'
Мурашко С.А., Бебинов С.Е., Кривощекова О.Н.
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛЬНЫХ ВОДИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ *
Аннотация:
проведен научный анализ нормативных и методических документов, определяющих профессиональное обучение воителей. Выявлена возможность формирования водительских навыков на обобщении имеющихся теоретических знаний об эксплуатации, обслуживании автомобиля и практических действий управления транспортным средством. Для повышения эффективности подготовки курсантов автошколы сформулированы предложения по организации особых межпредметных связей на основе модульного подхода к обучению. Количество модулей и их содержание соответствует классификации водительских навыков маневрирования в ограниченных условиях движения: двигательных, сенсорно-ориентировочных и сенсорно-оценочных. В результате образуется системная организация учебного процесса, учитывающая логику межпредметных связей
Ключевые слова:
межпредметные связи, модульный подход, межмодульные связи, начальные водительские навыки, формирование водительских навыков
УДК 377.169.3
Мурашко С.А.
магистрант кафедры «Организация перевозок и безопасность движения»
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет
(г. Омск, Россия)
Бебинов С.Е.
канд. пед. наук, доцент кафедры
«Организация перевозок и безопасность движения»
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет
(г. Омск, Россия)
Кривощекова О.Н.
канд. пед. наук, доцент кафедры «Физическая культура и спорт»
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет
(г. Омск, Россия)
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛЬНЫХ
ВОДИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ
Аннотация: проведен научный анализ нормативных и методических документов, определяющих профессиональное обучение воителей. Выявлена возможность формирования водительских навыков на обобщении имеющихся теоретических знаний об эксплуатации, обслуживании автомобиля и практических действий управления транспортным средством. Для повышения эффективности подготовки курсантов автошколы сформулированы предложения по организации особых межпредметных связей на основе модульного подхода к обучению. Количество модулей и их содержание соответствует классификации водительских навыков маневрирования в ограниченных условиях движения: двигательных, сенсорно-ориентировочных и сенсорно-оценочных. В результате образуется системная организация учебного процесса, учитывающая логику межпредметных связей.
Ключевые слова: межпредметные связи, модульный подход, межмодульные связи, начальные водительские навыки, формирование водительских навыков.
Профессиональное мастерство управления автомобилем позволяет легко и безошибочно управлять транспортным средством (ТС) и при необходимости максимально использовать его технические возможности, а также умение водителя быстро и правильно оценивать обстановку в критических дорожно-транспортных ситуациях, предвидеть (прогнозировать) ее возможные изменения.
Как известно, водители с малым стажем значительно чаще становятся участниками дорожно-транспортных происшествий (ДТП), чем их более опытные коллеги. Причинами аварий выступают различные факторы, но более значимыми являются не полностью сформированные водительские навыки и их завышенная самооценка.
Каждый водительский навык обладает интегративными свойствами. На машину воздействуют внешние силы, движется автомобиль за счет внутренних процессов и управляющих действий водителя. В соответствии с этим, безопасность движения во многом обеспечивают такие свойства водителя, как: память, внимание, мышление, скорость реакции и так далее. В результате, проявление водительских навыков заключается в способности к целенаправленной деятельности, когда отдельные действия выполняются без прямого контроля внимания, но регулируется сознанием. Сущность контроля заключается в том, что опытному водителю не нужно сознательно отслеживать свои действия при управлении автомобилем, они выполняются на уровне автоматизмов [1, с. 15].
Успешно подготовить водителя ТС, можно только в том случае, если все участники процесса обучения владеют обширными знаниями, а педагоги подготовлены методически. Тщательно спланированный комплекс занятий дает возможность научить курсанта прогнозированию сложных дорожных ситуаций и выбору правильных, безопасных приемов вождения в соответствии с условиями и характером движения автомобиля. Обучающемуся передается опыт решения нестандартных дорожных ситуаций [2, с. 61].
Цель статьи заключается в изучении организации межпредметных связей обучения курсантов автошкол на основе модульного метода обучения.
