'
Соколова А.С.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНЕРОВ-БАКАЛАВРОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *
Аннотация:
в статье рассмотрены понятия проектирования и проектной культуры, значимость проектирования в дизайн-образовании. Изучен вопрос проектирования как способа формирования культуры дизайнеров-бакалавров в проектной деятельности
Ключевые слова:
дизайн, образование, проект, проектная культура, проектирование, проектная деятельность, исследовательская деятельность
УДК 37
Соколова А.С.
студент
ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения»
(г. Мытищи, Россия)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНЕРОВ-БАКАЛАВРОВ
В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в статье рассмотрены понятия проектирования и проектной культуры, значимость проектирования в дизайн-образовании. Изучен вопрос проектирования как способа формирования культуры дизайнеров-бакалавров в проектной деятельности.
Ключевые слова: дизайн, образование, проект, проектная культура, проектирование, проектная деятельность, исследовательская деятельность.
Одной из важных отличительных черт общества являются постоянные перемены, происходящие в нем. Эти перемены касаются и сферы образования, как в целом, так и дизайн-образования в частности, воздействуя на содержание и целевые установки. Установки, существующие на сегодняшний день, предписывают следующее: люди, проходящие обучение по направлению «Дизайн», обязаны получить знания по теории и практике, с помощью которых смогут самостоятельно совершенствоваться, развиваться в профессиональном, а также личностном планах. Главная цель дизайн-образования – предоставление возможности приобрести знания, профессиональную компетентность, усовершенствовать профессионализм в течение своей дизайнерской работы.
ИКСИД в своем «Справочнике дизайнерских учебных заведений» и «Проекте базы знаний о дизайне» особый интерес проявляет к учебным программам по дизайн-образованию. Курсы дизайна ведутся в университетах, художественных колледжах, политехнических и специальных учебных заведениях - как государственных, так и частных [5, c. 115]. Программы, направленные на обучения дизайну, ограничены сроком в пределах 2-6 лет. Продолжительность обучения определяется выбранной классификацией, а также учебным заведением. Наиболее часто используемой программой считается та, которая длится 4 года. По ее окончанию дается степень бакалавра. Утверждение учебных программ основывается на особенностях страны и ее приоритетов. В одних странах программами занимается союз, состоящий из университетов и профессиональных организаций, в других – этот вопрос рассматривают правительственные организации.
Проектная деятельность характеризуется постоянными переменами. В ней все время идет процесс смещения акцентов, переориентировки целей. Исходя из этого, основной задачей становится обучение дизайнера, который может быстро реагировать на эти перемены, соответствовать им.
Если рассматривать дизайн-образование на мировом уровне, то можно отметить, что оно довольно противоречиво:
Одним из наиболее важных изменений в дизайн-образовании является переоценка приоритетов в содержании, связанная с общественными запросами: предпочтение более широкой специализации и отход от узкой. Исходя из этого, основной задачей в учебных заведениях становится обучение специалиста широкого профиля. К второстепенным задачам можно отнести следующее:
- привитие широкого мировоззрения в области дизайна;
- развитие творческого начала посредством вовлечения в проектирование;
- развитие образного мышления посредством проектирования;
- развитие умений в сфере логического синтеза посредством вовлечения обучающихся в проектирование;
- изучение профессиональных методов, которые нацелены на исследование (как предпроектное, так и проектное);
- изучение способов организации формы объектов в функционально-техническом и эстетическом планах.
Основываясь на всех перечисленных задачах, можно заключить, что для высокоэффективной подготовки специалистов в области дизайна, приоритет в учебном процессе необходимо отдавать проектированию, которое участвует в формировании культуры и развивает способности применять теоретические знания на практике. Проектная культура со своей стороны воздействует на успех проекта. Если говорить иначе, культура в проектной деятельности и проектирование воздействуют друг на друга, что дает возможность получить наилучший результат.
Рассмотрим более внимательно такие понятия как «проектная культура», «проект», «проектирование».
Проект в более широком понимании рассматривается как совершенный вариант будущего, к которому нужно стремиться для достижения намеченных целей. Создание чего-то нового является его отличительной чертой. Данная черта также присуща творческой деятельности. Но, не смотря на это: проектная деятельность во всех ее проявлениях является творческой деятельностью, но творческая деятельность не во всех случаях является проектной. Важно отметить, что существуют разные варианты понимания проектной деятельности в целом и ее творческой составляющей в частности.
Проектирование можно охарактеризовать как вид деятельности, ставящий перед собою цель проработать и осознать то, что необходимо получить в итоге с опорой на заданные цели.
И.А. Колесникова видит проектирование как:
При рассмотрении проектной деятельности в сравнении с исследовательской, выявляются определенные положения:
- главная черта исследовательской деятельности - «свободная любознательность»;
- в отличие от проектной деятельности исследовательская не нацелена на разрешение определенной проблемы;
- исследовательская – обязательная часть проектной деятельности.
Проектная культура (или культура в проектной деятельности) — надуровень проектного процесса, как инфраструктура — подуровень его [1]. Иными словами, проектная культура – самый высокий уровень в сфере дизайна, образующийся над проектной деятельностью.
Исследованием понятия «проектная культура» занимался Королевский колледж искусств и в 1980-ых вывел его новое значение, а именно: проектная культура – комплексный фактор, элементами которого являются знания, опыт, навыки, появившиеся в ходе преобразовательной, исполнительной, изобретательской деятельности. Проектная культура – умение решать проблемы в условиях, при которых поставленные задачи отличаются неопределенностью, а результаты имеют большое количество вариантов.
О.И. Генисаретский характеризовал проектную культуру как возможность воплощать в жизнь проектное воображение с помощью творчества.
Проектная культура формируется в следующих направлениях:
Учитывая все сказанное выше, можно сделать следующий вывод: проектирование является важной частью деятельности дизайнера, оно нацелено на создание проектов, во время реализации которых помогает развитию и формированию проектной культуры. Иными словами, проектирование – фундамент, главная часть проектной культуры. Сама проектная культура – это умение воспринимать и давать оценку процессу проектирования, а также его итогам с точки зрения его значимости для общества, и способность осуществлять полный цикл проектирования от начала и до конца.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 4
Ссылка для цитирования:
Соколова А.С. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНЕРОВ-БАКАЛАВРОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №4 (61) том 4. С. 164 - 168. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7856 (дата обращения: 30.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*