'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 4
  4. Научная статья № 34

Просмотры  82 просмотров

Рогова В.В., Ким А.А.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА CLIL ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» И «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») *

  


Аннотация:
в данном докладе предпринята попытка раскрыть возможность применения метода CLIL (предметно-интегрированного обучения) для обучения младших школьников лексике и грамматике посредством интеграции предметов   

Ключевые слова:
предметно-языковое интегрированное обучение, иностранный язык, раннее обучение иностранному языку, адвент-календарь, метод CLIL, навыки XXI века   


УДК 627.7

Рогова В.В.
учитель английского языка

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 421

Петродворцового района Санкт-Петербурга
(г. Санкт-Петербург, Россия)

Ким А.А.
учитель английского языка

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 180 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга
(г. Санкт-Петербург, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА CLIL ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» И «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)

 

Аннотация: в данном докладе предпринята попытка раскрыть возможность применения метода CLIL (предметно-интегрированного обучения) для обучения младших школьников лексике и грамматике посредством интеграции предметов "Окружающий мир" и "Английский язык". Значительное внимание уделяется проблеме успешного усвоения лексико-грамматического наполнения языка учениками. Младшие школьники нередко сталкиваются с трудностями в силу сложной структуры материала. Для решения данной проблемы была предложена актуальная разработка грамматического адвент-календаря и дневника наблюдения за погодой в рамках метода CLIL, позволяющих детям усваивать материал в увлекающей интерактивной форме.

 

Ключевые слова: предметно-языковое интегрированное обучение, иностранный язык, раннее обучение иностранному языку, адвент-календарь, метод CLIL, навыки XXI века.

 

Одной из основных задач обучения английскому языку детей младшего школьного возраста является формирование начальных лексико-грамматических навыков. Вопросами раннего обучения лексике и грамматике иностранного языка занимались Н.И. Гез, Н.Д. Гальскова [4], И.В. Вронская [2, 3], Е.Н. Соловова [7], С.Ф. Шатилов [9], Б.В. Беляев [1], Н.Т. Ибрагимов [6]. Важно отметить, что внимание детей младшего школьного возраста ещё непроизвольно, логическое мышление развито неполноценно [5], а эти мыслительные процессы являются основополагающими для успешного освоения иноязычной лексики и грамматики. Главной задачей учителя становится организовать педагогический процесс в интересной и увлекательной, а главное – в доступной для ребенка форме.

Согласно ФГОС НОО (статья 21), результатом реализации образовательной программы в начальной школе должно быть воспитание и качественное образование разносторонне развитой личности, готовой и способной к коммуникации [8]. Более того, на сегодняшний день существует понятие навыков XXI века (21 century skills), так называемые «4С». Все они также предполагают развитие личности, готовой и способной к взаимодействию (collaboration), общению с другими (communication), имеет возможность мыслить критически (critical thinking) и проявлять креативность (creativity) [10, 12].

Метод предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) создаёт основу для коммуникации, приближенную к реальной речевой ситуации. Его изучением занимались многие зарубежные исследователи и педагоги: Д. Марш, основоположник термина, А. Мальерс [13], Ф. Худ, Д. Койл [11], П. Мехисто [14], С. Филлипс [15]. Принципом работы метода является двунаправленность, а именно: общеобразовательный предмет изучается посредством иностранного языка, и иностранный язык в то же время изучается посредством предмета. Акцент в обучении делается на овладении учащимися предметными знаниями из разных областей школьной программы, а иностранный язык становится средством обучения. На сегодняшний день в России применение этого метода приобретает всё большую популярность и привлекает учителей.

В основу наших разработок входит содержательная интеграция предметов «Окружающий мир» и «Английский язык». Мы провели анализ рабочих программ и УМК по предметам и обнаружили интеграционное ядро. Наибольшее совпадение прослеживается в темах «Животные», «Материки», «Погодные явления», с этими темами в УМК по английскому языку чаще всего соотносится грамматическая тема «Present Simple». Подходящая для нашего исследования форма реализации метода на практике – «language-led» (45 минут в неделю, когда изучение тем общеобразовательных предметов происходит в рамках курса иностранного языка). Такая форма не требует больших изменений в рабочем плане курса, тем не менее, будет вызывать большой интерес у детей к занятиям по английскому языку.

Мы предложим две разработки по формированию иноязычных лексико-грамматических навыков младших школьников. За основу работы по методу CLIL мы решили взять идею адвент-календаря. Несмотря на исторически сложившуюся цель использования адвент-календаря, в настоящее время такой календарь может использоваться как в качестве развлечения, так и носить обучающий или воспитательный характер. В случае с обучением детей английскому языку, адвент-календарь можно адаптировать под любую тему (лексическую или грамматическую). Сейчас такие календари изготавливаются как в физическом варианте, так и в электронном. В эпоху дистанционного обучения нам кажется удобным использовать электронную версию. В нашей разработке календарь представляет собой карту с 6 материками (внутри информация о животных и задания). На каждом уроке дети вместе с учителем открывают по 2 ячейки. Перед началом работы с календарём учитель выдаёт детям журнал – Animal Book, которые дети будут заполнять по мере выполнения заданий про животных.

Мы предлагаем различные варианты заданий, которые позволят детям узнать факты о предложенных животных и совершенствовать грамматические навыки.

Задание 1. Listen and circle.

Детям нужно послушать аудиозапись и обвести глагол в нужной форме в соответствии с той информацией, которую озвучивает диктор.

Задание 2. Read the text. True or False?

Детям нужно прочитать текст и подписать предложения, поставив буквы «T» для верного утверждения, а «F» для неверного.

Задание 3. Watch the video and match.

