировать логически завершенный процесс подготовки водителя, последовательно объединяющий: цель модуля, структурные элементы учебной дисциплины, контроль подготовленности, индивидуальные коррекции обучения.

Количество модулей и их содержание соответствует классификации водительских навыков маневрирования в ограниченных условиях движения: двигательных, сенсорно-ориентировочных и сенсорно-оценочных [6, с 89].

Цель модуля двигательных навыков − обучение надежному пользованию органами управления автомобилем. Предполагается изучение алгоритмов управления автомобилем в ограниченных условиях движения: начало движения, регулирование низкой скорости маневрирования, переключение передач, опережающие действия органами управления автомобилем, использование инерционных свойств автомобиля.

Содержание модуля позволяет сформировать устойчивость двигательного навыка начала движения и общую скоординированность управляющих автомобилем действий (рис. 1). В модуле предполагается объединение формирования водительских навыков с изучением темы 1 учебного предмета «Основы управления транспортными средствами соответствующей категории». При прохождении модуля также осуществляется совместное изучение темы 4 учебного предмета «Основы управления транспортными средствами».

Изучение темы 1 учебного предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя» позволяет сформировать у обучающихся водителей представления о работе центральной нервной системе человека, обеспечивающей прием и передачу информации об условиях вождения автомобиля.

 

Цель модуля:

обучить надежному

пользованию органами

управления автомобилем

Содержание модуля:

- алгоритм начала движения;

- алгоритм регулирования

 скорости маневрирования;

- алгоритм опережающего

 управления автомобилем;

- алгоритм использования

 инерционных свойств автомобиля

Формируемые навыки:

- организация рабочего места;

-устойчивость двигательного

 навыка начала движения;

- общая скоординированность

 управляющих автомобилем действий

Межпредметные связи:

- Основы управления транспортными

 средствами соответствующей категории (тема 1);

- Основы управления транспортными средствами (тема 4);

- Психофизиологические основы

 деятельности водителя (тема 1);

- Устройство и техническое обслуживание транспортных

средств соответствующей категории

как объектов управления (темы 4, 6)

 

Рис. 1. Структура и содержание модуля двигательных

навыков вождения автомобиля

 

Также структура модуля предполагает ознакомление с конструкцией основных узлов механизмах трансмиссии автомобиля и рабочей тормозной системы, обеспечивающих передвижение автомобиля в пространстве и его остановку.

Следующий модуль сенсорно-оценочный (рис. 2). Цель заключается в обучении оценке габаритных характеристик автомобиля. Содержание предполагает закрепление устойчивости двигательного навыка начала движения и техники выполнения общей скоординированности управляющих автомобилем действий.

Структура межпредметных связей обеспечивает продолжение изучения темы 1 учебного предмета «Основы управления транспортными средствами соответствующей категории». У курсанта формируются теоретические знания о технике выполнения операций с органами управления.

 

 

Цель модуля:

обучить выбору

оптимальных траекторий

движения

Содержание модуля:

- алгоритм опережающего

 управления автомобилем;

- алгоритм использования

 инерционных свойств автомобиля;

- алгоритм оценки изменения

 линейных расстояний

- алгоритм пользования зеркалами

Формируемые навыки:

- определение зрительно-моторных

 ориентиров движения автомобиля;

- определение ориентиров движения

 задним ходом

Межпредметные связи:

- Основы управления транспортными средствами

 соответствующей категории (темы 1, 2);

- Основы управления транспортными средствами (тема 5);

- Психофизиологические основы деятельности

 водителя (тема 1);

- Устройство и техническое обслуживание транспортных

 средств соответствующей категории как объектов

 управления (темы 7, 8)

 

Рис. 2. Структура и содержание модуля сенсорно-ориентировочных

навыков вождения автомобиля

 

В реализации межпредметных связей осуществляется совместное изучение тем 3 и 4 учебного предмета «Основы управления транспортными средствами». Формируется представление о таких понятиях, как: динамический габарит транспортного средства; опасное пространство, возникающее вокруг транспортного средства при движении и т.д.

