'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 4
  4. Научная статья № 31

Просмотры  83 просмотров

Мотова К.Е., Газизова Ф.С.

  


РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в работе представлен опыт образовательной организации по использованию творческих заданий для формирования креативности младших школьников   

Ключевые слова:
творческие задания, креативность   


УДК 37.013

Мотова К.Е.

студент,

Елабужский институт (филиал)

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

 (г. Елабуга, Россия)

 

Газизова Ф.С.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования,

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

 (г. Елабуга, Россия)

 

РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация: в работе представлен опыт образовательной организации по использованию творческих заданий для формирования креативности младших школьников.

 

Ключевые слова: творческие задания, креативность.

 

Научно-технический прогресс, всеобщая цифровизация определяет необходимость формирование креативности у современного человека, способного к нестандартному решению возникших жизненных проблем. Личность с нестандартным мышлением не только может вступать во взаимодействие с окружающим миром, но и принимать прямое участие в разработки стратегии и изменении окружающей действительности. Поэтому вопрос формирования креативности у подрастающего поколения является весьма значимым аспектом.

Креативность - это умение человека отступать от стандартных методов, правил, шаблонов, действовать нестандартно в различных ситуациях, пишет Т.А.Креславская [2]. Г.В.Терехова, в свою очередь под креативностью понимает способность человека генерировать новые идеи [4]. И.Я. Лернер [3] выделил характеристики креативности: самостоятельный перенос знаний и умений в другую, новую  ситуацию; нахождение новых задач в стандартных, знакомых условиях; видение другой, новой  функции знакомого объекта; понимание структуры объекта, подлежащего изучению, т.е. быстрый охват элементов, частей объекта в их соотношении друг с другом; возможность видеть альтернативное решение, новый, другой подход к его поиску; умение комбинировать уже известные способы решения проблемы в новый способ и умение формировать оригинальный способ решения при известности других.

На наш взгляд наиболее эффективным способом развития креативности у младших школьников являются творческие задания. Под творческими заданиями Л.Н.Азарова понимает активную деятельность в процессе которой появляется что-то новое, оригинальное.

В.В. Жаркова [1] выделила следующие творческие задания, такие как задания на сообразительность; задачи с изюминкой; задания на смекалку. Н.И. Чернецкая [5] определила свою классификацию творческих задач: эмоциональные, оценочные, материальные, теоретические, информационные.

По мнению Г.В.Тереховой, к творческим задачам можно отнести: работа с иллюстрацией, книжка-самоделка, викторины, пересказ от имени героя или творческий, придумай конец, рисунок по пройденному материалу и пр.

Вопрос использования творческих заданий в развитии креативности интересовал и педагогов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Они на базе своей образовательной организации провели исследования сформированности креативности у учеников вторых классов. Для диагностики использовали методики «Солнце в комнате» В. Синельниковой, В. Кудрявцевой и «Что попало в сеть?» Е.Л. Губенко. По результатам диагностики определили, что у детей как экспериментальной, так и контрольной группы преобладает средний и низкий уровни сформированности креативности.

Поэтому педагоги разработали и реализовали план по использованию творческих заданий для развития креативности. Использовали игровые задания на уроках литературы. Наиболее интересным на наш взгляд были творческие задания «придумай конец». Это задание использовали при чтении произведения В. Берестова «Хитрые грибы», прочитав его не до конца ребята должны были придумать его окончание. Отвечали на вопрос почему автор назвал грибы «хитрыми».

Большой популярностью пользовались викторины, их использовали на уроках по творчеству А.С. Пушкина, Е.А. Пермяка.

Интересным и творческим было задание «пересказ от имени героев» по произведению Л. Толстого «Филипок», ребята пытались вжиться в роль героя, передать с его состояние, смятение и желание учиться.

Эффективным средством развития креативности было творческое задание «словотовочество», его использовали в ходе работы над такими произведениями как «Путаница» и «Федорино горе» К. Чуковского, «Кот и лодыри» С. Маршака. Дети сами придумывали новые сюжеты и главных героев в уже известных произведениях.

В ходе творческого задания «составное лото» по произведениям про осень, предполагало работу в парах. Детям нужно было не только нарисовать произведение и сделать из него пазл, но и так отразить, что бы напарник мог догадаться, что это за произведение, только в этом случае пара зарабатывала балл. В ходе викторины по сказкам А.С. Пушкина детям было нужно проявить смекалку и сообразительность, что способствовало развитию их креативности и творческих способностей.

К работе подключили родителей. Для них организовали родительское собрание на тему «Значение развития творческих способностей детей», мастер-класс «Игровые задания» и пр. Игровые задания способствовали развитию воображения, мышления и креативности детей младшего школьного возраста.

Контрольный этап эксперимента проходил по методике констатирующего этапа «Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев) и «Что попало в сеть?» (Е.Л. Губенко). По результатам повторного исследования выяснили, что результаты экспериментальной группы значительно улучшались. У детей работы стали отличаться оригинальность, богатством цветовых оттенков, что свидетельствует о результативности работы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Жаркова, В. В. Использование системы творческих заданий для развития креативности в младшем школьном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 311–315.
  2. Креславская, Т.А. Категории креативной педагогики в контексте обучения младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 68 Научно-методический и психолого-педагогический журнал. М.: Баласс, 2013. №11. С.59-64.
  3. Лернер, И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения.../ Пособие для учителей. — Москва: Просвещение, 2019. — 191 с.
  4. Терехова, Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 48 с.
  5. Чернецкая, Н. И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте / Н.И. Чернецкая // Научно-методический электронный журнал «Концепт», №8 (Август). 2018. – 56–60
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Мотова К.Е., Газизова Ф.С. РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №4 (61) том 4. С. 124 - 128. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7849 (дата обращения: 30.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7849



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.