Детям нужно посмотреть видео и соединить вопрос с картинкой. Картинка служит ответом на этот вопрос. Факты звучат в видеоролике. После просмотра, учитель задаёт детям вопрос, они отвечают, в качестве опоры используют картинку.

Задание 4. Read text and fill in the gaps.

Все незнакомые лексические единицы семантизированы с помощью картинок. Задача детей преобразовать глаголы в Present Simple в форму 3 лица единственного числа и заполнить пропуски в тексте.

Задание 5. A game (tick-tack-toe).

Принцип работы с предложениями как в игре крестики-нолики. Такого рода задания часто встречаются в пособии Ольги Андреевны Журловой. Детей можно разделить на две команды, либо организовать работу в парах. Дети читают предложение, преобразуя глагол в нужную форму. Таким образом, они выполняют свой ход.

Задание 6. Look and say.

Дети смотрят на таблицу с фактами о животном, изучают информацию. Затем озвучивают факты, используя утвердительную или отрицательную форму глагола в соответствии с символами в таблице.

В конце всей проделанной работы дети участвуют в викторине по изученным животным. Журналы служат опорой. Пример задания на викторине может быть таким: Information gap. Детям выдаются карточки, работают в парах. У одного ребёнка есть информация про животное, у второго таблица пустая. Дети задают друг другу вопросы, чтобы получить недостающую информацию о животном.

Говоря об обучении детей иноязычной лексике, мы предлагаем провести работу с дневником наблюдения за погодой на уроках английского языка для учащихся начальной школы. Детям предлагается наблюдать за погодой в разных уголках мира, например: Англия (Лондон), Россия (Санкт-Петербург), Россия (Диксон), Египет (Каир) Австралия (Сидней), Северная Америка, Аляска (Барроу) на протяжении нескольких недель. В конце серии уроков будет общий дневник наблюдений в виде панно. Дети наблюдают за погодой во всех 6 городах одновременно, чтобы можно было проследить динамику изменений. Схема работы на каждом занятии одинаковая: каждому ребенку индивидуально выдается так называемый «Evaluation sheet», в котором дети записывают количество градусов и отмечают погодные явления. Что касается способов получения информации, они могут быть самыми разнообразными: просмотр прогноза на сайте, радио\видеопрогноз, скриншоты из интернета. В самом конце работы детям предлагается проанализировать изменения в погоде за определенный промежуток времени. Например: где погода менялась чаще всего или где было больше солнечных\облачных\дождливых\холодных дней, сравнить климатические зоны.

Уникальность предложенных разработок заключается в возможности их использования вне зависимости от текущей лексической и грамматической темы (т. к. форма адвент-календаря универсальна, а наблюдать за погодой можно в любое время года). При условии использования разработанной нами методики, у учителей английского языка появится возможность не только совершенствовать лексико-грамматические навыки младших школьников, но и расширить знания по предмету «Окружающий мир», что является основной задачей метода предметно-языкового интегрированного обучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. Формирование грамматических навыков. Методика обучения иностранным языкам // Комплект пособий. - Воронеж, 2003. - № 9 - 17 с.
  2. Вронская И.В. 105 занятий по английскому языку с дошкольниками. СПб.: КАРО, 2016. 368 с.
  3. Вронская И.В. Методика раннего обучения английскому языку // И.В. Вронская // СПб.: Изд. Каро. – 2015.
  4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам // Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. выш. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  5. Ерчак, Н.Т. Иностранные языки: психология усвоения: учебное пособие / Н.Т. Ерчак. — Минск: Новое знание; Москва: ИНФРА-М, 2020. -336 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-107902-7. - Текст: электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1073060 (дата обращения: 29.03.2023)
  6. Ибрагимов Н.Т. Formation of lexical skills in teaching foreign languages [Текст] // Филология и лингвистика в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 81-83. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/235/12049/ (дата обращения: 21.03.2023).
  7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам // Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2015. - 107 с.
  8. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования // II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Пункт 12.3. «Иностранный язык».
  9. Шатилов С.Ф. Лингвопсихологическая характеристика коммуникативных умений и речевых навыков / С.Ф. Шатилов // Методика обучения
  10. Bri Stauffer Learning Skills (The Four Cs) [Электронный ресурс] // What Are 21st Century Skills? // Applied Educational Systems – 19.03.20. Режим доступа: https://www.aeseducation.com/blog/what-are-21st-century-skills (дата обращения 03.04.23)
  11. Coyle, D., Hood, P. & Marsh, D. (2010). CLIL: Content and Language Integrated Learning. Cambridge: CUP.
  12. Edita Bekteshi The 'Fours Cs - Collaboration, Communication, Critical thinking and Creativity at the faculty of arts (FLUP) [Электронный ресурс] // Journal of International Social Research // University of Porto, Porto, Portugal, 2017. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/318042578_THE_'FOURS_Cs_-_COLLABORATION_COMMUNICATION_CRITICAL_THINKING_AND_CREATIVITY_AT_THE_FACULTY_OF_ARTS_FLUP_UNIVERSITY_OF_PORTO_PORTO_PORTUGAL (дата обращения: 03.04.23)
  13. Marsh, D., Maljers, A. & A.-K. Hartiala. (2001). Profiling European CLIL Classrooms - Languages Open Doors. Jyvaskyla: University of Jyvaskyla.
  14. Mehisto, P., Marsh, D. & Frigols, M. J. (2008). Uncovering CLIL. Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. Oxford: Macmillan Education.
  15. Sarah Phillips Incredible English // Sarah Phillips, Mary Slattery, Michaela Morgan, Nick Beare, Julie Penn, Tamzin Thompson // Oxford University Press, 2008-2012 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Рогова В.В., Ким А.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА CLIL ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» И «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») // Вестник науки №4 (61) том 4. С. 138 - 145. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7852 (дата обращения: 30.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7852



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.