Средства и методы. Изучались нормативные правовые документы, регламентирующие подготовку водителей и допуск их к самостоятельному управлению ТС [3, 4]. Содержание учебных предметов и отдельных тем установлено Приказом Министерства просвещения РФ от 08.11.2021 г. № 808. Этот документ нормирует знания и умения которыми должен обладать выпускник автошколы для успешного прохождения аттестации и дальнейшего безопасного управления автомобилем. Приказ Министерства внутренних дел от 20.02.2021 г. № 80 определяет процедуру оценки и критерии подготовленности кандидата в водители, являющиеся основаниями для выдачи ему водительского удостоверения.
Результаты и обсуждение. Проведенное научное исследование нормативной правовой базы показало, что имеющееся методическое обеспечение учебного процесса не содержит рекомендаций, устанавливающих последовательность формирования у курсантов автошколы общих и специальных профессиональных знаний, и умений. Планирование подготовки, определение эффективных межпредметных связей, соответствующих логике обучения, предоставлено руководителям учебных организаций. Но поскольку в настоящее время в России отсутствует специальная подготовка преподавателей автошкол и мастеров производственного обучения вождению автомобиля, реализация самостоятельной методической работы, позволяющей разработать сложный, целесообразный процесс воспитания водителя, является весьма спорной.
Ранее проведенными исследованиями широко представлены теоретические и эмпирические результаты, свидетельствующие о высокой эффективности применения модульного метода в обучении специалистов [5, с. 13]. Его использование позволяет сформировать межпредметные связи, определяющие наиболее оптимальные сочетания учебной информации, как в структуре самих модулей, так и между ними.
В результате анализа содержания и требований нормативных документов нами сформулированы предложения, определяющие возможность особой организации интегрированного изучения отдельных предметов. Это позволяет спроектировать логически завершенный процесс подготовки водителя, последовательно объединяющий: цель модуля, структурные элементы учебной дисциплины, контроль подготовленности, индивидуальные коррекции обучения.
Количество модулей и их содержание соответствует классификации водительских навыков маневрирования в ограниченных условиях движения: двигательных, сенсорно-ориентировочных и сенсорно-оценочных [6, с 89].
Цель модуля двигательных навыков − обучение надежному пользованию органами управления автомобилем. Предполагается изучение алгоритмов управления автомобилем в ограниченных условиях движения: начало движения, регулирование низкой скорости маневрирования, переключение передач, опережающие действия органами управления автомобилем, использование инерционных свойств автомобиля.
Содержание модуля позволяет сформировать устойчивость двигательного навыка начала движения и общую скоординированность управляющих автомобилем действий (рис. 1). В модуле предполагается объединение формирования водительских навыков с изучением темы 1 учебного предмета «Основы управления транспортными средствами соответствующей категории». При прохождении модуля также осуществляется совместное изучение темы 4 учебного предмета «Основы управления транспортными средствами».
Изучение темы 1 учебного предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя» позволяет сформировать у обучающихся водителей представления о работе центральной нервной системе человека, обеспечивающей прием и передачу информации об условиях вождения автомобиля.
Цель модуля: обучить надежному пользованию органами управления автомобилем |
Содержание модуля: - алгоритм начала движения; - алгоритм регулирования скорости маневрирования; - алгоритм опережающего управления автомобилем; - алгоритм использования инерционных свойств автомобиля |
Формируемые навыки: - организация рабочего места; -устойчивость двигательного навыка начала движения; - общая скоординированность управляющих автомобилем действий |
Межпредметные связи: - Основы управления транспортными средствами соответствующей категории (тема 1); - Основы управления транспортными средствами (тема 4); - Психофизиологические основы деятельности водителя (тема 1); - Устройство и техническое обслуживание транспортных средств соответствующей категории как объектов управления (темы 4, 6) |
Рис. 1. Структура и содержание модуля двигательных
навыков вождения автомобиля
Также структура модуля предполагает ознакомление с конструкцией основных узлов механизмах трансмиссии автомобиля и рабочей тормозной системы, обеспечивающих передвижение автомобиля в пространстве и его остановку.
