'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 3
  4. Научная статья № 63

Просмотры  52 просмотров

Хамурзин Р.И., Зекин В.Н.

  


РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ЧЕРНУШИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕРМСКОГО КРАЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается важность повышения качества жизни сельских территорий и развитие их инфраструктуры на примере Чернушинского городского района. Повышение качества жизни селького населения возможно за счет строительства производственно-жилых комплексов (ПЖК). Строительство таких комплексов будет способствовать привлечению молодых специалистов в сельские территории. Составлен SWOT-анализ, который служит основной разработки стратегических планов развития района с целью повышения качества жизни его населения   

Ключевые слова:
инфраструктура, сельские территории, инновации, качество жизни, строительство, ПЖК, инфраструктура, SWOT-анализ   


УДК 69.05

Хамурзин Р.И.

обучающийся 1 курса магистратуры,

направление подготовки «Строительство»,

ФГБОУ ВО «Пермский ГАТУ»

(г. Пермь, Россия)

 

Зекин В.Н.

к.э.н., доцент кафедры строительных технологий

ФГБОУ ВО «Пермский ГАТУ»

(г. Пермь, Россия)

 

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ЧЕРНУШИНСКОГО

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕРМСКОГО КРАЯ

 

Аннотация: в статье рассматривается важность повышения качества жизни сельских территорий и развитие их инфраструктуры на примере Чернушинского городского района. Повышение качества жизни селького населения возможно за счет строительства производственно-жилых комплексов (ПЖК). Строительство таких комплексов будет способствовать привлечению молодых специалистов в сельские территории. Составлен SWOT-анализ, который служит основной разработки стратегических планов развития района с целью повышения качества жизни его населения.

 

Ключевые слова: инфраструктура, сельские территории, инновации, качество жизни, строительство, ПЖК, инфраструктура, SWOT-анализ.

 

Сельские территории являются важным элементом жизни любого государства. Главным преимуществом этих территорий является наличие прочных межличностных территориальных связей.

Анализ отечественного опыта управления развитием инфраструктуры сельских территорий показывает, что сельская местность в России занимает большую часть территории страны. В сельских территориях сосредоточен мощный экономический, природный, демографический и культурный потенциал. Активизация и использование этого потенциала во многом определяет темпы развития того или иного региона, а также оказывает влияние на уровень жизни сельского населения. Качество жизни населения во многом зависит от развития инфраструктуры этих территорий [2].

Развитие инфраструктуры сельских территорий Пермского края можно обеспечить строительством промышленно-жилищных комплексов. Это позволит привлечь молодых специалистов и решить актуальную проблему с предоставлением жилья работникам промышленных комплексов недалеко от рабочих мест.

В качестве базовых направлений совершенствования инфраструктуры сельских территорий также можно отметить [3]:

  • внедрение инновационных управленческих технологий;
  • подготовка управленческих кадров;
  • мотивация и стимулирование молодых специалистов.

Чтобы обеспечить приток молодых специалистов также необходимо решить вопрос с повсеместным обеспечением подобных территорий дорогами с твердым покрытием, продолжить улучшения условий проживания и обеспечения всеми коммунальными удобствами построенного жилья, а также наладить туристическую логистику.

Повысить качество жизни на селе возможно за счет строительства производственно-жилых комплексов. Строительство ПЖК позволит получить максимальную экономическую выгоду и снизит трудозатраты, т.к. будут привлечены молодые, перспективные специалисты, которые будут развивать Чернушинский городской район.

В целом качество жизни сельских территорий зависит от концептуализации предназначения села, его социально-экономических функций [1]. Жизненная среда деревни, независимо от того, в какой природной зоне она находится и какова её людность, имеет схожие черты, что отражается в ценностных ориентациях и смыслах жителей. Однако есть и особенности в мотивации жизнеустройства именно в сельских территориях. Одних устраивает в большей степени, что село находится в территориальной близости от города и в нем можно найти работу, не покидая свое место жительства. Другим наоборот удаленность села от транспортных магистралей и городов кажется выгодной, поскольку нет наплыва «чужих» сборщиков ягод и грибов. Специфика образа жизни селян зависит и от экономико-производственной составляющей, как в локале их проживания, так и в регионе [3].

По своему интересен в своем развитии Чернушинский городской район. Уровень и качество жизни в районе сравнительно высоки. Относительно сельскохозяйственных районов развита социальная инфраструктура. Доходы населения, особенно связанного с нефтедобычей, довольно высоки. Уровень образованности населения равен среднекраевому.

По состоянию на 1 октября 2022 года на территории Чернушинского городского округа зарегистрировано 485 предприятий и 1002 индивидуальных предпринимателей. Чернушинский городской округ относится к числу индустриально-аграрных территорий края. Основу экономики составляют: добыча полезных ископаемых, строительство, обрабатывающие производства, транспортировка, сельское хозяйство [4].

