'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 2
  4. Научная статья № 20

Просмотры  103 просмотров

Соловьева О.В.

  


СУЩНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ *

  


Аннотация:
в данной работе рассматривается сущность интеллекта и интеллектуальные умения в психолого-педагогической литературе   

Ключевые слова:
интеллект, психология, работа интеллекта   


УДК 37

Соловьева О.В.

учитель математики, Муниципальное общеобразовательное учреждение

Центр образования № 40 имени Героя Советского Союза

Ивана Андреевича Дементьева

(г. Тула, Россия)

 

СУЩНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

Аннотация: в данной работе рассматривается сущность интеллекта и интеллектуальные умения в психолого-педагогической литературе.

 

Ключевые слова: интеллект, психология, работа интеллекта.

 

Следует отметить, что на сегодняшний момент психологическая сущность и природа интеллектуальной способности изучена не совсем достаточно. Многие зарубежные ученые, как Ж. Пиаже, Ч. Спирмен, А. Бине и др., а также российские исследователи Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др. занимались и продолжают работать над теорией интеллектуальной способности.

Чтобы раскрыть данную тему, для начала рассмотрим само понятие, как интеллект.

Интеллект (с перевода с лат. Intellectus – это познание, понимание) – это совокупность функций человека, а именно ощущение, восприятие, мышление, воображение.

Интеллект – это определение того, на сколько человек познает действительность. Данную расшифровку дают ученые в современной отечественной психологии.

«Интеллект – такая система психологических механизмов, которая предполагает возможность строить внутри человека адекватную картину окружающего мира и оптимально организовать свое поведение и деятельность в нем, при этом создавая порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальные потребности с объективными требованиями реальности».

Если рассматривать интеллект в широком его значении, то это вся познавательная деятельность, а в более узком понятие интеллект определяется, как умственные способности человека.

Работа интеллекта - это гарантия личной свободы и самодостаточности человека его судьбы. Чем больше человек развивает свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.

Чем выше успешность деятельности, тем выше интеллект и способность. Поэтому, интеллектуальное умение определяется как индивидуально-свое­образное свойство человека, которое является условием успеха решения определен­ной задачи, а именно:

 способность человеком раскрывать значения слов,

выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений,

 выстраивать про­странственную фигуру из предложенных элементов,

предлагать различные варианты для использова­ния заданного объекта,

 находить противоречия в проблемной ситуации,

 формулиро­вание нового подхода в изучении какой-либо предметной области и т. д.

Как писал А.Н. Леонтьев в своих трудах, каждый отдельный человек должен учиться быть человеком, и для того, чтобы жить в обществе, ему недостаточно того, что природа дала ему при рождении. Он должен еще понять и овладеть тем, что было достигнуто в процессе развития человеческого общества. Это и есть интеллектуальная способность!

Теорию интеллекта изучали немало научных институтов и школ. Сто лет назад представление об интеллекте были очень малы. Например, ученые ассоцианистской психологии Д. Гартли и Дж. Пристли, считали интеллект только как ассоциация различной сложности, и не видели необходимость глубоко исследовать интеллект, как мышление.

В начале XX века ученые школы Вюрцбурга отвергли данную теорию, и выявили необходимость использовать интеллект в системе мыслительного процесса.

На смену Верцбургской школе пришли представители гештальтпсихологии В.Келер, К. Коффка и др. Они впервые выдвинули теорию, что в процессе становления интеллекта важную роль играет догадка.

В отечественной психологии и педагогике впервые познаватель­ные способности была открыты В. Н. Дружининым. Его теория про интеллектуальные способности подразумевала:

- психометрический интеллект, т. е. когда есть возможность решить задачу на основе уже имеющихся знаний;

 - креативность – это, когда к знанию подключаешь воображение и фантазию;

- обучаемость - способность приобретать зна­ния.

Теперь рассмотрим понятие интеллектуальные умения, которые предполагают изучение различных подходов к понятию «умение».

В начале 50-х годов XX в. ученые психолого-педагогической науки стали дискуссировать по раскрытию понятия «умение». Ими выступали Е.И.Бойко, Н.А.Рыков, К.К.Платонов, З.И.Ходжава и др. Но, к сожалению, ученые так и не пришли к единой точке зрения.

Умение рассматривается, как «знание в действии», а именно как применяется знание в учебно-познавательной деятельности; способы раскрытия качества деятельности; способность к целенаправленной и результативной деятельности; качество личности.

Поэтому, деятельность осуществляется с помощью точных действий, процессов, которые подразумевают достижение определенных целей. Способы, с помощью которых осуществляются действия называются операциями, а совокупность данных операций — является приемом деятельности, а вот уже сознательное владение каким-либо приемами деятельности – называется умение.

В психолого-педагогической теории умения рассматриваются как взаимоотношения между целью деятельности, с одной стороны, и средством и способом ее выполнения, а также условиями, в которых приходится действовать, - с другой. Физиологической основой умения является система временных нервных связей, образующиеся в результате совместной деятельности первой и второй сигнальных систем, с преобладающей ролью последней.

Представленные и проанализированные психолого-педагогические взгляды взаимно дополняют друг друга. Мы же склоняемся к позиции исследователей, которые считают, что умения связаны с деятельностью в новых условиях.

Термин «умение» рассматривается в двух значениях: психолого-педагогическом и общественно-историческом. Так как обучающийся, с одной стороны, является объектом психолого-педагогического воздействия, с помощью которого он приобретает знания, умения и навыки, а с другой - постепенно становится значимой личностью, который характеризуется индивидуальной совокупностью интеллектуальных умений. Однако, знания, умения и навыки приобретаются для того, чтобы удовлетворять потребности личности.

Подводя итоги, сделаем вывод доказывать значимость интеллекта можно продолжать очень долго. Но это не имеет смысла, так как роль уникальности человека не соответствует реальности проблемы интеллекта. Пример этому есть выражение: Я не настолько глуп, чтобы быть умным!

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл, Эксмо, 2004. – 512 с.
  2. Пиаже, Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.
  3. Сластенин, В.А., Каширин, В.П. Психология и педагогика: Уч. пособие для студ. вузов./ В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Академия, 2001. - 480с.
  4. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология/ Л.Д. Столяренко - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 544 с.
  5. Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. - М.: Рольф, 2000. - 142 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Соловьева О.В. СУЩНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Вестник науки №4 (61) том 2. С. 108 - 112. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7714 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7714



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.