'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 2
  4. Научная статья № 28

Просмотры  74 просмотров

Дзвоник В.П.

  


ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАБОТЫ С ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ КЛИЕНТА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается песочная терапия как метод работы с психическим состоянием, который подходит как для клиентов, ранее обращавшихся за помощью к психологам и психотерапевтам, так и для тех, кто такого опыта не имеет. Он позволяет в игровой форме познакомиться со своими переживаниями, научиться экологично их проживать, помогает снять эмоциональное напряжение, развить образное мышление, восприятие прошлого, настоящего и будущего, вариативность разрешения проблемных ситуаций   

Ключевые слова:
песочная терапия, психология, эмоции, инициация   


УДК 159.9

Дзвоник В.П.

аспирант Института образования

Кемеровский государственный университет

(г. Кемерово, Россия)

 

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАБОТЫ

С ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ КЛИЕНТА

 

Аннотация: в статье рассматривается песочная терапия как метод работы с психическим состоянием, который подходит как для клиентов, ранее обращавшихся за помощью к психологам и психотерапевтам, так и для тех, кто такого опыта не имеет. Он позволяет в игровой форме познакомиться со своими переживаниями, научиться экологично их проживать, помогает снять эмоциональное напряжение, развить образное мышление, восприятие прошлого, настоящего и будущего, вариативность разрешения проблемных ситуаций.

 

Ключевые слова: песочная терапия, психология, эмоции, инициация.

 

Для людей, желающих разобраться со своим психическим состоянием, но еще не готовых к системной работе с психологом, песочная терапия представляется инструментом для знакомства с личными переживаниями, своего рода обрядом инициации – посвящения, перехода к внутренней работе над собой, символического отделения от себя, держащего мысли и чувства под запретом, к той версии личности, где разрешено быть собой и проявлять различные чувства и эмоции. Клиент в ходе сеанса песочной терапии получает возможность в игровой форме узнать о точке опоры в жизни, системных ошибках, страхах, достижениях, амбициях, отношениях с близкими людьми. Ему разрешено создавать любую композицию, можно использовать различные фигуры, моделировать ландшафт – ограничений, которые присутствуют в обычной жизни, здесь нет. Как и нет давления, требований и ультиматумов. Есть обозначаемые терапевтом перед процедурой правила игры, при соблюдении которых человек получает свободу действий и творчества. Песочная терапия выступает инструментом проживания психологического напряжения клиентов, даёт возможность в настоящем моменте моделировать события и взаимоотношения, выстраивать шаги для достижения поставленных целей. Она подходит как для рациональных людей, так и для тех, кому сложно высказать, подобрать слова для переживаний. В процессе терапевтической работы с песком происходит гармонизация психического состояния человека, которое вслед за Н. Д. Левитовым рассматривается нами как целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности [1].

Игра с песком в рамках консультирования была применена и описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд: «техника мира» с помощью игры с песком позволяла детям выразить то, что они не могли озвучить словесно [2]. Концепцию метода сформулировала Дора Калфф, занимавшаяся разработкой теоретических принципов метода и подготовкой песочных терапевтов. По мнению психоаналитика, песочная терапия позволяет перенести конфликт из внутреннего мира во внешний, сделать его явным, обозримым [3].

Л. А. Раимова определяет песочную терапию как способ творческого самовыражения клиента, благодаря которому на символическом уровне происходит выражение, отпускание внутреннего напряжения и поиск путей развития. Это метод, в котором сочетаются бессловесное (процесс построения композиции) и словесное выражение клиентов (рассказ о готовой композиции, раскрывающий смысл композиции). В результате «диалога» рук с песком становится возможным «отреагирование» внутреннего напряжения и поиск путей развития. Клиент получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь собственными руками [4].

Т. М. Грабенко и Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева называет терапевтическую песочницу средой для общения человека с самим собой и символами реального мира, помогающей освободиться от психологического напряжения. Песок позволяет заземлиться и высвободить негативную энергию [5]. Наличие регламентированной последовательности организации работы и материалов для её осуществления, по мнению авторов, позволяет назвать песочную терапию методом, который можно использовать в психологическом консультировании и педагогической практике.

Е. В. Тарарина относит песочную терапию к ландшафтной арт-терапии, где в ходе сеанса используются природные материалы. Подобная терапия позволяет проводить глубинную работу с состояниями человека. Терапевтическая функция предусматривает построение на песке композиции, проговаривание моментов, которые вызывают дискомфорт. В песочное поле вносятся изменения, составляется план, позволяющий проанализировать и изменить ситуацию [6].

По мнению Е. В. Ратниковой, песочная терапия помогает обнаружить архетипический образ героя: при переложении мифа на песок человек в ходе построения композиций отражает свой опыт и находит решение существующей проблемы. Через символическое погружение в историю жизни он возвращает себе ресурс, знакомится с деструктивными установками, узнаёт, как с ними работать. Здесь песочница выступает как контейнер, позволяющий найти способы разрешения трудных ситуаций [7].

Г. Н. Эль отмечает, что в ходе игры в песочнице клиент входит в мир своего подсознания. В силу того, что главное правило в процессе создания песочной композиции «Клиенту можно всё», человеку предоставляется свобода действий, он становится вовлечённым в процесс. Автор сравнивает работу в психологической песочнице с инициацией, которую человек проводит по своему желанию. С помощью песочного поля и кодируемых объектов из реальной жизни клиент моделирует актуальную для него ситуацию и работает с полученным материалом [8].

