'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 4
  4. Научная статья № 37

Просмотры  125 просмотров

Сидаш М.Д.

  


НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена значению нематериальных стимулов для педагогов в их профессиональной деятельности. В статье рассматриваются такие понятия как «мотивация», «стимул», «внешняя мотивация», «внутренняя мотивация». Представлены рекомендации нематериальных стимулов для педагогов в среднеобразовательной организации   

Ключевые слова:
мотивация, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, стимул, система нематериального стимулирования   


УДК 37

Сидаш М.Д.

студент магистратуры кафедры психологии и педагогики

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ

 

Аннотация: данная статья посвящена значению нематериальных стимулов для педагогов в их профессиональной деятельности. В статье рассматриваются такие понятия как «мотивация», «стимул», «внешняя мотивация», «внутренняя мотивация». Представлены рекомендации нематериальных стимулов для педагогов в среднеобразовательной организации.

 

Ключевые слова: мотивация, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, стимул, система нематериального стимулирования.

 

Мотивация персонала всегда была актуальной темой для любого предприятия во все времена. «Мотивация понимается как совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности, к которым относятся мотивы, потребности, стимулы, детерминирующие активность человека» [3]. Именно мотивация персонала влияет на качество работы всего предприятия.

Мотивация бывает внешней и внутренней. Первая обуславливается обстоятельствами или стимулами, находящимися вне личности, например, факторами среды (система стимулирования сотрудников, уровень организации профессиональной деятельности, стиль управления коллективом и т. п.) [8]. Стимул - внешний побудитель к деятельности; побуждает (актуализирует) или усиливает те или иные потребности и мотивы деятельности [5].

Что касается внутренней мотивации, стоит отметить, что она тесным образом связана с самой личностью и ее деятельностной направленностью, реализует познавательную потребность человека, играет важную роль в его профессиональном становлении, саморазвитии и самореализации [8].

Особое значение мотивация имеет для педагогов. Педагог это не только профессия, но и стиль жизни. К тому же, статус педагога накладывает на себя роль наставника, авторитета, лидера.

В бюджетной организации, какими являются большинство школ страны, тема мотивации стоит остро. Ведь именно мотивация является ключевым компонентом в улучшении качества профессиональной деятельности и образовательной организации в целом. Администрация школы, в основном, пользуется материальными методами поощрения, но не всегда удается выплачивать материальное вознаграждение по заслугам учителей, ведь бюджет школы весьма ограничен.

В то же время, с каждым годом растут требования к учителям и материальные стимулирования уже не кажутся такими эффективными. Другое дело, если педагоги по собственному желанию улучшают свою профессиональную деятельность, руководствуясь своими внутренними побуждениями. Поэтому формирование системы нематериального стимулирования может играть важную роль в процессе мотивирования сотрудников к трудовой деятельности и повышения уровня их профессиональной мотивации.

Опираясь на исследования А.Е. Митрофановой [4], Ю.Т. Тулиной [7], С.С. Битюковой [2], Л.А. Третьяковой [6] и др., под системой нематериального стимулирования можно понимать комплекс поощрительных мер, не относящихся к денежным выплатам или вознаграждениям, ориентированные на повышение внутренней мотивации сотрудников к эффективной профессиональной деятельности посредством демонстрации человеку его социального и профессионального признания в организации. При этом нематериальными являются все формы и виды вознаграждения, которые работник не соизмеряет с материальным (денежным) аналогом поощрения [1].

Нематериальные стимулы поощрения могут быть достаточно простыми, поэтому их необходимо применять на практике. Для успешного развития мотивации администрация школы, совместно с педагогом-психологом, могут разрабатывать собственные программы нематериального поощрения педагогов, опираясь на личности педагогических кадров своей организации. Для разработки программы, можно использовать следующие общие рекомендации:

- Оказание методической помощи.

Если методисты, либо завуч-методист возьмут на себя нагрузку с проведением тематического классного часа или конкурса, то педагоги могут немного разгрузить свое расписание.

- Оказание содействия в прохождении аттестации, получения гранта, печати монографии, авторской программы и т.п.

Данное содействие со стороны администрации школы поможет педагогам профессионально расти и поднимет их уровень профессиональной мотивации.

- Дать возможность выбрать график работы.

«Жаворонки» и «Совы» есть и среди педагогов, а также различные жизненные обстоятельства могут сложится таким образом, что кому-то удобно работать в первую смену, а кому-то во вторую.

