'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 4
  4. Научная статья № 35

Просмотры  69 просмотров

Сарсембекова А.А., Сарсекеева Ж.Е.

  


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ *

  


Аннотация:
в статье проведено исследование особенностей использования информационно-коммуникационных технологий для развития навыков письменной речи учащихся начальной школы. Приведены основные инструменты, которые могут быть использованы при организации уроков по развитию письменной речи учащихся начальной школы. Предложена структура учебного модуля дистанционных уроков по развитию навыков письменной речи учащихся начальной школы с использованием информационно-коммуникационных технологий   

Ключевые слова:
информационно-коммуникационные технологии, письменная речь, младшие школьники, начальная школа   


УДК 37

Сарсембекова А.А.

магистрант,

Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова

(г. Караганда, Казахстан)

 

Сарсекеева Ж.Е.

д.п.н., профессор кафедры педагогики и методики начального обучения

Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова

(г. Караганда, Казахстан)

 

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Аннотация: в статье проведено исследование особенностей использования информационно-коммуникационных технологий для развития навыков письменной речи учащихся начальной школы. Приведены основные инструменты, которые могут быть использованы при организации уроков по развитию письменной речи учащихся начальной школы. Предложена структура учебного модуля дистанционных уроков по развитию навыков письменной речи учащихся начальной школы с использованием информационно-коммуникационных технологий.

 

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, письменная речь, младшие школьники, начальная школа.

 

В современных условиях существенное значение приобретает развитие коммуникативной компетентности младших школьников, эффективное формирование которой невозможно без развития письменной речи учащихся. Письменная форма речи играет определяющую роль в процессе формирования психики ребенка. Овладение ею, как утверждают психологи, оказывает существенное влияние на развитие других форм речи. Учитывая важность овладения письменной формой речи для психического и социального формирования личности, проблема использования информационно-коммуникационных технологий является одной из наиболее актуальных в методике начального обучения.

Большую помощь при подготовке и проведении уроков по развитию навыков письменной речи учащихся начальной школы оказывает пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint. Полноценным обучающим инструментом являются и облачные сервисы, в частности Google-сервис. Облачная платформа Google Apps Education Edition, основным инструментом которой для использования преподавателем является Google Docs — сервис для создания документов, таблиц, презентаций, тестовых опросников с возможностью предоставления прав совместного доступа нескольким пользователям, помогает дистанционно проверять знания, умения и навыки учащихся, оказывает им помощь в проработке теоретического материала [1].

Применение на уроках развития письменной связной речи современных информационных технологий, неотъемлемым признаком которых является также индивидуализация обучения с помощью современных компьютеров и проектора для передачи изображения с дисплея монитора на большой экран. Представление на экране компьютера или спроектированного на экран теоретического материала, разных видов упражнений, вариантов правильного и неправильного ответа, шкалы самоконтроля — все это школьники воспринимают не только как серьезную работу на пути к овладению знаниями, но и как урок-игру [2]. Бесспорно, элемент игры на таких уроках является обязательным.

В связи с тем, что мультимедийный урок по развитию навыков письменной речи учащихся начальной школы может применяться для изучения нового материала, закрепления изученного, обработки умений и навыков, повторения, практического применения полученных знаний, обобщения, систематизации знаний, презентации использую на любом уроке, для каждого типа урока использование информационно-коммуникационных технологий имеет свои особенности.

На уроках изучения нового материала часто необходимо использовать большое количество наглядного материала (с учетом возрастных особенностей). Поэтому необходимо использовать иллюстративный материал, при котором основное внимание сосредотачивается на изложении знаний в определенной системе, в наглядной и доступной форме, от простого к сложному. Так, например, при изучении правил написания окончаний различных частей речи детям на презентации можно демонстрировать специальную таблицу или графические элементы

На уроке развития связной письменной речи словарную работу можно также провести с использованием иллюстративного материала. Это могут быть портреты писателей или филологов, картины, которые отражают определенные события, схемы языковых явлений, фотографии.

На уроке обобщения и систематизации знаний важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах темы, которая изучается, которые необходимы для изучения следующих тем или курсов. Презентация к такому уроку включает в себя важнейшие слайды из презентаций к урокам данной темы. Например, обобщающий урок по теме «Глагол» состоит из слайдов к уроку «Формы глагола», «Времена глагола» и т.п. Кроме того, можно использовать слайды с различными практическими упражнениями или тестовыми заданиями, которые будут выполняться учащимися письменно.