Изучение темы 1 учебного предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя» позволяет расширить у обучающихся водителей полученные ранее представления о роли центральной нервной системы человека, в приеме и передаче информации об условиях вождения автомобиля.

Дополнительно осваивается тема 7 учебной дисциплины «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств соответствующей категории как объектов управления».

Третий учебный модуль – развития сенсорно-ориентировочных навыков маневрирования в ограниченных условиях движения, обучает восприятию разнонаправленного перемещения автомобиля в пространстве (рис. 3). Особое внимание при изучении этого учебного модуля необходимо уделять способности курсанта регулировать безопасную скорость движения автомобиля. Цель модуля заключается в обучении выбору оптимальных траекторий движения передним и задним ходом в ограниченных условиях маневрирования.

 

Цель модуля:

обучить выбору

оптимальных траекторий

движения

Содержание модуля:

- алгоритм опережающего управления

 автомобилем;

- алгоритм использования

 инерционных свойств автомобиля;

- алгоритм оценки изменения

 линейных расстояний;

- алгоритм пользования зеркалами

Формируемые навыки:

- определение зрительно-моторных

 ориентиров движения автомобиля;

- определение ориентиров движения

 задним ходом

Межпредметные связи:

- Основы управления транспортными

 средствами соответствующей категории (темы 1, 2);

- Основы управления транспортными средствами (тема 5);

- Психофизиологические основы деятельности водителя (тема 1);

- Устройство и техническое обслуживание

 транспортных средств соответствующей категории (темы 7, 8)

 

Рис. 3. Структура и содержание модуля сенсорно-ориентировочных

навыков вождения автомобиля

 

Межпредметные связи состоят в связанном изучении тем 1 и 2 учебного предмета «Основы управления транспортными средствами соответствующей категории», позволяющие создать полное понимание курсантом приемов управления автомобилем в штатных ситуациях. К ним относится: торможение двигателем, переключение передач, выбор оптимального скоростного режима движения, выполнение различных способов торможения, особенности маневрирования в ограниченном пространстве и элементы выполнения отдельных видов парковок.

Успешность формирования навыков поддерживается дополнительным развитием у курсанта знаний о способах выполнения экзаменационных и учебных упражнений, закрепляются знания о конструктивных особенностях автомобиля, обеспечивающих выполнение маневров.

Выводы. Представленные в статье результаты теоретического исследования нормативной и методической базы профессионального обучения водителей показывают возможность системной организации учебного процесса, учитывающего логику межпредметных связей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Цыганков Э.С. Высшая школа водительского мастерства. – 2 -е изд., перераб. и доп. – Москва: ИКЦ «Академкнига», 2007. – 400 с.
  2. Воронин И.В., Часовских Е.В., Васильев А.П. Применение индивидуального подхода при подготовке водителей автомобиля // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). – Казань : Молодой ученый, 2018. − С. 60-63. − URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14684/ (дата обращения: 09.04.2023).
  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 08 ноября 2021 г. № 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (Редакция от 26.09.2022) / БД Контур Норматив. ‒ Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=443745 (дата обращения : 08.04.2023).
  4. Приказ Министерства внутренних дел РФ от 20.02.2021 г. «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными срествами и выдаче водительских удостоверений» / БД Контур Норматив. – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=386996 (дата обращения : 08.04.2023).
  5. Принципы модульного обучения / Сост. О.Г. Проворова. – Красноярск, изд-во Краснояр. гос. ун-т, 2006. – 32 с.
  6. Бебинов С.Е., Сальников В.А. Особенности формирования профессиональных водительских навыков : монография. – Омск : изд-во СибАДИ, 2016. – 174 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Мурашко С.А., Бебинов С.Е., Кривощекова О.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛЬНЫХ ВОДИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ // Вестник науки №4 (61) том 2. С. 99 - 107. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7713 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7713



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.