'
Чепогузов И.Д., Волкова М.А.
ХАРАКТЕР, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ С НАТО *
Аннотация:
в работе отражены ключевые события, повлиявшие на развитие взаимоотношений между такими субъектами международного права как Российская Федерация и военно-политический блок НАТО. Проведён анализ перспектив исторического установления сотрудничества, его «охлаждения» и прекращения, на основе полученных данных составлена наглядная схема этапов развития отношений РФ и Североатлантического альянса
Ключевые слова:
международные отношения, Российская Федерация, НАТО, политика, исторический процесс
УДК 327
Чепогузов И.Д.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 149» (МАОУ СШ №149)
(г. Красноярск, Россия)
Волкова М.А.
учитель высшей категории
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 149» (МАОУ СШ №149)
(г. Красноярск, Россия)
ХАРАКТЕР, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ С НАТО
Аннотация: в работе отражены ключевые события, повлиявшие на развитие взаимоотношений между такими субъектами международного права как Российская Федерация и военно-политический блок НАТО. Проведён анализ перспектив исторического установления сотрудничества, его «охлаждения» и прекращения, на основе полученных данных составлена наглядная схема этапов развития отношений РФ и Североатлантического альянса.
Ключевые слова: международные отношения, Российская Федерация, НАТО, политика, исторический процесс.
В настоящее время внешняя политика является определяющим направлением деятельности любого государства. Ведь от таких сложных многогранных отношений будет зависеть положение страны на международной арене. Вследствие напряженной обстановки в мире, взаимоотношения России, как преемницы СССР, с НАТО являются объектом наблюдения для всего мирового сообщества, ведь от их развития будет зависеть и его внешнеполитическая составляющая.
В 1994 году Россия наряду с другими постсоветскими государствами начала участвовать в программе НАТО "Партнёрство ради мира". Однако отношения с РФ как с ядерной державой нуждались в особом механизме, который регулировал бы сферы военно-политического сотрудничества.
Исходя из этого, 27 мая 1997 года в Елисейском дворце в Париже состоялась торжественная церемония подписания Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора (в документе было закреплено положение о том, что Россия и НАТО более не рассматривают друг друга как противников).
Помимо этого, необходимо отметить тот факт, что президент США Билл Клинтон утверждал, что предлагал Борису Ельцину и Владимиру Путину вступить в НАТО. Владимир Путин утверждал, что США отреагировали «сдержанно» на идею о возможном вступлении России в НАТО. Президент раскритиковал американские власти за отказ принять российские предложения по гарантиям безопасности.
С 2001 года отношения между Россией и НАТО характеризовались значительным укреплением сотрудничества, о чём свидетельствует подписание руководителями стран 28 мая 2002 года в Риме декларации «Отношения Россия – НАТО: новое качество», которая учредила Совет Россия – НАТО, решения в котором принимаются на основе консенсуса.
Однако всё изменилось из-за Пятидневной войны, которая стала новой преградой для успешного развития отношений между Российской Федерацией и странами НАТО. В результате возник вопрос по поводу желания и возможности присоединения к военно-политическому блоку Украины и Грузии, что представляло бы для нашей страны прямую угрозу. Данный вопрос рассматривался на Бухарестском саммите НАТО со 2 по 4 апреля 2008 года. После этого деятельность Совета Россия – НАТО и реализация совместных программ были приостановлены до весны 2009 года.
Период возобновления отношений пришёлся на 2009 - 2013 годы. Ключевым событием данного этапа и деятельности блока НАТО стал саммит в Лиссабоне, проходивший 19-20 ноября 2010 года. В ходе двухдневного заседания была утверждена новая Стратегическая концепция, отражавшая желание стран Альянса выстраивать конструктивные отношения с Москвой.
Организация Североатлантического договора предложила России изучить возможность расширения сотрудничества в области противоракетной обороны театра военных действий (прерванное в 2008 году), борьбы с терроризмом и пиратством. В ближайшие годы планировалось принятие решения по поводу оказания помощи в утилизации химического оружия Сирии.
