'
Наимова Д.Н.
НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИЗАЙНА ОБУВИ ДЛЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА *
Аннотация:
в данной статье изложено научное обоснование дизайна обуви для активного отдыха, а также разработан новый дизайн обуви для активного отдыха. Образность в изделиях достигается средствами архитектоники, вызывающими определенные эмоции, которые рождают художественный образ. Если художник-конструктор видит кожи определенной фактуры и цвета, в его сознании рождается образ будущей модели
Ключевые слова:
обувь для активного отдыха, художник- конструктор, проектирование, конструирование, дизайн, эргономика, эстетика, тектоника, контраст, нюанс
УДК 1
Наимова Д.Н.
старший преподаватель
Бухарский инженерно-технологический институт
(г. Бухара, Республика Узбекистан)
НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИЗАЙНА ОБУВИ
ДЛЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА
Аннотация: в данной статье изложено научное обоснование дизайна обуви для активного отдыха, а также разработан новый дизайн обуви для активного отдыха. Образность в изделиях достигается средствами архитектоники, вызывающими определенные эмоции, которые рождают художественный образ. Если художник-конструктор видит кожи определенной фактуры и цвета, в его сознании рождается образ будущей модели.
Ключевые слова: обувь для активного отдыха, художник- конструктор, проектирование, конструирование, дизайн, эргономика, эстетика, тектоника, контраст, нюанс.
Художественное проектирование изделий - особая область творчества, основной метод промышленного искусства. Его целью является создание удобных в потреблении, целостных по форме, эстетически совершенных промышленных изделий, отвечающих одновременно высоким техническим, экономическим и эстетическим требованиям. Художник-конструктор - это специалист, который должен обладать знаниями в технике, эргономике, эстетике, владеть средствами композиции, разбираться в закономерностях строений объемно-пространственных структур, тектонике, пропорционировании, умело использовать ритм, масштаб, контраст и нюанс, правильно применять цвет и тональные соотношения. Основным принципом художественного проектирования обуви является использование композиции и ее элементов - тектоники, формы, динамики, пропорционирования, цвета и др., а также стиля современной эпохи.
Модель обуви будет считаться красивой только тогда, когда ее содержание и форма выступают в органическом единстве. Форма в искусстве - это внутренняя организация, структура художественного произведения, созданная для выражения содержания. Условно различают три формы: функциональную (утилитарную), конструктивную и эстетическую, в работе над которыми художник руководствуется спросом потребителя. Кроме того, форма обладает объемностью, пространственностью, геометрическим строением, весомостью, прочностью, массивностью, плотностью. Чтобы правильно найти характер формы данной модели, необходимо, связать его с образом всей композиции. Отсутствие формы ведет к разрушению художественного образа. Образность в изделии достигается средствами архитектоники, вызывающими определенные эмоции, которые рождают художественный образ. Если художник-конструктор видит кожи определенной фактуры и цвета, в его сознании рождается образ будущей модели. Так, лак и велюр рождают образ обуви вечерней модели и т. д. Кроме того, образность модели зависит от её назначения. Получив техническое задание, художник-конструктор видит модель в образе, руководствуясь ее назначением (повседневная, выходная, для торжественных случаев и т. д.). Образ костюма складывается под воздействием экономических и социальных условий жизни человека. Кроме того, при создании определенного образа учитываются географическое положение и климатические условия. Система костюма относится- к знаковым системам, расшифровка которых является одной из главных задач современного направления. Например, цвет, форма обуви являются знаками эстетической функции.
Чтобы создать композицию, нужно правильно определить характер всех элементов, создать из них одно целое, дополнить один другим. Отсутствие хотя бы одного из элементов может привести к существенным нарушениям композиции. Основными категориями композиции выступают тектоника и объемно-пространственная структура.
Рис.1. Спортивный обувь для активного отдыха
Недаром же во все времена человек искал смысл своего существования и находил его в труде, свойственном лишь ему. Зачастую выбор дела по душе - процесс длительный. И спешить, конечно, вовсе не обязательно. Однако и затягивать с этим тоже не стоит. И тут вряд ли разумно доверять случаю или же неквалифицированной подсказке. Выбор должен опираться на сумму достоверной информации и на точную оценку своих возможностей и способностей.
Дизайн спортивной обуви - это творческий процесс создания обуви, в котором эстетика определяет внешний вид, а технологии - способ изготовления обуви. Это понятие подразделяется на: художественный дизайн спортивной обуви - создание вещного мира сугубо с точки зрения эстетики восприятия (внешние проявления формы); Техническая эстетика - наука о дизайне обуви, учитывая все аспекты, и прежде всего конструктивность (ранний этап становления), функциональность (средний), комфортность ее производства, эксплуатации, утилизации и т.д. (современное понимание). В середине ХХ века в профессиональном лексиконе для обозначения формообразования в условиях индустриального производства употреблялось понятие «индустриальный дизайн обуви». Тем самым подчеркивалась его неразрывная связь с промышленным производством и конкретизировалось многозначность термина «дизайн обуви». И многие трактаты по истории дизайна того времени в заголовках содержали уточняющие «индустриальный дизайн обуви». Затем в конце ХХ века проектно-художественную деятельность в области индустриального формообразования стали называть более кратко — «дизайн обуви». Отчасти это связано и с тем, что общество вступило в фазу постиндустриального и произошли значительные перемены и в цели установках «индустриального дизайна обуви». Дизайнер спортивной обуви - человек, занимающийся дизайном спортивной обуви. На сегодняшний день дизайн спорт обуви стал настолько актуален, что за дизайнерами просто не уследить. Поэтому появилась необходимость знать больше о знаменитых дизайнерах обуви.
Цвет является одним из активных средств, композиции, который участвует в гармонизации формы. Часто художник модельер при разработке модели интуитивно подходит к выбору цвета. Цвет выбирается в последний момент, когда форма и конструкция модели уже готовы. Правильнее, если цветовое решение выбирается при композиционном поиске, так как цвет часто диктует и характер формы. Цвет тесно связан с объемно пространственной структурой, пропорциями, масштабом, нюансом, статичностью, динамикой. Цвет может сделать предмет более легким или тяжелым, более и менее объемным, создать впечатлений удаленности предмета или приблизить его к нам, создать ощущение тепла и холода, ухудшить или улучшить настроение. Одни цвета действуют успокаивающе, другие - раздражают или утомляют. Цвет ассоциируется с возрастом: яркие насыщенные тона свойственны молодости, а более сдержанные и сложные - зрелому возрасту. В народном костюме цвет характеризует особенности национального вкуса и традиций. У каждого народа есть свои любимые цвета, которые отражают окружающую их природу, соответствуют климатическим условиям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 3
Ссылка для цитирования:
Наимова Д.Н. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИЗАЙНА ОБУВИ ДЛЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА // Вестник науки №4 (61) том 3. С. 360 - 365. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7816 (дата обращения: 19.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*