'
Мотова К.Е., Еремеева О.А.
РАБОТА В СФЕРЕ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *
Аннотация:
в статье представлен опыт образовательной организации в сфере гендерного воспитания младших школьников
Ключевые слова:
гендерное воспитание, гендер
УДК 37.013
Мотова К.Е.
студент,
Елабужский институт (филиал)
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
(г. Елабуга, Россия)
Еремеева О.А.
кандидат психологических наук,
доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования,
Елабужский институт (филиал)
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
(г. Елабуга, Россия)
РАБОТА В СФЕРЕ ГЕНДЕРНОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье представлен опыт образовательной организации в сфере гендерного воспитания младших школьников.
Ключевые слова: гендерное воспитание, гендер.
Гендерное воспитание необходимо для развития личности, так как понятие «гендер» является одним из самых значимых в процессе успешной социализации ребенка.
Знания о половых и гендерных различиях у родителей и педагогов должны быть гораздо шире, чем у школьников, ведь именно эти люди должны вырастить из мальчика полноценного мужчину, а из девочки – полноценную женщину.
Немаловажно при воспитании ребенка относительно его гендера уделить внимание диагностике уровня гендерного воспитания ребенка и понять, с чего стоит начинать, если ранее подобная работа не проводилась.
Решать задачи полового воспитания мальчиков и девочек помогает верный выбор художественных произведений (музыка, живопись, литература), умение достигать целей воспитания при их помощи, а также при помощи этических бесед, разговоров с детьми.
Следует понимать, что родители служат примером для подражания, поэтому основное требование в половом воспитании должны предъявлять в семье.
Так, в подтверждение вывода о том, что многим родителям стоит изучить вопросы гендерного воспитания, на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» Елабужского муниципального района Республики Татарстан было проведено экспериментальное исследование.
В исследовании принимали участие учитель начальных классов и младшие школьники 4-го класса. Основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный этап) проходили с сентября 2021 года по январь 2022 года.
Для проведения констатирующего и контрольного этапа эксперимента нами применялись следующие методы исследования:
-анкета «Определение отношения к противоположному полу» (автор В.В. Петрова);
-разработанная на основе методики оценки сочинённой ребенком сказки рассказа (О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая) методика оценки сочинённого ребёнком рассказа.
Опираясь на результаты исследования констатирующего этапа эксперимента нами было принято решение организовать работу по гендерному воспитанию детей младшего школьного возраста.
Изначально был разработан календарно-тематический план работы с младшими школьниками экспериментальной группы. На формирующем этапе эксперимента были реализованы следующие занятия: «Групповая дискуссия», «Мозговой штурм», «Лабиринт действий», «Студия активного случая», «Анализ конкретных ситуаций», «ТРИЗ», «Кейс-технологии», «Деловая корзина», «Творческий диалог», «Деловая игра» и другие. Помимо этого, с детьми регулярно проводились индивидуальные беседы, в которых разбирались ошибки поведения ребенка и формировались ответы на возникающие вопросы.
Согласно данным контрольного этапа эксперимента количество младших школьников с высоким уровнем развития представлений о противоположном поле увеличилось на 4 человека, то есть увеличение составило 20% (анкета «Определение отношения к противоположному полу»).
Полученные результаты подтверждают результативность организованной на формирующем этапе исследования работы с младшими школьниками.
Также после реализации работы по гендерному воспитанию детей младшего школьного возраста количество учеников с низким уровнем развития половой социализации сократилось до 2 человек, а дети с высоким и средним уровнем развития половой социализации увеличились на 4.
Результаты контрольного эксперимента существенно изменились, так как низкий уровень развития показали всего лишь 2 школьника (методика оценки сочинённого ребёнком рассказа).
Согласно результатам контрольного этапа исследования, в контрольной группе учеников была выявлена положительная динамика в уровне развития гендерной идентификации и дифференциации как по первой, так и по второй методике, но результаты ниже, в среднем, на 10%.
Таким образом, при должном подходе процесс гендерной социализации младшего школьника будет эффективным и успешным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 4
Ссылка для цитирования:
Мотова К.Е., Еремеева О.А. РАБОТА В СФЕРЕ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №4 (61) том 4. С. 134 - 137. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7851 (дата обращения: 30.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*