'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 2
  4. Научная статья № 23

Просмотры  73 просмотров

Сураева И.Ю.

  


ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ *

  


Аннотация:
акционерные общества создаются с целью осуществления предпринимательской деятельности. Государство устанавливает правила осуществления такой деятельности и ограничения в отношении субъектов предпринимательской деятельности. В частности, существует различное множество методов государственного регулирования деятельности акционерных обществ   

Ключевые слова:
акционерное общество, ограничение свободы, государственное регулирование, методы государственного регулирования   


УДК 347.725

Сураева И.Ю.

магистрант

Российский государственный социальный университет

(г. Москва, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ

 

Аннотация: акционерные общества создаются с целью осуществления предпринимательской деятельности. Государство устанавливает правила осуществления такой деятельности и ограничения в отношении субъектов предпринимательской деятельности. В частности, существует различное множество методов государственного регулирования деятельности акционерных обществ.

 

Ключевые слова: акционерное общество, ограничение свободы, государственное регулирование, методы государственного регулирования.

 

Основу деятельности акционерных обществ составляет осуществление предпринимательской деятельности. Содержание и сущность предпринимательской деятельности раскрыты в Гражданском кодексе Российской Федерации [1] (далее – ГК РФ). Абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ устанавливает, что предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Важно учитывать, что предпринимательская деятельность является составной частью экономической деятельности, представляя собой ее определенный аспект.

Однако в доктрине права предлагаются и иные определения предпринимательской деятельности. Например, Е.Н. Луночкина под предпринимательской деятельностью понимает самостоятельную, систематически осуществляемую деятельность, цель которой - извлечение прибыли [3, с. 276]. В данном определении опущен такой признак как рисковость. Однако, по нашему мнению, именно рисковость характеризует деятельность в качестве предпринимательской и определяет ее сущность. Следовательно, опущение данного признака, по мнению автора, является недопустимым.

И.В. Филимонова и Х.М. Цутиева под предпринимательской деятельностью понимают постоянную профессиональную деятельность, осуществляемую в общественно значимых и частных интересах, направленную на систематическое получение прибыли в установленном законом порядке [2]. Однако с данным определением автор также не согласен ввиду того, что такая деятельность не в обязательном порядке является профессиональной и может осуществляться любым лицом. Конечно, необходимо стремиться к тому, чтобы любая деятельность осуществлялась профессионалами, однако в современных реалиях это невозможно и многие лица осуществляет какую-либо деятельность, не имею достаточного уровня образования и квалификации. Следовательно, признак профессиональности также не отвечает содержанию понятия предпринимательство.

По нашему мнению, наиболее точным определением является закрепленное в ГК РФ, поскольку оно отражает сущность и содержание предпринимательства, раскрывая все его признаки.

Методы государственного регулирования представляют собой способы и приёмы осуществления государственного регулирования предпринимательства. В доктрине права выделяется два вида методов регулирования:

  1. Прямые (административные) методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

К их числу относятся:

  • государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;
  • государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • налогообложение;
  • лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • выдача предписаний антимонопольным органом и т. д.
  1. Косвенные методы – экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов.

К ним относятся:

  • прогнозирование и планирование;
  • предоставление налоговых льгот;
  • льготное кредитование;
  • государственный (муниципальный) заказ и др.

Сущность государственного регулирования заключается в установлении определенных ограничений для субъектов предпринимательства. Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Именно в этом положении и закрепляется ограничение свободы предпринимательской деятельности. Иными словами, предпринимательская деятельность не должна нарушать права и законные интересы иных субъектов.

Ограничение предпринимательской деятельности преследует следующие основные цели: обеспечение безопасности потребителей услуг, оказываемых предпринимателями, и обеспечение частных и публичных начал в сфере предпринимательской деятельности.

Так, в определении Конституционного Суда РФ об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А. А. Ефременко на нарушение его конституционных прав положением п. 1 ст. 29 Федерального закона «О связи» Конституционный Суд РФ указал, что «возможные ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты основных конституционных ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, а государственное вмешательство должно обеспечивать частное и публичное начала в сфере экономической деятельности».

