'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 3
  4. Научная статья № 17

Просмотры  119 просмотров

Потапова В.Р.

  


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТМНР *

  


Аннотация:
в работе раскрыты теоретические и практические аспекты обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Представлен опыт работы с данной категорией детей   

Ключевые слова:
обучающиеся с ТМНР, дидактическая игра, учебный материал   


УДК 376.4

Потапова В.Р.

учитель

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение Свердловской области

«Алапаевская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

(г. Алапаевск, Россия)

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО

ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТМНР

 

Аннотация: в работе раскрыты теоретические и практические аспекты обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Представлен опыт работы с данной категорией детей.

 

Ключевые слова: обучающиеся с ТМНР, дидактическая игра, учебный материал.

 

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся в выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными или локальными нарушениями.

Сочетание интеллектуальных, сенсорных и двигательных нарушений, каждое из которых является тяжелым или выраженным, обуславливает появление сложной структуры особых образовательных потребностей и требует особой организации образовательного процесса.

Наиболее эффективным средством в работе с данной категорией детей является игра. Играя в игры, под руководством учителя, обучающиеся наиболее прочно усваивают учебный материал, запоминают названия слов, у них расширяется словарный запас, наиболее прочно закрепляются приобретённые навыки.

Более подробно хочу остановится на использовании в своей работе дидактических игр.

Дидактическая игра имеет две цели - одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

С детьми с ТМНР работаю пятый год. В течении этого времени подбирала специальные средства и методы для использования на уроках. Самым эффективным средством для данной категории детей оказалась дидактическая игра. Использование дидактических игр позволило мне выявить личностные качества каждого обучающегося. Включаю их учебные и внеурочные занятия.

Игра «Лото». Использование дидактической игры «Лото» в учебном процессе способствует организации каждым учащимся своей деятельности целенаправленно. Действуя по инструкции учителя, ученик видит продвижение к цели и что для этого необходимо.

 На своих занятиях использую «Математическое лото», лото по Доману «Одежда», лото по сказкам. При использовании данной дидактической игры у обучающихся отмечается: расширение словарного запаса, повышается уровень познавательного интереса, прослеживается соревновательный момент.

«Собери картинку по номерам».

Цель игры – научить обучающихся визуально сравнивать, правильно соединять детали в единое целое, определять форму и расцветку изображенных объектов.

Задачи:

обучение умению определять форму и цвет предметов;

обучение навыку правильного составления объекта из частей;

формирование способности соотносить представленный образ с реальным целостным объектом;

развитие моторики пальцев, обучение навыку выполнения действий руками;

развитие памяти, способности анализировать, сопоставлять, логически мыслить;

воспитание стремления к познанию, усидчивости, нацеленности на результат;

формирование интереса к самостоятельному выполнению работы.

 Дидактическая игра геометрический конструктор головоломка «Танграм».

Цель игры: Упражнять детей в умении осуществлять поисковые действия умственного и практического плана. Создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Данную игру использую на разных этапах урока. В ходе игры у детей развивается мелкая моторика, сообразительность; воспитывается усидчивость и терпение.

«Что лишнее?» Дидактическая задача: Учить детей замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения.

 «Теневое лото».  Развивает у детей внимательность, наблюдательность, логическое мышление, учит находить предметы по тени и сопоставлять их.

Можно использовать как на этапе закрепления нового материала, так и на этапе повторения.

В ходе игры прослеживается соревновательный момент, поэтому все дети с удовольствием в неё играют.

Используя дидактические игры и организовывая игровую деятельность, я наблюдаю положительную динамику в развитии и формировании у детей с ТМНР таких навыков как: усидчивость, желание учиться, самостоятельность. Повышается познавательная активность.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.
  2. Букатов В.М. Педагогические достоинства дидактических игр. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 282с.
  3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. — 656 с. -(Учебники для вузов. Специальная литература).
  4. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека. // Дошкольное воспитание. №4,2002. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Потапова В.Р. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТМНР // Вестник науки №4 (61) том 3. С. 76 - 79. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7765 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7765



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.