Кризис во взаимоотношениях предопределили события в начале 2014 года. Альянс обвинил Москву в агрессивных действиях на территории Восточной Украины и незаконной «аннексии» Крыма из-за чего отношения между данными субъектами окончательно испортились, а сотрудничество было приостановлено.
С 4 по 5 сентября 2014 года странами-участницами Организации Североатлантического договора был организован 26-й саммит в Ньюпорте, на который российская делегация не была приглашена впервые после завершения холодной войны. В результате переговоров было принято решение о создании объединённой оперативной группы повышенной готовности в числе примерно 4 000 человек на случай нападения Российской Федерации на страны НАТО. Командный центр сил планировалось разместить в Великобритании, а примерный срок переброски и развёртывания войск в пограничные с Россией страны не должен был превышать 48 часов.
В противовес агрессивным действиям со стороны Североатлантического альянса Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 года была принята новая военная доктрина, в которой НАТО объявлена главной угрозой для нашего государства из-за расширения военно-политического блока на восток и приближения к границам РФ.
На саммите НАТО в Варшаве, проходившем с 8 по 9 июля 2016 года, Российская Федерация была объявлена главной угрозой для всего альянса. На заседании представители стран-участниц военно-политического блока также рассматривали и отрабатывали различные сценарии возможных действий со стороны России по типу «гибридной войны» в Прибалтийском регионе.
На 29-й встрече лидеров стран-членов Североатлантического альянса, проходившей с 11 по 12 июля 2018 года в Брюсселе, Российская Федерация была обвинена в «провокационной деятельности» на западных границах, а также в Чёрном и Балтийском морях, потому что размещение в Калининградской области ракетных комплексов «Искандер» было расценено альянсом как прямая угроза безопасности.
В своём интервью телеканалу «Звезда» 21 апреля 2019 года глава российского МИД Сергей Лавров заявил о фактическом прекращении диалога в формате Россия – НАТО и объяснил это тем, что в альянсе считают украинский вопрос приоритетным, а в России в таком формате обсуждать данную тему не намерены.
На очередном заседании Совета министров иностранных дел стран НАТО, проходившем в Брюсселе 14 июня 2021, Российскую Федерацию снова обвинили в дестабилизации и без того напряжённой ситуации в соседних странах. Кроме того, альянс начинает разработку новой Стратегической концепции, в которой главным станет положение о том, что нападение на космические спутники Организации Североатлантического договора приведёт к немедленному военному ответу.
В ноябре 2021 года прекратили свою работу постпредство России при НАТО, военная миссия связи и информбюро альянса в Москве. Руководство Североатлантического альянса приняло решение о высылке восьмиста сотрудников российского постпредства и упразднении ещё двух должностей.
Кризис усугубился с началом специальной военной операции России на территории Украины в феврале 2022 года. На экстренном саммите НАТО 25 февраля было принято решение об увеличении военного контингента альянса в Европе для защиты союзников.
Вступление Финляндии в НАТО 04 апреля 2023 года лишь обострило отношения Альянса с Россией, так как расширение НАТО на восток создаёт прямую угрозу безопасности для нашего государства, ведь увеличение общей границы двух противоборствующих субъектов международного права может привести к провокациям на границе.
Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что отношения между РФ и Североатлантическим альянсом находятся в затяжном кризисе, являются очень сложными и многогранными. В любой момент перспективы укрепления сотрудничества могут «разбиться» о нарастающие противоречия в определенном направлении сотрудничества. Это будет приводить к введению странами-участницами НАТО санкций в отношении России. В свою очередь данные меры лишь будут накалять градус политической обстановки в мире, что может привести к крупномасштабным военным действиям с использованием ядерного потенциала государств.
Рис. 1. Этапы отношений России и НАТО
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 3
Ссылка для цитирования:
Чепогузов И.Д., Волкова М.А. ХАРАКТЕР, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ С НАТО // Вестник науки №4 (61) том 3. С. 137 - 143. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7775 (дата обращения: 19.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*