'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 3
  4. Научная статья № 10

Просмотры  246 просмотров

Тхалиджоков Э.Х.

  


ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ФИНАНСОВОГО СУВЕРЕНИТЕТА: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются понятие и сущность финансовой безопасности и финансового суверенитета, а также складывается вопрос соотношения данных понятий   

Ключевые слова:
финансовый суверенитет, финансовая безопасность, финансовая система, финансовая стабильность, интересы государства   


УДК 338.2

Тхалиджоков Э.Х.

студент 2 курса магистратуры факультета

Высшая школа государственного аудита МГУ имени М. В. Ломоносова
 (г. Москва, Россия)

 

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И ФИНАНСОВОГО СУВЕРЕНИТЕТА: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

 

Аннотация: в статье рассматриваются понятие и сущность финансовой безопасности и финансового суверенитета, а также складывается вопрос соотношения данных понятий.

 

Ключевые слова: финансовый суверенитет, финансовая безопасность, финансовая система, финансовая стабильность, интересы государства.

 

На сегодняшний день одной из фундаментальных целей любого государства является обеспечение национальной финансовой безопасности. Правительство должно принимать меры для защиты экономических интересов страны от внешних и внутренних угроз.

Национальная финансовая безопасность включает в себя несколько аспектов:

Во-первых, это финансовая стабильность, которая обеспечивается контролем инфляции, управлением долгом и финансовым регулированием.

Во-вторых, это защита национальных финансовых ресурсов от мошенничества, коррупции и других форм экономической преступности.

 В-третьих, это защита финансовой системы страны от внешних угроз, таких как финансовые кризисы, международные санкции и террористические действия.

Для достижения национальной финансовой безопасности правительство может применять ряд инструментов и мер. Например, оно может устанавливать налоговые ставки, вводить контроль над капиталом, регулировать банковскую деятельность и финансовые рынки, а также укреплять международные финансовые отношения.

Однако, достижение национальной финансовой безопасности не всегда является простой задачей, поскольку она зависит от многих факторов, включая политическую стабильность, геополитические риски, уровень развития экономики и другие. Поэтому правительство должно постоянно следить за ситуацией в экономике и принимать необходимые меры для обеспечения национальной финансовой безопасности.

Финансовый аспект безопасности государства играет важную роль в обеспечении других сфер безопасности, таких как оборонная безопасность, природная безопасность, социальная безопасность и т. д.

Действительно, финансовый аспект безопасности государства играет важную роль в обеспечении различных сфер безопасности. Государство должно обеспечивать достаточный финансовый ресурс для обеспечения безопасности в различных областях и регулярно оценивать эффективность своих финансовых программ, чтобы гарантировать национальную безопасность.

При защищенности финансовой сферы государства автоматически защищаются и другие сферы безопасности, такие как экономическая, социальная, природная, оборонная и т. д.

Финансовая сфера является фундаментом экономики, обеспечивающей ее функционирование. Под угрозой находящаяся финансовая система государства может привести к дестабилизации экономики, обострению социальной ситуации, возникновению безработицы и ухудшению условий жизни. Нарушение финансовой безопасности может также оказать влияние на природную среду и оборонную безопасность государства.

Финансовая безопасность государства непосредственно связана с экономической безопасностью. Угрозы финансовой безопасности могут привести к снижению инвестиционной активности и экономического развития, что, в свою очередь, негативно повлияет на экономическую безопасность государства.

Защита финансовой безопасности государства также является важным условием для обеспечения социальной безопасности. Если финансовая система государства подвергается риску, это может привести к сокращению социальных программ и услуг, что в свою очередь отрицательно повлияет на жизнь людей.

Финансовая безопасность является необходимым условием для обеспечения национальной безопасности и стабильности государства. Она напрямую связана со всеми сферами безопасности государства, и ее защита должна быть приоритетной задачей правительства.