По мнению В. В. Ставровской, игра с песком позволяет проживать чувства, фантазировать. Песочная терапия может применяться в случаях, когда клиент не понимает, почему с ним происходят те или иные события, не знает, куда он движется по жизни. Она даёт возможность увидеть, что происходит с человеком, что мешает ему в отношениях, не позволяет реализовать задуманное [9].

Результаты исследования

С целью изучения влияния песочной терапии на психическое состояние клиентов нами было проведено исследование, в котором приняли участие 25 человек, посетивших сеанс песочной терапии, из них 19 женщин и 6 мужчин в возрасте от 18 до 55 лет. 35% опрошенных, прошедших сеанс песочной терапии, ранее обращались за консультацией к психологу, для 65% этот опыт стал первым в рамках знакомства со своим подсознанием. Никто из участвовавших в исследовании с песочной терапией ранее не сталкивался. Клиентам было предложено оценить работу в психологической песочнице по 5 показателям по шкале от 0 до 10 (где 0 – отсутствие результата, 10 – максимальный эффект): возможность образно выразить мысли посредством расположения фигурок в песочнице, работа с восприятием прошлого, настоящего и будущего, переключение на игровую деятельность, наличие вариативности разрешения проблемных ситуаций, снятие эмоционального напряжения.

 

Таблица 1. Средние значения показателей эффективности работы

в психологической песочнице.

Показатели

Среднее значение

Возможность образно выразить мысли с помощью фигурок в песочнице

8,37

Работа с восприятием прошлого, настоящего и будущего

7,46

Переключение на игровую деятельность

8,20

Наличие вариативности разрешения проблемных ситуаций

9,10

Снятие эмоционального напряжения

8,61

 

По мнению клиентов, принимавших участие в исследовании, песочная терапия для них оказалась наиболее действенной с точки зрения наглядной (образной) демонстрации вариантов разрешения проблемных ситуаций. В ходе сеанса прорабатывались травмирующие события путём переноса в прошлое, воспроизведения конфликтной ситуации и непосредственного озвучивания подавленных чувств со стороны клиента. Находившиеся под влиянием деструктивных семейных установок участники исследования отмечали, что ранее не видели альтернативных вариантов разрешения проблемы, в то время как песочная терапия наглядно показала им наличие вариативности. Она позволила с помощью игры осуществить инициацию – переход к внутренней работе над собой, на время консультации дистанцироваться от привычной версии себя и взглянуть на жизнь и отдельные ситуации со стороны с целью проживания подавленных эмоций.

В частности, одним из результатов сеансов стало оформление в словесно-образную форму запутанных профессиональных или межличностных отношений, которые раньше не поддавались ёмкому описанию: «ферма» (позиция женщины по отношению к мужчинам, её окружающих), «теплица» (взращивание новых идей и проектов), «вай-фай» (бесплатная раздача своей помощи без запроса со стороны нуждающегося), «забор» (выстраивание деструктивных установок), «колокол без звонка» (наличие предпосылок для исполнения основной функции при отсутствии важной детали).

Таким образом, песочную терапию можно рассматривать как эффективный инструмент работы с психическим состоянием, который подходит как для клиентов, ранее обращавшихся за помощью к психологам и психотерапевтам, так и для тех, кто такого опыта не имеет. Данный метод даёт возможность образно выразить мысли посредством расположения фигурок в песочнице, совместно со специалистом проработать восприятие клиентом прошлого, настоящего и будущего, позволяет вспомнить детство и переключиться в ходе сеанса на игровую деятельность, наглядно демонстрирует вариативность разрешения проблемных ситуаций, помогает снять эмоциональное напряжение. Песочная терапия может применяться для работы со школьниками, студентами, преподавателями, сотрудниками в университетских и школьных психологических службах и студиях. Специалисты могут включать её в свою практику как инструмент, позволяющий клиенту языком символов рассказать о своем текущем психическом состоянии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1964. – 397 С.
  2. Kalff, Sandplay. A Psyhoteraputic Approach to the Psyche / Kalff, Dora. Sandplay. A Psyhoteraputic Approach to the Psyche. – Santa Monica: Temenos Press, 2004. – 169с. – ISBN 978-0-972851701.
  3. Lowenfeld, M. Understanding children’s Sandplay: Lowenfeld’s World Technique / Lowenfeld, M. Understanding children’s Sandplay: Lowenfeld’s World Technique. England: Sussex Academic Press, 2004. – 292 с. – ISBN 978-1-84519-082-8.
  4. Раимова Л.А. Песочная терапия и ее возможности в работе с пожилыми клиентами: методическое пособие для специалистов, работающих с людьми пожилого возраста / Л. А. Раимова. – Казань: Веда, 2014. – 144 с.
  5. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
  6. Тарарина Е. В. Песочная терапия: практический старт / Е. В. Тарарина. – М.: ООО «Вариант», 2022. – 122 с.
  7. Ратникова Е. В. «Путь героя в песочной терапии» / Е. В. Ратникова. – М.: Академический проект, 2021. – 291 с.
  8. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия / Г. Н. Эль. – СПб.: Речь, 2010. – 208с.
  9. Ставровская В. В. История и современные направления песочной терапии / В.В.Ставровская // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы IX Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – №3 (9). – С. 72-76.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Дзвоник В.П. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАБОТЫ С ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ КЛИЕНТА // Вестник науки №4 (61) том 2. С. 150 - 156. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7722 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7722



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.