- Дать возможность выбрать нагрузку и классы.

Если есть возможность, то дать педагогом самостоятельно выбирать нагрузку, ведь кто-то заинтересован в количестве проведенных часов, а кого-то может посвящать много времени научной деятельности.

- Собственный кабинет.

Если грамотно составить расписание, то можно избежать частых перемещений педагогов по классам, что в свою очередь сэкономит время педагогов на адаптацию нового кабинета.

- Выбрать время отпуска; дополнительные отпускные дни.

У учителей есть возможность отдохнуть только летом. Летний период отпуска является, несомненно, положительным фактором, но он также имеет и свои недостатки. Например, загруженность людей на курортах, высокая стоимость путевок, да и некоторые красивые моменты природы можно застать только в определенный сезон. Здорово было бы, если бы у учителей была возможность взять отпуск во время каникул и посмотреть на расцветающую Сакуру в Японии, замёрзшее озеро Байкал, снежные горы, осенний Будапешт и Калининград. Так же стоит отметить, что отпуск в «несезонное» время значительно дешевле, что позволит педагогу с невысокой заработной платой путешествовать чаще.

- Объявление благодарности, занесение на доску почета; публичная похвала учителя и/или его учеников на мероприятиях.

Благодарность можно объявить как устно, так и письменно. Можно организовать доску почета и вывешивать на ней фотографии отличившихся учителей. Не только коллективу, но и ученикам, и родителям будет приятно увидеть «своего» учителя на доске почета.

- Рассказать об отличившихся учителях в школьной газете или на школьном сайте. Или публиковать статьи в региональных газетах.

Это повысит значимость своих достижений у педагогов, что позволит с дальнейшим энтузиазмом профессионально развиваться.

- Организовать занятия в спортзале.

Физическая активность нужна каждому человеку, а у педагогов из-за загруженности не всегда удается уделить время физическим нагрузкам. От этого они начинают чаще болеть, начинаются проблемы со здоровьем. Физические нагрузки являются не только профилактикой здорового тела, но помогают в борьбе со стрессом.

 Вот такими не сложными нематериальными стимулами можно воздействовать на мотивацию педагогов. Более эффективно будет применение нематериальных стимулов комплексно, ориентированные на личные потребности педагогов.

Таким образом, если применять систему нематериального стимулирования педагогов в школе можно заметно улучшить профессиональные показатели. Каждая школа должна разработать индивидуальную систему, которая будет воздействовать на те стимулы, которые в большей степени важны педагогам данного образовательного учреждения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Афанасенкова Елена Леонидовна, Морозова Юлия Алексеевна, Казаева Евгения Анатольевна, Абрамовских Наталья Викторовна Система нематериального стимулирования как средство повышения уровня профессиональной самореализации педагогов дошкольной образовательной организации // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. №7 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-nematerialnogo-stimulirovaniya-kak-sredstvo-povysheniya-urovnya-professionalnoy-samorealizatsii-pedagogov-doshkolnoy (дата обращения: 16.04.2023).
  2. Битюкова С.С. Мотивация и стимулирование персонала образовательных учреждений // Молодой ученый. 2019. № З2 (270). С. 20—2.).
  3. Волкова Е. Л. Современные подходы к мотивации персонала / Е. Л. Волкова // Ученые записки санкт-петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2007. — № 2 (Т.8). — С. 29–33.].
  4. Mитрофанова А. Современные системы нематериального стимулирования персонала организации // Вестник Университета. 2016. № 11. С. 20—212.).
  5. Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
  6. Третьякова Л.А. Особенности нематериального стимулирование труда персонала в образовательных организациях // Россия: тенденции и перспективы развития. M., 2021. С. 893—895.).
  7. Тулина Ю.Т. Нематериальное стимулирование педагогических работников как инструмент управления в условиях бюджетных ограничений // Актуальные вопросы современной науки: в 2-х частях. Томск, 201. Ч. 2. С. 17З—182.).
  8. Jung C.G. Collected Works. Vol. 8: The Structure and Dynamics of the Psyche. Princeton, 2014. 608 р. Maslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature. Harmondsworth, 1971
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Сидаш М.Д. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ // Вестник науки №4 (61) том 4. С. 158 - 163. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7855 (дата обращения: 30.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7855



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.