'
Чернова Е.А.
МЕТОДЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ *
Аннотация:
в статье анализируется зарубежный опыт борьбы с коррупционными проявлениями на государственной службе
Ключевые слова:
государственная служба, коррупция, противодействие коррупции, зарубежный опыт
УДК 342
Чернова Е.А.
студент магистратуры
ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
(г. Челябинск)
МЕТОДЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ
В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Аннотация: в статье анализируется зарубежный опыт борьбы с коррупционными проявлениями на государственной службе.
Ключевые слова: государственная служба, коррупция, противодействие коррупции, зарубежный опыт.
Борьба с коррупцией является актуальной для России и других государств. Проблема коррупции в органах власти носит глобальный характер. Для борьбы с коррупцией среди государственных служащих разрабатываются различные способы и методы борьбы с коррупцией.
Рейтинг стран по уровню коррупции составляется на основе ежегодно рассчитываемого индекса восприятия коррупции в стране (Corruption Perceptions Index). Ниже в таблице представлена первая десятка стран рейтинга. Отметим, что Россия находится на 139-ом месте в данном рейтинге.
Рейтинг стран по уровню коррупции по состоянию на 01.01.2023 год [2]
№ |
Страна |
Индекс |
1 |
Дания |
90 |
2 |
Финляндия |
87 |
3 |
Новая Зеландия |
87 |
4 |
Норвегия |
84 |
5 |
Сингапур |
83 |
6 |
Швеция |
83 |
7 |
Швейцария |
82 |
8 |
Нидерланды |
80 |
9 |
Германия |
79 |
10 |
Ирландия |
77 |
Наиболее низкий уровень коррупции в Дании, Финляндии, Новой Зеландии, Норвегии, Сингапуре, Швеции.
Основным антикоррупционным законодательным актом Дании считается «Закон о коррупции», принятый в 2002 году. В Дании антикоррупционное законодательство достаточно жёсткое. В частности, в последние годы было ужесточено уголовное наказание за коррупцию на государственной службе, срок наказания увеличили с 3 до 6 лет лишения свободы.
В Дании задействованы различные инструменты. В стране принят Кодекс чести чиновников. Существенный вклад в антикоррупционную борьбу вносит гражданское общество, агитация на уровне СМИ о сообщении о фактах коррупции, высокий уровень самосознания и ответственности граждан. Главные причины низкого уровня коррупции в Дании заключаются в культивировании осуждения этого явления не только среди государственных чиновников, но и среди обычных граждан.
Общественные организации и специальные контрольно-надзирающие органы функционируют открыто и публикуют информацию о деятельности и финансовом состоянии компаний в интернете.
Государственные служащие Дании обеспечены высоким уровнем государственной социальной защиты: получают бесплатные медицинские услуги и образование, имеют социальные гарантии, что существенно уменьшает вероятность коррумпированных действий.
Финляндия имеет весьма низкий уровень коррупции на госслужбе. Коррупция в Финляндии рассматривается как опасное деяние, уголовно наказуемое. Роль инструмента гражданского контроля играют СМИ. Госконтроль осуществляют правоохранительные органы и органы судебные. Большое внимание обращается на этические нормы и воспитание. Наконец, формируются условия, неблагоприятствующие возникновению коррупции, а также условия, позволяющие успешно бороться с ней.
В Швеции с низким уровне коррупции установлены этические стандарты (довольно высокие) для госслужащих. И государство добилось их выполнения. Честность - социальная норма среди шведских госслужащих. Государство обращает пристальное внимание на социально-экономических меры. Зарплаты госслужащих достойные.
Система борьбы с коррупцией и ее предупреждения в Нидерландах включает достаточно много инструментов. Так, в стране внедрена постоянная отчетность и гласность в вопросах обнаружения коррупции, обсуждение последствий коррупционных действий и наказания за них. Ежегодно министр внутренних дел представляет доклад парламенту об обнаруженных фактах коррупции и принятых мерах по наказанию лиц, замешанных в коррупции. Основной мерой наказания за коррупционное действие является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот. Шкала наказаний включает в себя также штрафы и временное отстранение от исполнения обязанностей.
В Нидерландах все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке обнародуются. Чиновники всех уровней обязаны регистрировать известные им случаи коррупции, эта информация по соответствующим каналам передается в министерства внутренних дел и юстиции. Большую роль в борьбе с коррупцией играют средства массовой информации, которые обнародуют случаи коррупции и часто проводят расследования.
В Германии детально регламентированы негативные последствия ненадлежащего выполнения госслужащим его служебных обязанностей. В Германии независимо от конкретных специфических функций госслужащим вменено в обязанность исполнять свои задачи беспристрастно и справедливо на благо всего общества. Госслужащий несет полную личную ответственность за правомерность своих действий по исполнению служебных обязанностей. Актуальная проблема борьбы с коррупцией – соблюдение служебной тайны. В Германии госслужащий и по истечении срока службы должен держать в тайне сведения и факты, ставшие ему известными в процессе деятельности. Без разрешения госслужащий не имеет права давать показания или делать заявления по таким фактам (делам), даже в суде. Государственные служащие не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в деятельности правления, наблюдательного совета или в ином органе общества, товарищества или предприятия любой другой правовой формы. Повышенные требования и ограничения, связанные с государственной службой, компенсируются в Германии соответствующим государственным жалованием и другими выплатами, гарантиями, обеспечивающими стабильность рабочего места и продвижение по службе, а также достойный уровень жизни.
Одним из показательных примеров практики успешной борьбы с коррупцией является сингапурский опыт. Несмотря на достаточно жёсткую авторитарную политическую систему, сегодня Сингапур входит в первую десятку стран по минимальному уровню коррупции по различным международным оценкам.
Антикоррупционные реформы, проведенные в Сингапуре во второй половине ХХ века, опирались на законодательное поле, и не были связаны с созданием репрессивного механизма. Главными составляющими кампании стало введение антикоррупционного законодательства и учреждение независимого антикоррупционного ведомства в комплексе с повышением зарплат работников госсектора и поддержкой правительственной линии со стороны СМИ.
Образован орган государственной власти с почти неограниченными полномочиями под названием «Бюро по расследованию коррупции» [3, с. 27]. Начиная с 1960-х госслужащих лишали неприкосновенности, им запрещалось принимать подарки от кого бы то ни было, совершать ошибки в официальной документации и допускать неточности в публичных заявлениях. Кроме того, каждый чиновник должен был вести декларацию имущества и долгов. Доказательством участия чиновника в коррупционных действиях считалось нахождение у него собственности, которая не подтверждена данной декларацией. Наконец, значительную роль в антикоррупционной политике Сингапура сыграла поддержка правительственной линии в СМИ. Сингапурские медиа-компании, по большей части коммерческие, предавали гласности случаи коррупционных действий и информировали общественность касаемо возможных последствий, раскрывая подробности наказаний. При проведении массивных информационных кампаний провинившиеся чиновники и их ближайшие родственники практически лишались возможности дальнейшего трудоустройства в стране.
Таким образом, в зависимости от ментальных и государственно-правовых особенностей отдельного государства борьба с коррупцией характеризуется различными методами. Важно изучать и предметно учитывать зарубежный опыт по борьбе с коррупцией, особенно опыт стран с низким уровнем коррупции, заключающийся в заслуживающих внимания комплексных системах мер борьбы с коррупцией, передовых подходах и эффективном инструментарии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 2
Ссылка для цитирования:
Чернова Е.А. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ // Вестник науки №4 (61) том 2. С. 129 - 134. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7718 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*