В настоящее время отсутствует единое определение финансовой безопасности, которое было бы признано всеми государствами и имело бы общее понимание. Это обусловлено тем, что каждое государство имеет свои особенности и приоритеты в финансовой сфере, а также тем, что концепция финансовой безопасности может быть широкой и включать в себя множество аспектов.

Тем не менее, большинство государств признают важность обеспечения финансовой безопасности и принимают соответствующие меры для ее защиты. В качестве примеров таких мер могут выступать использование различных инструментов, включая монетарную политику, регулирование финансового сектора, контроль за денежно-кредитной политикой и другие.

В целом, отсутствие общепризнанного понятия финансовой безопасности не означает, что это не является важным аспектом государственной политики. Напротив, это подчеркивает необходимость развития общего понимания и координации усилий между государствами для обеспечения стабильности мировой финансовой системы.

Некоторые ученые определяют финансовую безопасность как концепцию, которая включает защищенность финансовых интересов на всех уровнях финансовых отношений, обеспечение стабильности и устойчивости финансовой системы государства в условиях внешних и внутренних угроз, а также способность обеспечивать эффективное функционирование национальной экономической системы в целом.

При рассмотрении понятия финансовой безопасности с правового аспекта становится необходимым раскрыть данное понятие и с экономической, политической точки зрения.

Финансовая безопасность с экономического аспекта представляет собой обеспечение стабильности национальной экономики и ее устойчивости к внутренним и внешним экономическим угрозам. Она предполагает защиту финансовой системы государства, а также экономических интересов государства и его граждан в условиях развивающегося мирового рынка.

Финансовая безопасность с экономической точки зрения также связана с развитием экономической системы и ее инфраструктуры, которые включают в себя развитие финансовых инструментов, улучшение налоговой системы и меры по стимулированию экономического роста. Кроме того, важными аспектами являются контроль над международными капиталовложениями и защита экономических интересов государства на мировом рынке.

С политической точки зрения, финансовая безопасность представляет собой защиту национальных интересов и суверенитета государства в финансовой сфере. То есть включает в себя защиту государственных финансовых ресурсов, противодействие финансовым угрозам со стороны других государств, международных финансовых институтов или транснациональных корпораций.

Финансовая безопасность также связана с созданием стабильной экономической среды в стране, что является важным условием для привлечения иностранных инвестиций и устойчивого экономического развития. Политический аспект финансовой безопасности также охватывает создание и реализацию национальной финансовой политики, которая должна быть направлена на достижение финансовой устойчивости и защиту национальных интересов.

В ходе анализа различных подходов к определению понятия «финансовая безопасность» самым правильным будет считаться, что финансовая безопасность — это совокупность мер, методов, которое призвано защитить экономические и финансовые интересы государства на всех уровнях, а также поддерживать состояние, обеспечивающее отсутствие опасности или каких-либо угроз финансовой целостности, финансовому суверенитету государства.

Данный определение со всех сторон раскрывает понятие, цели финансовой безопасности, что по итогу и отображает ее сущность, которая заключается в обеспечении стабильности и защите финансовых интересов государства, общества и индивидуальных участников экономических отношений. Это достигается через механизмы, которые позволяют предотвращать возможные угрозы финансовой системы и принимать меры по минимизации рисков.

Понятие финансового суверенитета связано с идеей независимости государства в финансовой сфере.

Финансовый суверенитет в экономическом смысле означает, что государство имеет возможность полностью контролировать свою финансовую систему, включая национальную валюту, финансовые институты и регулирование финансовых отношений.

Государство может принимать суверенные решения о финансовой политике, в том числе о валютном курсе, уровне процентных ставок, налоговой политике и регулировании финансового сектора. В рамках своих полномочий государство может также устанавливать механизмы контроля и регулирования движения капитала через границы страны.

Однако, в условиях глобализации экономики и финансов, реализация полного финансового суверенитета может стать вызовом, так как экономические процессы в различных странах взаимосвязаны и могут оказывать влияние на друг друга.

