'
Дьяконов А.В.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 8 - 9 КЛАССОВ К ВНЕУРОЧНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ *
Аннотация:
в работе рассмотрены особенности внеурочной деятельности по физической культуре и неурочные формы построения занятий физическими упражнениями в общеобразовательной школе. Несмотря на большое количество теоретических и практических исследований, проведенных в рамках внеурочной деятельности по физической культуре, наиболее актуальной остается проблема разработки методик организации внеурочных занятий по видам спорта в школьных спортивных секциях
Ключевые слова:
внеурочная деятельность, спортивные секции, мотивация
УДК 796
Дьяконов А.В.
студент
Забайкальский государственный университет
(г. Чита, Россия)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ
ШКОЛЬНИКОВ 8 - 9 КЛАССОВ К ВНЕУРОЧНЫМ
ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Аннотация: в работе рассмотрены особенности внеурочной деятельности по физической культуре и неурочные формы построения занятий физическими упражнениями в общеобразовательной школе. Несмотря на большое количество теоретических и практических исследований, проведенных в рамках внеурочной деятельности по физической культуре, наиболее актуальной остается проблема разработки методик организации внеурочных занятий по видам спорта в школьных спортивных секциях.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, спортивные секции, мотивация.
Чрезвычайно актуальным вопросом физического воспитания является процесс восстановления умственной и физической работоспособности учащихся, совершенствования физического развития, физической и функциональной подготовленности, поддержания должного уровня здоровья школьников.
Внеурочная деятельность, как форма и вид учебной деятельности в контексте методологических установок Федеральных государственных образовательных стандартов, является одной из форм повышения эффективности физического воспитания школьников средствами спортивно-оздоровительной направленности [3].
Организация внеурочной деятельности посредством занятий различными видами спорта, по мнению В.Г. Никитушкина, Н.Г. Михайлова, Ю.И. Разинова, И.И. Столова (2020), рассматривается как система, направленная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и двигательных способностей на основе подбора средств и методов тренировочных воздействий на организм школьников [2].
Основными задачами внеурочной деятельности по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе являются: сохранение и укрепление здоровья школьников; повышение двигательной активности для совершенствования функциональных возможностей организма учащихся; оптимизация уровня физического развития и физической подготовленности; формирование мотивации и устойчивого интереса к тренировочному процессу и соревновательной деятельности [2].
Ухудшение здоровья и низкий уровень физического состояния школьников специалисты напрямую связывают со снижением двигательной активности. Важной составляющей методической организации внеурочных занятий по физической культуре в общеобразовательной школе является поддержание оптимального уровня двигательной активности, что вызывает необходимость поиска эффективных форм, средств и методов их содержания [3].
Внеурочные занятия по физической культуре в общеобразовательной школе направлены на сохранения и укрепление здоровья учащихся, являются важным фактором оптимизации физического и функционального состояния школьников. Отличительными особенностями неурочных форм занятий физическими упражнениями являются: 1) небольшая протяженность занятий по времени; 2) узкая направленность двигательной деятельности; 3) индивидуальный подход к учащимся; 4) принцип добровольности выбора формы занятий каждым учащимся, определяемый интересами и индивидуальными особенностями школьников; 5) самостоятельная организация двигательной активности с направленностью на укрепление здоровья, повышения работоспособности, снижения утомления, совершенствования физического и функционального состояния школьников [1].
В процессе констатирующего педагогического эксперимента проводилось анкетирование учащихся 8-9 классов с целью выявления мотивации школьников к занятиям спортом. Уровень мотивации учащихся 8-9 классов оценивался по методике А.В. Шаболтаса «Мотивы занятий спортом» [1]. С помощью анкетирования мы попытались выявить мотивы занятий спортом у школьников 8-9 классов. Всего рассматривалось десять мотивов. Результаты исследования уровня мотивации у школьников 8-9 классов.
Рисунок 1. Исходные показатели уровня мотивации школьников 8-9 классов
В связи с чем, исследование мотива достижения успеха в спорте, результат которого при исследовании составил 16,21±1,88 балла, соответствует низкому уровню мотивации учащихся 8-9 классов. Школьники не мотивированы к регулярным тренировкам, направленным на повышение результативности тренировочной и соревновательной деятельности (рис. 1).
Стремление к успеху своей команды и тренировочному процессу у учащихся 8-9 классов находится на уровне ниже среднего. Полученный результат исследования социально-морального мотива 17,45±3,26 балла соответствует недостаточному уровню мотивации, что констатирует факт того, что школьники не хотят как можно больше тренироваться, чтобы способствовать победе команды в соревнованиях и, не стремятся к тому, чтобы не подвести своего тренера (рис. 2).
Рисунок 2. Исходные показатели уровня мотивации школьников 8-9 классов
Большинство школьников не интересуют спортивные результаты, полученные в тренировочной и соревновательной деятельности. Поэтому, полученный результат исследования рационально-волевого мотива 15,38±1,83 балла, соответствует низкому уровню мотивации учащихся 8-9 классов. Данные показатели связаны с тем, что школьники занимаются в спортивных секциях для того, чтобы отдохнуть от учебного процесса, разнообразить свою досуговую деятельность. Они не настроены на достижение спортивного результата в процессе занятий в спортивной секции
Учащиеся 8-9 классов – это подростковый возраст. Школьники пока не задумываются о будущей профессиональной деятельности. Они не совсем понимают, что высокие достижения в профессиональной деятельности зависят от их физического развития и физического здоровья. Поэтому, полученный результат исследования мотива подготовки к профессиональной деятельности 14,47±1,25 балла, соответствует низкому уровню мотивации учащихся 8-9 классов (рис. 2).
Также, большинство школьников не мотивировано к спортивному совершенствованию, показу высоких спортивных результатов, защите чести города и страны. Поэтому, у них практически отсутствует стремление к регулярным тренировкам. Полученный результат исследования гражданско-патриотического мотива 14,25±1,31 балла, соответствует низкому уровню мотивации учащихся 8-9 классов.
Таким образом, проведенные исследования показали, что в социальном самоутверждении и социально-эмоциональном мотиве школьники имеют высокий уровень мотивации, эмоциональное удовольствие и социально-моральный мотив находится на среднем и ниже среднего уровне мотивации. Достижение успеха в спорте, спортивно-познавательный, рационально-волевой и гражданско-патриотический мотивы, в также подготовка к профессиональной деятельности соответствуют низкому уровню мотивации учащихся 8-9 классов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 3
Ссылка для цитирования:
Дьяконов А.В. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 8 - 9 КЛАССОВ К ВНЕУРОЧНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ // Вестник науки №4 (61) том 3. С. 161 - 166. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7780 (дата обращения: 23.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*