В экономическом отношении Чернушинский район относится к индустриально-аграрным районам края. Основу его экономики составляют (доля в общем объёме производства):

  • нефтегазодобывающая отрасль (73,4 %)
  • обрабатывающая отрасль (6,7 %)
  • строительство (7,1 %)
  • транспорт и связь (3,8 %)
  • сельское хозяйство (1,2 %) [4].

В данном округе основными предприятиями являются следующие:

1)    «НПС Чернушка». Нефтеперекачивающая станция Чернушка является начальным пунктом магистрального нефтепровода «Чернушка – Калтасы» протяженностью 119 км. Через приемо-сдаточный пункт (ПСП) «Чернушка» осуществляется прием нефти от целого ряда нефтедобывающих предприятий, расположенных на чернушинской, куединской, павловской, гожанской группах месторождений нефти.

2)    «Чернушкастройкерамика». Это завод по производству пустотелого и полнотелого кирпича для промышленного и гражданского строительства по технологии вакуумного пластического формования.

3)    «МаСКо». Компания выпускает молочную продукцию.

Основное противоречие в сельском хозяйстве Чернушинского района – желание развивать местное производство, но отсутствие заинтересованности в этом администрации.

Развитие сельских территорий сегодня происходит крайне неравномерно. Несмотря на динамичный рост агропромышленного комплекса (АПК), уровень и качество жизни сельского населения в целом существенно отстают от уровня жизни в городах, сужается доступ населения к услугам организаций социальной сферы, углубляется информационный и инновационный разрыв между городской и сельской местностью, что ведет к росту миграционного оттока сельского населения, к утрате освоенности сельских территорий [5].

SWOT-анализ развития городского округа представим на рисунке 1.

 

 

Рис. 1. SWOT-анализ Чернушинского округа

 

Чернушинский городской округ имеет достаточно сильных сторон для реализации своих возможностей. В данном окруше имеется достаточное количество нефтегазовых месторождений, в округе хорошо развита улично-дорожная сеть, имеется достаточное количество свободных участков под застройку. Реализация сових сильных сторон позволит городскому округу расширять свои возможности: развивать инфраструктуру, повышать долю сельского хозяйства, привлекать туристов на территории для культурного округа. Используя свои сильные стороны Четнушинский городской округ сможет преоболеть свои слабые стороны и избежать возможное отрицательное воздействие внешней среды.

Для развития сельских поселений Чернушинского городского округа необходимо:

1) обеспечение населения торгово-развлекательной инфраструктурой (магазины, кинотеатры, торговые центры, библиотеки, театры);

2) развитие коммунальной инфраструктуры (модернизация и строительство инженерных сетей и объектов коммунального хозяйства);

3) поддержка и помощь в развитии местных производств и предприятий (помощь с привлечением инвесторов, кредитованием, реклама)

4) обеспечение транспортной доступности (проведение капитального ремонта местных автомобильных дорог, строительство новых дорог);

5) повышение уровня и качества образования (повышение доступности качественного образования, укрепление, развитие материально-технической, учебной базы учреждений образования, поддержка кадрового потенциала, сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения, поддержка одарённых и талантливых детей);

6) развитие сферы культуры и молодежной политики (формирование у жителей района потребности в творческой самореализации, духовно-культурном развитии, внедрение новых форм креативного проведения свободного времени, используя инфраструктуру учреждений культуры района, привлечение творческих людей к разработке и реализации проектов, способствующих позитивному позиционированию территории района на региональном уровне);

7) обеспечение инфраструктурой для занятий спортом (уличные площадки, спортивные комплексы, уличное спортивное оборудование, детские площадки).

В сельских поселениях Чернушинского округа есть желание развивать местное производство, но отсутствует заинтересованность в этом администрации района. Нынешняя ситуация в районе говорит о том, что округ развивается инерциальным путем, а не инновационным, потому что все силы брошены на крупные предприятия, практически отсутствует аграрно-производственная кооперация.

Среди приоритетных направлений развития Чернушинского округа можно выделить благоустройство, обновление дорожной сети и ЖКХ.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Вартанова, М. Л. Повышение уровня и качества жизни населения - главная задача устойчивого развития сельских территорий / М. Л. Вартанова, В. А. Безвербный // Экономические отношения. – 2019. – Т. 9, № 3. – С. 1925-1938.
  2. Великий, П. П. Социальные механизмы повышения качества жизни населения сельских территорий / П. П. Великий // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2019. – Т. 11, № 5. – С. 91-107.
  3. Гусев, А. Н. механизм устойчивого развития социальной инфраструктуры сельских территорий / А. Н. Гусев // World science: problems and innovations : Сборник статей LXV Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 мая 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022.
  4. Итоги социально-экономического развития Чернушинского городского округа за 2022 г. http://chernadmin.ru/deyatelnost/ekonomika/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie/?SECTION_ID=508
  5. Кузичева, Н. Ю. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием муниципального района / Н. Ю. Кузичева // Наука и Образование. – 2021. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Хамурзин Р.И., Зекин В.Н. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ЧЕРНУШИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕРМСКОГО КРАЯ // Вестник науки №4 (61) том 3. С. 323 - 329. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7811 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7811



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.