Следующий модуль сенсорно-оценочный (рис. 2). Цель заключается в обучении оценке габаритных характеристик автомобиля. Содержание предполагает закрепление устойчивости двигательного навыка начала движения и техники выполнения общей скоординированности управляющих автомобилем действий.
Структура межпредметных связей обеспечивает продолжение изучения темы 1 учебного предмета «Основы управления транспортными средствами соответствующей категории». У курсанта формируются теоретические знания о технике выполнения операций с органами управления.
Цель модуля: обучить выбору оптимальных траекторий движения |
Содержание модуля: - алгоритм опережающего управления автомобилем; - алгоритм использования инерционных свойств автомобиля; - алгоритм оценки изменения линейных расстояний - алгоритм пользования зеркалами |
Формируемые навыки: - определение зрительно-моторных ориентиров движения автомобиля; - определение ориентиров движения задним ходом |
Межпредметные связи: - Основы управления транспортными средствами соответствующей категории (темы 1, 2); - Основы управления транспортными средствами (тема 5); - Психофизиологические основы деятельности водителя (тема 1); - Устройство и техническое обслуживание транспортных средств соответствующей категории как объектов управления (темы 7, 8) |
Рис. 2. Структура и содержание модуля сенсорно-ориентировочных
навыков вождения автомобиля
В реализации межпредметных связей осуществляется совместное изучение тем 3 и 4 учебного предмета «Основы управления транспортными средствами». Формируется представление о таких понятиях, как: динамический габарит транспортного средства; опасное пространство, возникающее вокруг транспортного средства при движении и т.д.
Изучение темы 1 учебного предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя» позволяет расширить у обучающихся водителей полученные ранее представления о роли центральной нервной системы человека, в приеме и передаче информации об условиях вождения автомобиля.
Дополнительно осваивается тема 7 учебной дисциплины «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств соответствующей категории как объектов управления».
Третий учебный модуль – развития сенсорно-ориентировочных навыков маневрирования в ограниченных условиях движения, обучает восприятию разнонаправленного перемещения автомобиля в пространстве (рис. 3). Особое внимание при изучении этого учебного модуля необходимо уделять способности курсанта регулировать безопасную скорость движения автомобиля. Цель модуля заключается в обучении выбору оптимальных траекторий движения передним и задним ходом в ограниченных условиях маневрирования.
Цель модуля: обучить выбору оптимальных траекторий движения |
Содержание модуля: - алгоритм опережающего управления автомобилем; - алгоритм использования инерционных свойств автомобиля; - алгоритм оценки изменения линейных расстояний; - алгоритм пользования зеркалами |
Формируемые навыки: - определение зрительно-моторных ориентиров движения автомобиля; - определение ориентиров движения задним ходом |
Межпредметные связи: - Основы управления транспортными средствами соответствующей категории (темы 1, 2); - Основы управления транспортными средствами (тема 5); - Психофизиологические основы деятельности водителя (тема 1); - Устройство и техническое обслуживание транспортных средств соответствующей категории (темы 7, 8) |
Рис. 3. Структура и содержание модуля сенсорно-ориентировочных
навыков вождения автомобиля
Межпредметные связи состоят в связанном изучении тем 1 и 2 учебного предмета «Основы управления транспортными средствами соответствующей категории», позволяющие создать полное понимание курсантом приемов управления автомобилем в штатных ситуациях. К ним относится: торможение двигателем, переключение передач, выбор оптимального скоростного режима движения, выполнение различных способов торможения, особенности маневрирования в ограниченном пространстве и элементы выполнения отдельных видов парковок.
Успешность формирования навыков поддерживается дополнительным развитием у курсанта знаний о способах выполнения экзаменационных и учебных упражнений, закрепляются знания о конструктивных особенностях автомобиля, обеспечивающих выполнение маневров.
Выводы. Представленные в статье результаты теоретического исследования нормативной и методической базы профессионального обучения водителей показывают возможность системной организации учебного процесса, учитывающего логику межпредметных связей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 2
Ссылка для цитирования:
Мурашко С.А., Бебинов С.Е., Кривощекова О.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛЬНЫХ ВОДИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ // Вестник науки №4 (61) том 2. С. 99 - 107. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7713 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*