'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 4
  4. Научная статья № 18

Просмотры  83 просмотров

Чекашова Е.В., Киселева Р.А., Нигматзянова Л.Р.

  


СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В СТРАНЕ *

  


Аннотация:
налоговая система Российской Федерации является основным инструментом освоения централизованных денежных средств, необходимых для последующего финансирования всех направлений национальной деятельности. Ниже мы подготовили небольшой путеводитель по налогам в России, который поможет понять, что из себя представляет налоговая система РФ. Кроме в статье производится оценка качества налоговой системы в стране   

Ключевые слова:
налоговая система, предельная ставка, доходы, налоговый кодекс, налогоплательщики   


УДК 338.242.2

Чекашова Е.В.

ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»

(г. Казань, Россия)

 

Киселева Р.А.

ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»

(г. Казань, Россия)

 

Научный руководитель:

Нигматзянова Л.Р.

ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»

(г. Казань, Россия)

 

СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ

ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В СТРАНЕ

 

Аннотация: налоговая система Российской Федерации является основным инструментом освоения централизованных денежных средств, необходимых для последующего финансирования всех направлений национальной деятельности. Ниже мы подготовили небольшой путеводитель по налогам в России, который поможет понять, что из себя представляет налоговая система РФ. Кроме в статье производится оценка качества налоговой системы в стране.

 

Ключевые слова: налоговая система, предельная ставка, доходы, налоговый кодекс, налогоплательщики.

 

Налоговая система России начала формироваться после распада Советского Союза в декабре 1991 года. В том же месяце был принят закон «Об основах налоговой системы Российской Федерации», вводивший ряд новых источников доходов, в том числе стоимостной добавленный налог, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие сборы. В 1998 г. была утверждена первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, а в 2000 г. - вторая часть. Этот кодекс является основным законодательным актом в российской налоговой системе.

Как и большинство налоговых систем в федеративных государствах, российская система организована на трех уровнях: федеральном, региональном и местном (или муниципальном). 

Федеральные налоги включают фиксированный налог на доходы физических лиц в размере 13 процентов для годового дохода до 5 миллионов рублей. Для личного дохода выше этого уровня предельная ставка повышается до 15 процентов. Из полученных доходов 85 процентов перечисляются в региональные бюджеты, а остальная часть - в органы местного (муниципального) управления [1]. 

Кроме того, на федеральном уровне введены и регулируются так называемые специальные налоговые режимы. К ним относятся упрощенное налогообложение для малых предприятий с числом сотрудников менее 130 человек и доходом менее 200 миллионов рублей в год. Налогоплательщики могут выбрать уплату 6 процентов от общего дохода или 15 процентов от разницы между доходами и расходами. В то же время регионы имеют право отменять эти ставки и применять более низкие. Индивидуальные собственники без корпоративного статуса платят 6 процентов от своего дохода.

Вторым по величине источником налоговых поступлений в России (после НДС) является налог на добычу полезных ископаемых, который рассчитывается по сложной формуле для конкретной компании с учетом, например, истощения запасов полезных ископаемых. Единая льготная система налогообложения для сельского хозяйства заменяет ряд других налогов, применяемых к другим отраслям, включая налог на прибыль.

Региональные налоги также утверждаются на федеральном уровне. Однако отличительной особенностью российской налоговой системы является то, что региональные органы власти имеют право изменять налоговые условия по своему усмотрению в пределах, установленных Налоговым кодексом. Все такие изменения должны быть закреплены в региональных законах [5]. 

Налоговая система России также включает обязательные страховые платежи, уплачиваемые исключительно работодателем на основании фонда заработной платы. Они включают 22-процентный взнос в государственный Пенсионный фонд, 2,9-процентный взнос в Фонд социального страхования (который покрывает больничные и ряд пособий женщинам, имеющим детей), 5,1-процентный взнос в Фонд обязательного медицинского страхования, а также различные отраслевые взносы для страхования риска несчастных случаев на рабочем месте или профессиональных заболеваний.

Для оценки качества российской налоговой системы можно использовать несколько критериев.

Во-первых, это удобство для отдельных налогоплательщиков. Здесь следует отметить простоту практически плоского налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов. Это крайне мало по сравнению почти со всеми экономически развитыми странами, также, как правило, применяющими прогрессивную шкалу налогообложения. В верхней части эти показатели могут достигать 45 процентов в Германии и Франции.

Кроме того, ФНС России перешла на современные бесконтактные формы взимания многих налогов, в том числе с физических лиц. 13-процентный подоходный налог с населения удерживается автоматически по месту получения дохода, и только в исключительных случаях налогоплательщики должны подавать декларации о доходах, с которых по разным причинам не был уплачен налог (например, арендная плата или иной доход от недвижимости). 