Необходимо отметить связь с защитой финансовых интересов государства и его граждан. Обеспечение финансовой безопасности является неотъемлемой частью финансового суверенитета, так как неблагоприятные изменения в экономической сфере, например, финансовый кризис, могут привести к нарушению финансовой стабильности государства.

Поэтому финансовый суверенитет и финансовая безопасность являются взаимосвязанными понятиями, которые определяют возможности государства в финансовой сфере и способность защищать свои интересы в условиях глобализации и мировой экономической конкуренции.

Раскрыв сущность финансового суверенитета через экономическую призму, следует раскрыть данное понятие через правовой аспект.

Финансовый суверенитет с правовой точки зрения является важным аспектом государственного суверенитета и включает в себя право государства на свободное распоряжение своими финансовыми ресурсами в соответствии с национальными интересами и законодательством.

Финансовый суверенитет правовым образом обеспечивается через национальное законодательство, регулирующее деятельность финансовых институтов, банковскую систему, финансовые рынки и другие аспекты финансовой деятельности. В рамках такого законодательства государство имеет право на установление налогов, сборов, пошлин и других финансовых инструментов, контроль за движением капитала, а также на участие в международных финансовых отношениях.

Следовательно, финансовый суверенитет с правовой точки зрения представляет собой набор правовых норм, обеспечивающих свободное и независимое управление государственными финансами в интересах нации, а также механизмы защиты от внешних угроз и воздействий.

С политической точки зрения, финансовый суверенитет является важным элементом национального суверенитета государства. Он обеспечивает возможность государства самостоятельно принимать решения в области финансовой политики и обеспечивать свою экономическую и финансовую независимость от других государств и международных организаций.

Финансовый суверенитет дает государству возможность контролировать и регулировать экономические процессы в своей стране, включая валютный курс, ставки по кредитам и инфляцию. Это позволяет государству реагировать на внутренние и внешние экономические вызовы, такие как кризисы, изменения мировых цен на товары и услуги, изменения на мировых рынках и т. д.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что финансовая безопасность и финансовый суверенитет - два понятия, которые тесно связаны между собой. Финансовый суверенитет предполагает наличие государственного контроля над финансовой системой страны и ее способность реализовывать независимую экономическую политику. В свою очередь, обеспечение финансовой безопасности государства является необходимым условием для сохранения финансового суверенитета. При этом, данные понятия необходимо рассматривать с политического, экономического и правового аспекта, чтобы полностью охватить все аспекты взаимосвязи между ними и обеспечить эффективное функционирование финансовой системы государства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Анищенко В. Н. Особенности обеспечения финансовой безопасности и финансового суверенитета России в современных условиях / В. Н. Анищенко // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. – 2015. – № 3. – С. 3-18.
  2. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность. Аудиторские ведомости. 2001. № 9// СПС «Гарант»
  3. Гузко, Д. С. Социально-политическая природа финансовой безопасности государства / Д. С. Гузко // Горизонты экономики. – 2014. – № 6(18). – С. 93-96.
  4. Зинченко О. И. Социальная безопасность в системе социально-экономической безопасности государства / О. И. Зинченко, А. Н. Химченко //. – 2021. – № 3. – С. 177–189.
  5. Кондрат, Е. Н. Значение финансового контроля и финансовой безопасности в системе национальной безопасности государства / Е. Н. Кондрат //. – 2012. – № 1(22). – С. 32–36.
  6. Полухина И. В. Сущность финансовой безопасности и роль анализа финансового состояния для обеспечения экономической безопасности организации / И. В. Полухина, И. П. Леонова // Актуальные проблемы учета, экономического анализа и финансово-хозяйственного контроля деятельности организации : Материалы X Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Воронеж, 10 декабря 2022 года / Под редакцией Д.А. Ендовицкого, Н.Г. Сапожниковой, Т.Н. Панковой. Том Часть II. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2023. – С. 190-195.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Тхалиджоков Э.Х. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ФИНАНСОВОГО СУВЕРЕНИТЕТА: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ // Вестник науки №4 (61) том 3. С. 45 - 52. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7758 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7758



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.