'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 4
  4. Научная статья № 25

Просмотры  81 просмотров

Бондаревич Л.Ю.

  


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА *

  


Аннотация:
в статье раскрывается сущность творческого потенциала педагога, особенности, факторы и критерии его развития   

Ключевые слова:
творческий потенциал, педагог, творческая личность   


УДК 37

Бондаревич Л.Ю.

магистрант

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

(г. Брянск, Россия)

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА

 

Аннотация: в статье раскрывается сущность творческого потенциала педагога, особенности, факторы и критерии его развития.

 

Ключевые слова: творческий потенциал, педагог, творческая личность.

 

Вопрос развития творческого потенциала педагога является одним из важнейших в теории и практике современной системы образования. Его значимость определена ролью педагогического творчества в организации деятельности педагога в современном мире потому, что педагогическое творчество представляет собой одну из наиболее существенных характеристик педагогического труда.

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога сегодня очевидна. Для успешного достижения целей в деятельности образовательной организации необходимы разнообразные материальные ресурсы, подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов эффективно работать. За последние годы в результате внедрения в работу педагогов достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта появилось немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования к организации методической работы, которая в свою очередь должна быть направлена на совершенствование всей работы в соответствии с современными требованиями к повышению качества образования.

Творческий потенциал – это совокупность индивидуальных личных качеств человека, благодаря которым он развивается и создаёт, творит что-то новое, необычное, значимое. Это креативность, благодаря которой мы отклоняемся от стереотипов и находим новые, нестандартные решения. 

Раскрытие проблемы развития творческого потенциала личности находит свое отражение в исследованиях ученых, раскрывающих отдельные аспекты творчества (В.И. Андреев, Т.Г. Браже, Л.С. Выготский, Ю.Н. Кулюткин), структуру творческого потенциала (А.М. Матюшкин, Е.Л. Яковлева) и его развитие в процессе обучения с философских (В.Н. Мясищев, А.Г. Спиркин), психолого-педагогических позиций (Л.С. Выготский, А.Ю. Козырева, В.Ф. Овчинников, С.Л. Рубинштейн).

Творческий потенциал педагога возникает на основе подражания опыту, концепции, идее, отдельному примеру, форме, методу с последовательным убыванием подражательного компонента и, следовательно, с последовательным возрастанием творческого компонента педагогической деятельности [52]. На это оказывают влияние многие факторы. Факторы развития творческого потенциала педагогов делят на внутренние и внешние.

Внешние – это влияние социально-экономической среды, особенности учебного заведения, система стимулирования педагогического труда, коллективная работа над научно-методической проблемой.

Внутренние – это потребность педагога в творческой деятельности, мотивация творчества, самообразование, духовно-ценностная сфера его личности.

К критериям формирования творческой активности педагога относятся (рис. 1):

Рис. 1. Критерии формирования творческого активности педагогов

 

Условиями творчества могут быть:

  • нравственно - психологический климат коллектива (атмосфера доброжелательности, уважение к личному мнению, творческому поиску каждого педагога);
  • стимулирование к нестандартным решениям. Например: организация конкурсов творческих работ, проведение дней и недель творчества, организация методических выставок и др.;
  • обогащение общей культуры, кругозора педагогов, повышение уровня информированности (новинки в методической и научной литературе, статьи в педагогических источниках);
  • материальная обеспеченность, материальная база;
  • свобода критики, проведение творческих дискуссий;
  • влияние личности руководителя учреждения;

Таким образом, процесс развития творческого потенциала педагога рассматривается, как органичная часть общего процесса развития личности. В результате положительной динамики развития творческого потенциала педагога возникает новое качественное состояние, проявляющееся через его внутреннюю потребность к постоянному самосовершенствованию, к качественному изменению уровня творческого потенциала.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. — Казань: изд-во Казанского ун-та, 1998. 317 с.
  2. Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Психологическая наука и образование, 1998, №1, с.93-100
  3. Максимов В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя. Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1994.-35с.
  4. Мещерякова Л.В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 1988
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Бондаревич Л.Ю. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА // Вестник науки №4 (61) том 4. С. 98 - 101. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7843 (дата обращения: 30.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7843



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.