'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 4
  4. Научная статья № 32

Просмотры  51 просмотров

Мотова К.Е., Еремеева О.А.

  


ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ, ЕГО РОЛЬ И ЗАДАЧИ *

  


Аннотация:
в статье затрагивается тема гендерного воспитания младших школьников, определяются роль и задачи гендерного воспитания   

Ключевые слова:
гендерное воспитание, гендер   


УДК 37.013

Мотова К.Е.

студент,

Елабужский институт (филиал)

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

 (г. Елабуга, Россия)

 

Еремеева О.А.

кандидат психологических наук,

доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования,

Елабужский институт (филиал)

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

 (г. Елабуга, Россия)

 

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ, ЕГО РОЛЬ И ЗАДАЧИ

 

Аннотация: в статье затрагивается тема гендерного воспитания младших школьников, определяются роль и задачи гендерного воспитания.

 

Ключевые слова: гендерное воспитание, гендер.

 

Гендерное воспитание – процесс, формирующий черты личности, его качества, установки, рассматриваемые для социума как полезное отношение личности к другому полу.

Гендерное воспитание, полученное человеком в детстве, оказывает существенное воздействие на всю его последующую жизнедеятельность. От установок, полученных в семье, зависит положение в личной жизни человека, его отношение к заключению брака, поведение при построении личных отношений с представителями другого пола и др. [4, с. 25].

Более того, нужно понимать, что гендерное воспитание имеет тесную связь с половым (сексуальным) воспитанием детей, которого не следует избегать. Своевременное начало полового воспитания помогает ребенку максимально полноценно принять свою роль, обусловленную половой принадлежностью. Сексуальное воспитание – это не только про секс или гигиену, это гораздо более сложный процесс по усвоению общепринятых норм нравственности и моральных принципов во взаимоотношениях между людьми противоположных полов в разных сферах жизни.

А.А. Демидова пишет, что гендерное воспитание — это крупная система, запланированных приемов, методов, средств воздействия на формирование личности будущей женщины и будущего мужчины.

Различия между женщиной и мужчиной изучают психологи, физиологи, психиатры, биологи, не могут в стороне этого вопроса остаться сегодня и педагоги образовательных учреждений.

Почему педагогам следует знать о гендерных различиях? Потому что это связано с этапом становления личности, проявлением у школьников умений и навыков саморегуляции. То есть младшие школьники начинают накапливать информацию о самом себе. Часть этой информации касается того, что личность принадлежит к конкретному гендеру, одновременно у него есть понятия о представителях другого гендера, различающиеся по конкретным критериям.

Знания о себе и противоположном гендере, включая физиологические различия, помогают человеку регулировать собственное поведение. Личность обрабатывает информацию о своем теле, строении частей организма. Так развивается его представления о себе как о индивиде, наделенном личными моральными, психологическими качествами и др. [3, с. 88].

Цели и задачи гендерного воспитания определяются потребностями социума.

Ошибочно думать, что личная жизнь человека находится вне общества. Специфика проявления личных качеств человека на примитивном уровне выражают особенности того социума, представителем которого он выступает.

Из этого вытекает, что тот, кто не может найти себя в социальной жизни, не способен плодотворно утвердиться в семье, то есть в своей личной жизни.

Рассматривая термин «гендерное сознание», П.А. Егорова пишет, что это система представлений, личностных знаний и навыков, формулирующих переживание и мотивацию своей жизни личностью как представителем конкретного пола.

Главными задачами гендерного воспитания выступают:

-формирование грамотной установки к будущей семье, рождению детей;

-организация помощи молодежи в развитии своих потребностей;

-систематизация обучения культуре общения с противоположным полом.

Задача педагогов состоит в учете гендерных различий в воспитании детей и подростков [2, с. 36].

Говоря о гендерной принадлежности человека как о социальном и биологическом свойстве, можно предположить, что гендерное воспитание школьника реализуется в ходе его гендерной социализации в окружающем мире.

Процесс социализации по гендерному признаку является важной частью общего процесса социализации личности. Она включает в себя три компонента:

-развитие представлений о себе как о мужчине (женщине);

-возникновение предпочтений и ценностных ориентаций в зависимости от пола;

-выработка форм поведения, соответствующего полу.

Главными механизмами социализации по гендерному признаку можно считать идентификацию и дифференциацию. Гендерная дифференциация подразумевает разграничение социальных и физиологических функций людей в соответствии с половой принадлежностью [1, с. 58].

Оно выражается в совокупности генетических, физиологических признаков, на основании которых выделяют мужской и женский пол.

Гендерная идентификация предполагает отождествление себя с представителями своего пола, проявляется оно в единстве поведения и сознания личности, относящего себя к конкретному полу и ориентирующегося на требования четкой половой роли.

В.А. Котова рассматривает в гендерной дифференциации две теории. Первая – теория социального обучения. Здесь ребенок пассивен в процессе усвоения гендера.

Вторая теория – когнитивная, которая основана на том, что взгляды ребенка о половых ролях не рассматриваются в качестве пассивных продуктов общественного упражнения, а формируются через деятельностное структурирование школьником личного опыта.

На первых этапах гендерного развития выделяют несколько процессов гендерной дифференциации и идентификации:

-изначально человек узнает, что есть два гендера;

-затем он соотносит себя в одну из двух групп;

-в итоге на основе самоопределения человек вырабатывает линию поведения, выбирая и предпочитая его формы.

Эти положения не противоречат друг другу. Они рассматривают разные направления процесса социализации по гендерному признаку, поэтому правильно полагать то, что половые различения осуществляются по генному наследию личности с помощью обучения и воспитания.

Все эти процессы основаны на следующих позициях:

-системно-структурного подхода;

-комплексной деятельности;

-деятельностного подхода и др. [5, с. 45].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гендерное воспитание необходимо для полноценного развития личности, так как понятие «гендер» является совокупностью биологических, физиологических и социальных характеристик.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Браковал, В. В. Стимулирование деятельности обучающегося начальной школы / В. В. Браковал // Учитель начальных классов. – 2019. - № 7. – С. 58.
  2. Глянцев, П. В. Организация подачи материала в начальной школе / П. В. Глянцев // Школа двадцать первого века. – 2019. - №5. – С. 36.Лернер, И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения.../ Пособие для учителей. — Москва: Просвещение, 2019. — 191 с.
  3. Жамкав, Н.Е. Интерес к процессу обучения: особенности формирования / Н.Е. Жамкав. – М.: Астра, 2018. – 201 с.
  4. Журавлев, А. А. Представления ребенка о половых ролях / А. А. Журавлев. – Астрахань: Обруч, 2019. – 240 с.
  5. Зайцева, С.В. Понятие половая социализация / С.В. Зайцева. – Тула: Учеба в школе, 2019. - 198
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Мотова К.Е., Еремеева О.А. ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ, ЕГО РОЛЬ И ЗАДАЧИ // Вестник науки №4 (61) том 4. С. 129 - 133. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7850 (дата обращения: 30.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7850



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.