При использовании презентации на уроке совершенствования знаний необходимо стремится к такой организации познавательной деятельности по усвоению содержания, при которой учащиеся не только приобретают новые знания и умения, но и достигают высокого уровня развития своих познавательных сил. На таком уроке необходимо привлекать учащихся к познавательной деятельности, которая направлена на достижение цели — формирование творческой личности.

Презентация к комбинированному уроку должна содержать различные типы слайдов. Это как слайды с новым материалом, так и слайды на проверку уже изученного материала, слайды с пояснениями и вопросами, слайды, содержащие различные иллюстрации к уроку, и текстовые с ключевыми тезисами или выводами.

Широкий спектр возможностей применения презентаций открывают нестандартные уроки. Такие уроки могут быть организованы в виде путешествия или соревнования, поэтому мультимедийная презентация должна быть насыщена большим количеством иллюстративного или звукового материала.

Использование ИКТ на уроках развития письменной связной речи является достаточно эффективным: ученики редактируют предложенный текст (этот вид работы занимает мало времени, ведь не нужно переписывать текст), ищут в Интернете образцы определенных работ (сочинений-описаний, сочинений-размышлений, очерков, эссе и т. п), анализируют, используют образец в написании собственной работы. Использование компьютера на уроках развития письменной связной речи улучшает работу класса, а, следовательно, и знания учащихся.

Главная задача использования ИКТ в процессе развития навыков письменной речи учащихся начальной школы – повысить познавательный интерес учащихся к изучению предмета, эффективность его освоения школьниками. Общепризнанно, что личность, которая заинтересована, хочет познать материал, усваивает его гораздо лучше, чем та, что не заинтересована содержанием того, что изучает.

Отдельно необходимо остановится на вопросах развития письменной речи учащихся в рамках дистанционного обучения. Из опыта работы по созданию дистанционных уроков по развитию навыков письменной речи учащихся начальной школы можно предложить следующую структуру учебного модуля.

  1. Теоретический учебный материал, который содержит обязательные учебные ресурсы:

а) структурированные электронные материалы, содержание которых отражает логику развития навыков письменной речи учащихся начальной школы и предоставляет ученику теоретические сведения в полном объеме;

б) терминологический словарь или глоссарий;

б) мультимедийные презентации;

в) дополнительные электронные учебные материалы: конспекты, аудио - и видеоматериалы, справочные и нормативные документы.

  1. Практические работы. К каждой работе определяется цель, задачи, которые обеспечивают формирование умений и навыков, необходимых для усвоения темы, предоставление методических рекомендаций по их выполнению, инструкция относительно формы представления результатов выполненной работы, критерии оценки. После проверки заданий баллы выставляются в электронный журнал.
  2. Задания для самостоятельной работы. Около 70% задач при изучении каждой дисциплины отводится на самостоятельную проработку.
  3. Модульный контроль. Для оценки знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении, используются индивидуальные задания, тесты и опросы с помощью контрольных вопросов.
  4. Итоговый контроль. Успешное проектирование дистанционного курса, учета научно-методических, психолого-педагогических и материально-технических условий обеспечит разработку эффективного дистанционного занятия.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий как средства развития навыков письменной речи учащихся начальной школы способствует формированию информационной культуры и информационной компетентности учащихся, что становится неотъемлемой составной частью общей культуры и жизненных компетентностей каждого человека в информационном обществе. Применение мультимедийных технологий на уроках значительно повышает познавательную активность учащихся, особенно, если учитель использует звук, видео, анимацию, панорамное изображение и тому подобное. Учителю предоставлены все возможности для проведения нетрадиционных, инновационных уроков. Однако лишь при условии наличия высококвалифицированных учителей в области информационных технологий, материально-технического обеспечения общеобразовательных учебных заведений возможно обучение по современным технологиям.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Левченко С.Н. Методика проведения уроков с использованием ИКТ. https://samlit.net/samlit/ks/docs/public/9.pdf
  2. Тонких А.П., Прядехо А.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе подготовки будущего учителя начальных классов // Современное педагогическое образование. 2019. №3. С. 221-224
  3. Очиров Г.Д. Информационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников//Педагогический журнал. 2019. Т. 9. №1А. С. 13-19
  4. Лизунова Г.С. Использование информационно – коммуникационных технологий для развития навыков письменной речи учащихся начальной школы. – URL: https://педпроект.рф/лизунова-г-с-публикация 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Сарсембекова А.А., Сарсекеева Ж.Е. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Вестник науки №4 (61) том 4. С. 146 - 152. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7853 (дата обращения: 30.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7853



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.