Ограничение свободы предпринимательской деятельности представляет собой частный случай ограничения прав и свобод человека и гражданина. Так, в доктрине права ограничение прав и свобод понимается как установленные федеральными законами в конституционных целях границы реализации человеком его прав и свобод, соразмерные с этими целями [4]. Следовательно, ограничения прав и свобод являются необходимым условием их существования и функционирования в обществе и государстве. Без определенных границ нормы просто не могут существовать. В отсутствии границ нормы будут не регулировать общественные отношения, а создавать условия для самоуправства и вседозволенности. Ограничения прав и свобод позволяют соблюсти главный принцип правового регулирования – права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого.

В. В. Лазарев определяет ограничение прав и свобод как сокращение сферы свободы личности  [5, с. 11]. Действительно, ограничение всегда направлены на сокращение сферы действия свободы с целью упорядочения общественных интересов. однако такое ограничение свободы является не дискриминацией или иным нарушением прав, а необходимо для создания правового демократического государства, в котором уважаются, охраняются и гарантируются права и свободы всех граждан без исключения.

Автор под ограничением прав и свобод человека и гражданина понимает совокупность методов и способов защиты публичных интересов, а также прав и свобод иных лиц, которые применяются в условиях и порядке, установленном Конституцией РФ. Данное определение подчеркивает, что ограничение прав, в первую очередь, направлено на защиту прав и интересов иных лиц. То есть ограничения представляют собой пределы осуществления прав и свобод граждан. Кроме того, в рамках данного подхода подчёркивается, что основы ограничений установлены и закреплены именно на уровне Конституции РФ.

Ограничением свободы деятельности предпринимателей являются и абсолютные запреты, например, предусмотренные Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции», в соответствие со ст. 10-11.1, 14 которого запрещаются злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью, а также недобросовестная конкуренция.

Помимо вышеуказанных ограничений, необходимых в процессе регулирования предпринимательской деятельности в обычных социально-экономических условиях, исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации в качестве временной меры может вводиться чрезвычайное положение - особый правовой режим, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей на основании Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Государством не может быть предоставлена абсолютная свобода предпринимательства гражданам и юридическим лицам, так как оно, решая проблемы собственного экономического развития и сохранения экологии, должно посредством государственных институтов, норм и правил с учетом интересов всего общества устанавливать определенные пределы, или экономический порядок, для защиты добросовестной конкуренции.

Границы свободы субъектов рыночных отношений закрепляются, безусловно, гражданским законодательством, которое регламентирует различные виды и все сферы предпринимательской деятельности, а также нормами конституционного права. Из всего вышесказанного, можно сделать простой вывод, что законодательством Российской Федерации установлены известные пределы свободы предпринимателей, их права, обязанности, а также ответственность. Экономическая свобода является одним из определяющих условий развития предпринимательства. При наличии в обществе экономических свобод, каждый законопослушный гражданин имеет право, используя свои способности, возможности, задействуя (привлекая) свое имущество, заниматься активной экономической деятельностью, т. е. заниматься предпринимательством.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  2. Кондратенко З. К. Понятие предпринимательской деятельности: проблемы теории и правоприменительной практики [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2019. – № 4 (242). – Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/242/55975/ (дата обращения: 20.03.2023).
  3. Луночкина Е. Н. Понятие предпринимательской деятельности // OPEN INNOVATION: сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 2. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. – С. 274-276.
  4. Мурыгин Д. И. Понятие конституционных ограничений прав и свобод человека [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2019. – № 5 (243). – Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/243/56127/ (дата обращения: 24.03.2023).
  5. Подмарев А. А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина: определение конституционного понятия // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. – 2014. – №2. – С. 9-16.                      
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Сураева И.Ю. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ // Вестник науки №4 (61) том 2. С. 122 - 128. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7717 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7717



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.