'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 3
  4. Научная статья № 32

Просмотры  44 просмотров

Дьяконов А.В.

  


РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 8 - 9 КЛАССОВ К ВНЕУРОЧНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены особенности внеурочной деятельности по физической культуре и неурочные формы построения занятий физическими упражнениями в общеобразовательной школе. Несмотря на большое количество теоретических и практических исследований, проведенных в рамках внеурочной деятельности по физической культуре, наиболее актуальной остается проблема разработки методик организации внеурочных занятий по видам спорта в школьных спортивных секциях   

Ключевые слова:
внеурочная деятельность, спортивные секции, мотивация   


УДК 796

Дьяконов А.В.

студент

Забайкальский государственный университет

(г. Чита, Россия)

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ

ШКОЛЬНИКОВ 8 - 9 КЛАССОВ К ВНЕУРОЧНЫМ

ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

Аннотация: в работе рассмотрены особенности внеурочной деятельности по физической культуре и неурочные формы построения занятий физическими упражнениями в общеобразовательной школе. Несмотря на большое количество теоретических и практических исследований, проведенных в рамках внеурочной деятельности по физической культуре, наиболее актуальной остается проблема разработки методик организации внеурочных занятий по видам спорта в школьных спортивных секциях.

 

Ключевые слова: внеурочная деятельность, спортивные секции, мотивация.

 

Чрезвычайно актуальным вопросом физического воспитания является процесс восстановления умственной и физической работоспособности учащихся, совершенствования физического развития, физической и функциональной подготовленности, поддержания должного уровня здоровья школьников.

Внеурочная деятельность, как форма и вид учебной деятельности в контексте методологических установок Федеральных государственных образовательных стандартов, является одной из форм повышения эффективности физического воспитания школьников средствами спортивно-оздоровительной направленности [3].

Организация внеурочной деятельности посредством занятий различными видами спорта, по мнению В.Г. Никитушкина, Н.Г. Михайлова, Ю.И. Разинова, И.И. Столова (2020), рассматривается как система, направленная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и двигательных способностей на основе подбора средств и методов тренировочных воздействий на организм школьников [2].

Основными задачами внеурочной деятельности по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе являются: сохранение и укрепление здоровья школьников; повышение двигательной активности для совершенствования функциональных возможностей организма учащихся; оптимизация уровня физического развития и физической подготовленности; формирование мотивации и устойчивого интереса к тренировочному процессу и соревновательной деятельности [2].

Ухудшение здоровья и низкий уровень физического состояния школьников специалисты напрямую связывают со снижением двигательной активности. Важной составляющей методической организации внеурочных занятий по физической культуре в общеобразовательной школе является поддержание оптимального уровня двигательной активности, что вызывает необходимость поиска эффективных форм, средств и методов их содержания [3]. 

Внеурочные занятия по физической культуре в общеобразовательной школе направлены на сохранения и укрепление здоровья учащихся, являются важным фактором оптимизации физического и функционального состояния школьников. Отличительными особенностями неурочных форм занятий физическими упражнениями являются: 1) небольшая протяженность занятий по времени; 2) узкая направленность двигательной деятельности; 3) индивидуальный подход к учащимся; 4) принцип добровольности выбора формы занятий каждым учащимся, определяемый интересами и индивидуальными особенностями школьников; 5) самостоятельная организация двигательной активности с направленностью на укрепление здоровья, повышения работоспособности, снижения утомления, совершенствования физического и функционального состояния школьников [1].

В процессе констатирующего педагогического эксперимента проводилось анкетирование учащихся 8-9 классов с целью выявления мотивации школьников к занятиям спортом. Уровень мотивации учащихся 8-9 классов оценивался по методике А.В. Шаболтаса «Мотивы занятий спортом» [1]. С помощью анкетирования мы попытались выявить мотивы занятий спортом у школьников 8-9 классов. Всего рассматривалось десять мотивов. Результаты исследования уровня мотивации у школьников 8-9 классов.

 

Рисунок 1. Исходные показатели уровня мотивации школьников 8-9 классов

 

В связи с чем, исследование мотива достижения успеха в спорте, результат которого при исследовании составил 16,21±1,88 балла, соответствует низкому уровню мотивации учащихся 8-9 классов. Школьники не мотивированы к регулярным тренировкам, направленным на повышение результативности тренировочной и соревновательной деятельности (рис. 1).

Стремление к успеху своей команды и тренировочному процессу у учащихся 8-9 классов находится на уровне ниже среднего. Полученный результат исследования социально-морального мотива 17,45±3,26 балла соответствует недостаточному уровню мотивации, что констатирует факт того, что школьники не хотят как можно больше тренироваться, чтобы способствовать победе команды в соревнованиях и, не стремятся к тому, чтобы не подвести своего тренера (рис. 2).

Рисунок 2. Исходные показатели уровня мотивации школьников 8-9 классов

 

Большинство школьников не интересуют спортивные результаты, полученные в тренировочной и соревновательной деятельности. Поэтому, полученный результат исследования рационально-волевого мотива 15,38±1,83 балла, соответствует низкому уровню мотивации учащихся 8-9 классов. Данные показатели связаны с тем, что школьники занимаются в спортивных секциях для того, чтобы отдохнуть от учебного процесса, разнообразить свою досуговую деятельность. Они не настроены на достижение спортивного результата в процессе занятий в спортивной секции

Учащиеся 8-9 классов – это подростковый возраст. Школьники пока не задумываются о будущей профессиональной деятельности. Они не совсем понимают, что высокие достижения в профессиональной деятельности зависят от их физического развития и физического здоровья. Поэтому, полученный результат исследования мотива подготовки к профессиональной деятельности 14,47±1,25 балла, соответствует низкому уровню мотивации учащихся 8-9 классов (рис. 2).

Также, большинство школьников не мотивировано к спортивному совершенствованию, показу высоких спортивных результатов, защите чести города и страны. Поэтому, у них практически отсутствует стремление к регулярным тренировкам. Полученный результат исследования гражданско-патриотического мотива 14,25±1,31 балла, соответствует низкому уровню мотивации учащихся 8-9 классов.

Таким образом, проведенные исследования показали, что в социальном самоутверждении и социально-эмоциональном мотиве школьники имеют высокий уровень мотивации, эмоциональное удовольствие и социально-моральный мотив находится на среднем и ниже среднего уровне мотивации. Достижение успеха в спорте, спортивно-познавательный, рационально-волевой и гражданско-патриотический мотивы, в также подготовка к профессиональной деятельности соответствуют низкому уровню мотивации учащихся 8-9 классов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Донцов, Д.А. Мотивационные и личностные характеристики спортсменов старшего школьного возраста / Д.А. Донцов, К.И. Денисова // Школьные технологии. – 2019. – № 6. – С. 121-129.
  2. Никитушкин, В.Г. Подготовка школьников в системе дополнительного образования к участию в городских соревнованиях / В.Г. Никитушкин, Н.Г. Михайлов, Ю.И. Разинов, И.И. Столов // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 6. – С. 72-74.
  3. Тарасова, О.А. Специфика внеурочной деятельности в рамках секционной работы в общеобразовательной школе / О.А. Тарасова // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2017. – № 1. – С. 84-88. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Дьяконов А.В. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 8 - 9 КЛАССОВ К ВНЕУРОЧНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ // Вестник науки №4 (61) том 3. С. 161 - 166. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7780 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7780



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.