'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 3
  4. Научная статья № 28

Просмотры  56 просмотров

Ишадова Дж.М., Нурмырадова Ч.Ш.

  


СЛУХИ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности поведения человека в разных ситуациях и влияние слухов на его поведение. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния выбора направления развития основ психологии личности. Даны рекомендации по внедрению разработок в развитие психологии   

Ключевые слова:
анализ, метод, исследование, психология   


УДК 159.923

Ишадова Дж.М.

преподаватель кафедры «Психология»

Туркменский государственный университет имени Махтумкули

(Туркменистан, г. Ашгабад)

 

Нурмырадова Ч.Ш.

преподаватель кафедры «Психология»

Туркменский государственный университет имени Махтумкули

(Туркменистан, г. Ашгабад)

 

СЛУХИ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности поведения человека в разных ситуациях и влияние слухов на его поведение. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния выбора направления развития основ психологии личности. Даны рекомендации по внедрению разработок в развитие психологии.

 

Ключевые слова: анализ, метод, исследование, психология.

 

Слухи — один из древнейших специфических видов общения и психологического воздействия, интенсивно используемый в условиях неопределенности. Большинство исследователей [1], изучающих это явление, уже давно пришли к выводу, что появление слухов необходимо: важное событие для многих популяций (природные и техногенные катастрофы, политические кризисы, военные угрозы, денежная реформа и т. д.). ) и дефицитной (вакуумной) информации (отсутствует, недостаточное наличие, противоречивые данные).

Слухи как неформальный источник информации, отражающий политические настроения, отношение к национальным лидерам, национальным институтам, СМИ, отдельным общественным и непубличным деятелям, являются важным индикатором общего состояния общества и реакцией на общественное мнение. возникающая неопределенность.

Слухи можно классифицировать по различным признакам, либо по уровню их распространения (местный, региональный, национальный), либо по типу первичной эмоциональной реакции (слух-желание, оскорбительный слух, слух-страшилка (пугало), слух-осуждение). Слухи могут быть спонтанными, когда общество (группа людей) сталкивается с чем-то непонятным (необъяснимым) при плохой или недостаточной связи с официальными органами. Или искусственно созданные как составная часть манипулятивных приемов воздействия (политические приемы, конкурентное поведение, информационно-психологические операции, информационное противоборство).

По степени влияния слухи можно разделить на:

- влиять на общественное мнение, не вызывая открытых форм антиобщественного поведения;

- провоцирование антиобщественного поведения сегментом определенной социальной группы;

- Разрыв социальных связей между людьми и организационно-управленческих отношений.

Во время Второй мировой войны психологи Г. У. Олпорт и Л. Постман изучали природу слухов, вывели математические формулы, описывающие, как слухи распространяются и действуют, и разработали методы управления ими. В книге «Психология слухов» автор показывает механизм действия факторов заметности и неопределенности и математическую связь между ними.

Они демонстрируют, что «распространение слуха количественно зависит от двух основных факторов — значимости и неопределенности, среди которых есть и формула, позволяющая установить силу распространения слуха.

Американские исследователи разработали компьютерный алгоритм, способный проверять слухи в информационном пространстве («Кросс-языковая и кросс-платформенная проверка слухов на основе мультимедийного контента»), но проверка достоверности информации требует интеллектуальных усилий, которые люди не всегда готовы прикладывать . Даже если информация нелепая или неправдоподобная.

Следует отметить, что слухи часто являются реакцией на общее эмоциональное напряжение в обществе. Самая большая трудность заключается в предсказании и предупреждении новых слухов на уровне всего общества и отдельных групп.

Можно сказать, что при отсутствии должной коммуникации государственных служащих с обществом или в условиях интенсивных информационно-психологических операций слухи обладают значительной деструктивной силой и легко могут вызвать беспорядки и панику.

Возникновению слухов способствовало несколько психосоциальных обстоятельств:

  1. Слухи возникают, когда нужно, важная информация не встречается.
  2. Источником слуха часто является сотрудник с повышенной тревожностью или кто-то, кто удовлетворяет личную потребность, например, чтобы продемонстрировать, что он обладает преимуществом информации.
  3. Если у человека нет чувства безопасности, он будет чувствовать тревогу и страх. Эмоциональное напряжение само по себе является фактором возникновения слухов, а люди используют слухи для управления реальными угрожающими условиями. Кроме того, разделяя друг с другом непростые страхи, происходит эмоциональное освобождение.
  4. Отсутствие или слабая официальная информация по какой-либо ситуации. Информационный вакуум часто заполняется слухами из-за длительного молчания лидеров.
  5. Возникновению слухов способствовало наличие неблагоприятных, тревожных обстоятельств в коллективе и серьезных организационных проблем.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Любое издание.
  2. Блау П.М., Скотт В.Р. Процессы коммуникации в формальных организациях // Межличностное общение: Хрестоматия по психологии. СПб., 2001
  3. Бодалёв А.А. Личность и общений. М., 1995
  4. Бодалёв А.А.Психология межличностного общения. Рязань., 1994
  5. Социальная психология. /А.Н. Сухов, А.А. Бодалев и др.; под ред.А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2002. Гл. 21.
  6. Толстых В.И. Мода как социальный феномен. // Мода: за и против. – М.,1973.
  7. Феофанов О.А. США: реклама и общество. – М., 1974.
  8. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других! – СПб., 2002.
  9. Эрнер Г. Жертвы моды? Как создают моду, почему ей следуют. СПб., 2010 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Ишадова Дж.М., Нурмырадова Ч.Ш. СЛУХИ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ // Вестник науки №4 (61) том 3. С. 144 - 147. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7776 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7776



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.