'
Муханов А.Т., Гюндогдыев С.А.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ *
Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности развития учета косвенных налогов и их влияние на развитие государства. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния выбора направления развития финансовой политики. Даны рекомендации по внедрению разработок в экономику
Ключевые слова:
анализ, метод, исследование, системы, налоги
УДК 336.22
Муханов А.Т.
старший преподаватель, к.э.н., заведующий кафедры «Финансы»
Туркменский государственный институт экономики и управления
(Туркменистан, г. Ашгабад)
Гюндогдыев С.А.
магистр,
Туркменский государственный институт экономики и управления
(Туркменистан, г. Ашгабад)
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности развития учета косвенных налогов и их влияние на развитие государства. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния выбора направления развития финансовой политики. Даны рекомендации по внедрению разработок в экономику.
Ключевые слова: анализ, метод, исследование, системы, налоги.
Эффективное финансовое регулирование экономики обеспечивает жизнеспособность финансовой устойчивости государств и юридических лиц в условиях неопределенности воздействия дестабилизирующих социальных, экономических и политических факторов. Это положение реализуется в соответствии с национальной фискальной политикой. В целях удовлетворения финансовых потребностей страны, развития национальной экономики за счет перераспределения финансовых ресурсов и формирования суммы экономических, финансовых и правовых мер национальной налоговой системы формируется налоговая политика.
Первоочередной задачей налоговой политики является создание эффективной и стабильной налоговой системы для обеспечения среднесрочной и долгосрочной финансовой устойчивости. Это означает усиление регулирования и ограничение фискальной функции налогов при сохранении уровня налоговых доходов, поступающих в бюджет. Как известно, фискальную функцию налогообложения в основном выполняют косвенные налоги. Ввиду необходимости усиления корректировочной функции вопрос сохранения доходной части бюджета требует активизации корректировочного потенциала косвенных налогов и совершенствования системы косвенного налогообложения в целом.
По экономической природе косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины. НДС и GST считаются косвенными налогами в соответствии с налоговым законодательством. НДС и налог на товары и услуги доминируют в государственном бюджете. Косвенные налоги в бюджет не связаны напрямую с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта налогообложения. Следовательно, этот источник национальных налоговых поступлений наименее подвержен влиянию экономических колебаний. Косвенные налоги характеризуются быстрым и полным поступлением в бюджет, так как это налоги, взимаемые с потребления товаров и услуг. Перекладывание обязанности по уплате косвенных налогов на потребителей позволяет косвенным налогам выполнять фискальную функцию налогообложения более эффективно, чем прямые налоги.
В настоящее время опубликовано много работ по модернизации системы косвенного налогообложения. Отмечено, что необходимо ввести льготные налоговые ставки для предприятий в отраслях, которые нуждаются в поддержке государства. В качестве комплексного показателя эффективности сбора и управления налогом на добавленную стоимость рекомендуется использовать отношение доходов бюджета по налогу на добавленную стоимость к конечному потреблению страны и ВВП, рассчитанному по фиксированной базовой ставке налога. Что касается налога на потребление, необходимая мера состоит в том, чтобы избежать дальнейшего повышения налоговых ставок на табачные изделия и алкогольную продукцию, чтобы предотвратить незаконный оборот этих товаров. При этом отмечено, что такие меры должны сопровождаться выявлением источников компенсации бюджетных потерь.
Также отмечается необходимость поэтапной модернизации режима косвенного налогообложения:
1) Сокращенный перечень операций, освобождаемых от косвенного налогообложения;
2) Упростить процесс получения возмещения;
3) введение предварительного соглашения об использовании схем оптимизации налогообложения;
4) Использовать учет по методу начисления при импорте продукции.
Очевидно, что при усилении регулирующих функций косвенных налогов изменения в национальной налоговой политике окажут серьезное влияние на финансовую стабильность страны и хозяйствующих субъектов. Однако степень воздействия налоговых изменений на бюджетную систему, фирмы и финансовую устойчивость населения не может быть определена точно из-за наличия многих других факторов, в том числе элемента случайности. Между тем, стохастические методы позволяют решить эту проблему путем количественной оценки трендов и параметров соответствующих регрессионных моделей и объяснения реакции показателей финансовой устойчивости на изменения фискальной политики.
Важнейшими инструментами налогового регулирования являются налоговые ставки и льготы, налоговые базы и налоговые санкции. В задаче выбора наилучшей стратегии совершенствования механизма косвенного налогообложения в целях обеспечения фискальной устойчивости государства и хозяйствующих субъектов инструменты налоговой политики играют роль управляющих параметров, изменение которых создает возможности воздействия на общество - хозяйственный процесс страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 3
Ссылка для цитирования:
Муханов А.Т., Гюндогдыев С.А. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ // Вестник науки №4 (61) том 3. С. 29 - 32. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7754 (дата обращения: 20.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*