'
Шруб М.В., Лифенко Л.Б.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР, ОСВАИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ *
Аннотация:
в статье дается краткая характеристика тяжелых нарушений речи, а также их влияние на письменную речь. Раскрывается содержание и обосновывается системный подход как один из ведущих принципов работы с обучающимися с ТНР
Ключевые слова:
тяжелые нарушения речи, системный подход, речевая компетентность
УДК 372.41
Шруб М.В.
учитель-логопед
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
(п. Майский, Белгородский район, Белгородская область, Россия)
Лифенко Л.Б.
учитель-дефектолог
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
(п. Майский, Белгородский район, Белгородская область, Россия)
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР, ОСВАИВАЮЩИХ
НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в статье дается краткая характеристика тяжелых нарушений речи, а также их влияние на письменную речь. Раскрывается содержание и обосновывается системный подход как один из ведущих принципов работы с обучающимися с ТНР.
Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, системный подход, речевая компетентность.
Речь является одной из центральных психических функций, имеющих решающее влияние на формирование личности, мышления. Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Развитие речи имеет определяющую роль в регуляции поведения и деятельности детей на всех этапах развития.
С каждым годом количество детей с тяжелыми нарушениями речи увеличивается. Статистика 50-х годов 20 века показывает, что нарушениями речи страдало около 17% младших школьников. В период 2000-2010 г. этот показатель значительно увеличился и составлял около 50% детей. В 2021 году ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, член экспертного совета Ассоциации родителей, детей и взрослых с дислексией Русецкая М.Н. заявила, что в России около 60% школьников приходят в первый класс с нарушениями устной речи, к которым также добавляются проблемы с письмом и чтением.
Тяжелые нарушения речи у обучающихся, оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения в школе, на формирование личности ребенка и характер его психического развития [3].
У детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя и, как правило, оказываются нарушенными ряд процессов, теснейшим образом связанных с речевой функцией: внимание, восприятие, память, воображение, словесно-логическое мышление, артикуляционная и пальцевая моторика. Дети не владеют навыками рассказывания, зачастую с трудом строят предложения, состоящие из более трёх слов. В связи с эти испытывают трудности при пересказе (связном и последовательном изложении), не могут дать полного ответа на поставленный вопрос, т.е. составить простую фразу, не говоря уже об элементах творчества в собственных рассказах. Кроме того, многие исследователи отмечают значимость развития устной речи для профилактики нарушений письма. Недостаточная сформированность речевых компетенций у обучающихся с ТНР, является одной из основных причин развития дисграфии [1].
Системный подход к формированию речевой компетентности обучающихся с ТНР является одним из важных, ведущих принципов логопедической работы. Под системным подходом понимается воздействие на все компоненты или на все стороны речи ребенка [2]. Подход к развитию речи, как единой функциональной системы, предполагает развитие понимания речи, лексической системности, грамматического оформления речи, фонетической реализации и фонематических процессов.
Таким образом, принцип системного подхода в анализе речевых нарушений обоснован как системным взаимодействием между различными компонентами языка, так и нейрофизиологическими данными о формировании функциональной речевой системы. Этот принцип составляет основу педагогической классификации речевых расстройств, комплектования специальных учреждений для детей с нарушениями речи, а также определяет пути и методы преодоления и предупреждения речевых расстройств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 2
Ссылка для цитирования:
Шруб М.В., Лифенко Л.Б. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР, ОСВАИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №4 (61) том 2. С. 118 - 121. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7716 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*