Для налогоплательщиков-физлиц основной нерешенной проблемой является зачисление налоговых доходов в региональный бюджет по месту работы, а не по месту жительства. Обычно эти два места совпадают, но не всегда. Например, многие люди ездят на работу в Москву, но проживают в близлежащем регионе, который отвечает за предоставление им медицинских, образовательных, коммунальных и других услуг.

Вторым критерием измерения налоговой системы является ее удобство для работодателей. Здесь мы можем наблюдать несколько существенных проблем.

Работодатели несут ответственность за уплату обязательных страховых взносов в полном объеме, которые, не считая отдельных отраслевых платежей, составляют внушительные 30% от общего фонда оплаты труда. После прибавления к НДФЛ получается, что в России налоговая нагрузка на труд больше, чем во многих развитых странах. Согласно исследованию 2020 года, в среднем это составляет 36,6 процента коммерческой прибыли для средних компаний [4].

Третьим критерием для измерения налоговой системы России является зависимость от доходов от нефти и газа. В разные годы, по оценкам Минфина, доля таких налогов в общем объеме федерального бюджета колебалась от 36 до 51 процента. Здесь, конечно, решающее значение имеет специализация российской экономики на экспорте сырья, в первую очередь углеводородов и металлов.

Еще один способ оценить налоговую систему России — посмотреть, насколько хорошо она распределяет доходы между различными уровнями власти федеральным, региональным и местным. В 2020 году, согласно одному исследованию доходов консолидированного бюджета (не считая страховых взносов), федеральный бюджет забрал себе 50 процентов [2]. Является ли это соотношение оптимальным?

Ответ зависит от того, позволяет ли нынешнее распределение регионам быть финансово независимыми, генерируя достаточно собственных налоговых поступлений для покрытия расходов. Здесь мы видим явный дисбаланс. Из 85 регионов России только 13 полностью обеспечивают потребности бюджета за счет собственных ресурсов. К ним относятся высокоразвитые и богатые города Москва и Санкт-Петербург, промышленные районы Калужской, Ленинградской, Самарской и Свердловской областей, Республика Татарстан, а также богатые нефтегазодобывающие регионы, такие как Сахалинская и Тюменская области, а также Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Все остальные региональные правительства могут сводить концы с концами только за счет федерального бюджета. Такое положение вряд ли можно считать нормальным.

В итог, из четырех основных критериев оценки качества российской налоговой системы два должны быть оценены неблагоприятно.

Таким образом, на сегодняшний день серьезной корректировки налоговой системы не произошло. По состоянию на вторую неделю марта единственные заметные изменения включают отмену НДС для физических лиц, покупающих золотые слитки, и объявление трехлетних каникул по НДС для отечественной ИТ-индустрии [3].

С точки зрения политики, большой вопрос сейчас заключается в том, сможет ли российское правительство продолжать повышать ставки прямых и косвенных налогов, учитывая текущую геополитическую ситуацию и серьезный экономический шок. Пока представляется маловероятным радикальное изменение налогового режима, поскольку правительство, вероятно, ответит на дефицит бюджета денежной эмиссией.  Эти дефицитные расходы поднимут уровень инфляции по крайней мере до 20 процентов к концу года, сократив реальные доходы, но подняв номинальные доходы бюджета.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации — Москва : Омега Л, 2016. — 968 с.
  2. Конституция Российской Федерации - Москва : Эксмо, 2015. — 32 с.
  3. Алиев, Б. Х. Налоги и налоговая система РФ /Б. Х. Алиев, Х. М. Мусаев — Москва :Юнити - Дана, 2014. — 314 с.
  4. Пепеляев, С. Г. Налоговое право. / С.Г. Пепеляев — Москва : Альпина Паблишер, 2015. — 800с.
  5. Шестакова, Е. В. Налоговая оптимизация — Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. — 331с.

 

Chekashova E.V.

Kazan State Power Engineering University

(Kazan, Russia)

 

Kiseleva R.A.

Kazan State Power Engineering University

(Kazan, Russia)

 

Scientific advisor:

Nigmatzyanova L.R.

Kazan State Power Engineering University

(Kazan, Russia)

 

TAXATION SYSTEM OF RUSSIAN FEDERATION.

MAIN CRITERIA FOR ASSESSING QUALITY

OF TAX SYSTEM IN COUNTRY

 

Abstract: the tax system of the Russian Federation is the main instrument for the development of centralized funds necessary for the subsequent financing of all areas of national activity. Below we have prepared a small guide to taxes in Russia, which will help you understand what the tax system of the Russian Federation is. In addition, the article assesses the quality of the tax system in the country.

 

Keywords: tax system, marginal rate, income, tax code, taxpayers.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Чекашова Е.В., Киселева Р.А., Нигматзянова Л.Р. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В СТРАНЕ // Вестник науки №4 (61) том 4. С. 69 - 74. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7836 (дата обращения: 30.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7836



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.