'
Хусточка А.В.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ *
Аннотация:
в работе рассмотрены особенности подготовки учащихся к сдаче норм ГТО
Ключевые слова:
ГТО, физкультурно-спортивная деятельность, мотивация
УДК 796
Хусточка А.В.
студент
Забайкальский государственный университет
(г. Чита, Россия)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация: в работе рассмотрены особенности подготовки учащихся к сдаче норм ГТО.
Ключевые слова: ГТО, физкультурно-спортивная деятельность, мотивация.
Возросшая роль физической культуры и спорта в современном обществе является важной в комплексе пропаганды здорового образа жизни подрастающего поколения, универсальным механизмом которого представляется Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» [10].
Снижение двигательной активности, умственной и физической работоспособности учащихся вызывает необходимость поиска новых технологий образовательного процесса по физической культуре, направленных на оптимизацию физического состояния и физической подготовленности. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» является одним из важнейших направлений физической активности и физического развития школьников [14].
При этом, большинство учащихся общеобразовательных школ в настоящее время имеют низкую результативность при выполнении нормативов комплекса ГТО, что подтверждено многочисленными исследованиями. Специалисты говорят не только о низком уровне физической подготовленности школьников, но и об отсутствии знаний, тестов и нормативов комплекса ГТО. Поэтому, незаинтересованность школьников к процессу подготовки и сдаче нормативов ГТО является препятствием к развитию физических качеств и двигательных способностей и, в связи с этим, низким уровнем физической подготовленности [37].
Ю.А. Курочкина, Я.В. Кириллова (2017) в своей работе для совершенствования физической подготовленности школьников и достижения высоких результатов сдачи нормативов ГТО предлагают использовать в учебно-воспитательном процессе по физической культуре специальные физические упражнения с комплексной направленностью на развитие базовых и специальных двигательных способностей с учетом сенситивных периодов развития физических качеств [43].
Внедрение комплекса ГТО в физкультурно-спортивную деятельность школьников связано со многими проблемами, одной из которых является различие в конституциональных типах учащихся, особенно это касается среднего школьного возраста, что напрямую связано с доступностью выполнения нормативов. Исследователи констатируют факт зависимости результатов тестирования ГТО от показателей массы и длины тела учащихся, что вызывает необходимость учета данной зависимости при подготовке школьников к выполнению нормативов ГТО [41].
Здоровьеформирующий подход, используемый в систематической подготовке школьников к выполнению нормативов ГТО, позволяет решать проблемы укрепления и повышения уровня здоровья учащихся [82].
Таким образом, внедрение комплекса ГТО и подготовка школьников к выполнению нормативов с использованием эффективных средств и методов позволяет усовершенствовать процесс физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Мониторинг выполнения нормативных требований ВФСК «ГТО» позволяет решать задачи школьного физического воспитания на протяжении всех лет обучения, формировать у учащихся ценностное представление о физической культуре и спорте, стимулировать их личные достижения.
Успешность выполнения нормативов комплекса ГТО учащихся во многом зависит от уровня физической подготовленности школьников, повышение которой осуществляется в процессе уроков физической культуры и внеурочной деятельности с использованием специальных физических упражнений для развития физических качеств и двигательных способностей [29].
Как мальчики, так и девочки данной возрастной группы показали в испытании на скоростно-силовые способности достаточно неплохие результаты. Так, средний результат у мальчиков 13 лет составил 181,54±3,21 см, у мальчиков 14 лет – 186,41±2,88 см (рис. 1). Полученные результаты соответствуют среднему уровню физической подготовленности. Нормативные показатели комплекса ГТО в данном испытании и соответствие их уровню физической подготовленности для мальчиков 13-14 лет составляют: золотой знак – высокий уровень физической подготовленности – 215 см, серебряный знак – выше среднего уровня физической подготовленности – 190 см, бронзовый знак – средний уровень физической подготовленности – 170 см.
Рисунок 1. Результаты исследования прыжков в длину с места
толчком двумя ногами у девочек 13-14 лет
Одно из испытаний, определяющее уровень развития координационных способностей у учащихся 13-14 лет, проведено с использованием метания мяча весом 150 грамм. Как мальчики, так и девочки 13-14 лет в данном испытании показали низкие результаты.
Нормативные показатели комплекса ГТО в данном испытании и соответствие их уровню физической подготовленности для мальчиков 13-14 лет составляют: золотой знак – высокий уровень физической подготовленности – 40 м, серебряный знак – выше среднего уровня физической подготовленности – 34 м, бронзовый знак – средний уровень физической подготовленности – 30 м. Мальчики 13 лет выполнили метание мяча на 21,34±4,47 м, мальчики 14 лет выполнили метание мяча на 22,43±4,56 м (рис. 2). Полученные результаты соответствуют низкому уровню физической подготовленности.
Рисунок 2. Результаты исследования метания мяча весом 150 грамм
у девочек 13-14 лет
Нормативные показатели комплекса ГТО в данном испытании и соответствие их уровню физической подготовленности для девочек 13-14 лет составляют: золотой знак – высокий уровень физической подготовленности – 27 м, серебряный знак – выше среднего уровня физической подготовленности – 21 м, бронзовый знак – средний уровень физической подготовленности – 19 м. Девочки 13 лет выполнили метание мяча на 15,51±3,68 м, девочки 14 лет выполнили метание мяча на 16,37±3,29 м (рис. 14). Полученные результаты также, как и у мальчиков данной возрастной группы, соответствуют низкому уровню физической подготовленности.
Таким образом, по результатам тестирования можно сказать о том, что скоростные способности учащихся 13-14 лет находятся на среднем уровне физической подготовленности. Уровень развития общей выносливости школьников соответствует низкому уровню физической подготовленности. Уровень развития гибкости учащихся соответствует среднему уровню физической подготовленности у мальчиков и уровню физической подготовленности выше среднего у девочек. Уровень развития координационных способностей у мальчиков и девочек 13 лет соответствует низкому уровню физической подготовленности, у мальчиков и девочек 14 лет – среднему уровню физической подготовленности. Уровень развития координационных способностей у учащихся 13 лет (мальчики и девочки) соответствует низкому уровню физической подготовленности, а у учащихся 14 лет (мальчики и девочки) – среднему уровню физической подготовленности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 3
Ссылка для цитирования:
Хусточка А.В. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ // Вестник науки №4 (61) том 3. С. 171 - 176. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7782 (дата обращения: 19.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*