'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 2
  4. Научная статья № 22

Просмотры  71 просмотров

Шруб М.В., Лифенко Л.Б.

  


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР, ОСВАИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в статье дается краткая характеристика тяжелых нарушений речи, а также их влияние на письменную речь. Раскрывается содержание и обосновывается системный подход как один из ведущих принципов работы с обучающимися с ТНР   

Ключевые слова:
тяжелые нарушения речи, системный подход, речевая компетентность   


УДК 372.41

Шруб М.В.

учитель-логопед

МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

(п. Майский, Белгородский район, Белгородская область, Россия)

 

Лифенко Л.Б.

учитель-дефектолог

МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

(п. Майский, Белгородский район, Белгородская область, Россия)

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР, ОСВАИВАЮЩИХ

НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: в статье дается краткая характеристика тяжелых нарушений речи, а также их влияние на письменную речь. Раскрывается содержание и обосновывается системный подход как один из ведущих принципов работы с обучающимися с ТНР.

 

Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, системный подход, речевая компетентность.

 

Речь является одной из центральных психических функций, имеющих решающее влияние на формирование личности, мышления. Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Развитие речи имеет определяющую роль в регуляции поведения и деятельности детей на всех этапах развития.

С каждым годом количество детей с тяжелыми нарушениями речи увеличивается. Статистика 50-х годов 20 века показывает, что нарушениями речи страдало около 17% младших школьников. В период 2000-2010 г. этот показатель значительно увеличился и составлял около 50% детей. В 2021 году ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, член экспертного совета Ассоциации родителей, детей и взрослых с дислексией Русецкая М.Н. заявила, что в России около 60% школьников приходят в первый класс с нарушениями устной речи, к которым также добавляются проблемы с письмом и чтением.

Тяжелые нарушения речи у обучающихся, оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения в школе, на формирование личности ребенка и характер его психического развития [3].

У детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя и, как правило, оказываются нарушенными ряд процессов, теснейшим образом связанных с речевой функцией: внимание, восприятие, память, воображение, словесно-логическое мышление, артикуляционная и пальцевая моторика. Дети не владеют навыками рассказывания, зачастую с трудом строят предложения, состоящие из более трёх слов. В связи с эти испытывают трудности при пересказе (связном и последовательном изложении), не могут дать полного ответа на поставленный вопрос, т.е. составить простую фразу, не говоря уже об элементах творчества в собственных рассказах. Кроме того, многие исследователи отмечают значимость развития устной речи для профилактики нарушений письма. Недостаточная сформированность речевых компетенций у обучающихся с ТНР, является одной из основных причин развития дисграфии [1].

Системный подход к формированию речевой компетентности обучающихся с ТНР является одним из важных, ведущих принципов логопедической работы. Под системным подходом понимается воздействие на все компоненты или на все стороны речи ребенка [2]. Подход к развитию речи, как единой функциональной системы, предполагает развитие понимания речи, лексической системности, грамматического оформления речи, фонетической реализации и фонематических процессов.

Таким образом, принцип системного подхода в анализе речевых нарушений обоснован как системным взаимодействием между различными компонентами языка, так и нейрофизиологическими данными о формировании функциональной речевой системы. Этот принцип составляет основу педагогической классификации речевых расстройств, комплектования специальных учреждений для детей с нарушениями речи, а также определяет пути и методы преодоления и предупреждения речевых расстройств.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов // М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
  2. Шашкина, Г.Р. Системный подход к коррекции речи дошкольников с общим недоразвитием // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. - №75-2. – С. 329-332.
  3. Ширко, Н.А. Особенности коррекционно-логопедической помощи детям с ОНР // Вестник науки. – 2019. - №11(20) Т.3. – С. 68-77. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Шруб М.В., Лифенко Л.Б. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР, ОСВАИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №4 (61) том 2. С. 118 - 121. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7716 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7716



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.