'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 4
  4. Научная статья № 38

Просмотры  85 просмотров

Соколова А.С.

  


ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНЕРОВ-БАКАЛАВРОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены понятия проектирования и проектной культуры, значимость проектирования в дизайн-образовании. Изучен вопрос проектирования как способа формирования культуры дизайнеров-бакалавров в проектной деятельности   

Ключевые слова:
дизайн, образование, проект, проектная культура, проектирование, проектная деятельность, исследовательская деятельность   


УДК 37

Соколова А.С.
студент
ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения»
(г. Мытищи, Россия)

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ

КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНЕРОВ-БАКАЛАВРОВ

В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: в статье рассмотрены понятия проектирования и проектной культуры, значимость проектирования в дизайн-образовании. Изучен вопрос проектирования как способа формирования культуры дизайнеров-бакалавров в проектной деятельности.

 

Ключевые слова: дизайн, образование, проект, проектная культура, проектирование, проектная деятельность, исследовательская деятельность.

 

Одной из важных отличительных черт общества являются постоянные перемены, происходящие в нем. Эти перемены касаются и сферы образования, как в целом, так и дизайн-образования в частности, воздействуя на содержание и целевые установки. Установки, существующие на сегодняшний день, предписывают следующее: люди, проходящие обучение по направлению «Дизайн», обязаны получить знания по теории и практике, с помощью которых смогут самостоятельно совершенствоваться, развиваться в профессиональном, а также личностном планах. Главная цель дизайн-образования – предоставление возможности приобрести знания, профессиональную компетентность, усовершенствовать профессионализм в течение своей дизайнерской работы.  

ИКСИД в своем «Справочнике дизайнерских учебных заведений» и «Проекте базы знаний о дизайне» особый интерес проявляет к учебным программам по дизайн-образованию. Курсы дизайна ведутся в университетах, художественных колледжах, политехнических и специальных учебных заведениях - как государственных, так и частных [5, c. 115]. Программы, направленные на обучения дизайну, ограничены сроком в пределах 2-6 лет. Продолжительность обучения определяется выбранной классификацией, а также учебным заведением. Наиболее часто используемой программой считается та, которая длится 4 года. По ее окончанию дается степень бакалавра. Утверждение учебных программ основывается на особенностях страны и ее приоритетов. В одних странах программами занимается союз, состоящий из университетов и профессиональных организаций,  в других – этот вопрос рассматривают правительственные организации.

Проектная деятельность характеризуется постоянными переменами. В ней все время идет процесс смещения акцентов, переориентировки целей. Исходя из этого, основной задачей становится обучение дизайнера, который может быстро реагировать на эти перемены, соответствовать им.

Если рассматривать дизайн-образование на мировом уровне, то можно отметить, что оно довольно противоречиво:

  1. оно отдает должное традиционным методам обучения;
  2. и в тоже время занимается поиском совершенно новых методов.

Одним из наиболее важных изменений в дизайн-образовании является переоценка приоритетов в содержании, связанная с общественными запросами: предпочтение более широкой специализации и отход от узкой. Исходя из этого, основной задачей в учебных заведениях становится обучение специалиста широкого профиля. К второстепенным задачам можно отнести следующее:

- привитие широкого мировоззрения в области дизайна;

- развитие творческого начала посредством вовлечения в проектирование;

- развитие образного мышления посредством проектирования;

- развитие умений в сфере логического синтеза посредством вовлечения обучающихся в проектирование;

- изучение профессиональных методов, которые нацелены на исследование (как предпроектное, так и проектное);

- изучение способов организации формы объектов в функционально-техническом и эстетическом планах.

Основываясь на всех перечисленных задачах, можно заключить, что для высокоэффективной подготовки специалистов в области дизайна, приоритет в учебном процессе необходимо отдавать проектированию, которое участвует в формировании культуры и развивает способности применять теоретические знания на практике. Проектная культура со своей стороны воздействует на успех проекта. Если говорить иначе, культура в проектной деятельности и проектирование воздействуют друг на друга, что дает возможность получить наилучший результат.

Рассмотрим более внимательно такие понятия как «проектная культура», «проект», «проектирование».

Проект в более широком понимании рассматривается как совершенный вариант будущего, к которому нужно стремиться для достижения намеченных целей. Создание чего-то нового является его отличительной чертой. Данная черта также присуща творческой деятельности. Но, не смотря на это: проектная деятельность во всех ее проявлениях является творческой деятельностью, но творческая деятельность не во всех случаях является проектной. Важно отметить, что существуют разные варианты понимания проектной деятельности в целом и ее творческой составляющей в частности.

Проектирование можно охарактеризовать как вид деятельности, ставящий перед собою цель проработать и осознать то, что необходимо получить в итоге с опорой на заданные цели.

И.А. Колесникова видит проектирование как:

  1. Деятельность, нацеленная на создание проекта как особого продукта;
  2. Метод, связанный с практико-ориентированной наукой;
  3. Форма инновационной деятельности;
  4. Управленческая процедура [3, с. 144–145].

При рассмотрении проектной деятельности в сравнении с исследовательской, выявляются определенные положения:

- главная черта исследовательской деятельности - «свободная любознательность»;

- в отличие от проектной деятельности исследовательская не нацелена на разрешение определенной проблемы;

- исследовательская – обязательная часть проектной деятельности.

Проектная культура (или культура в проектной деятельности) — надуровень проектного процесса, как инфраструктура — подуровень его [1]. Иными словами, проектная культура – самый высокий уровень в сфере дизайна, образующийся над проектной деятельностью.

Исследованием понятия «проектная культура» занимался Королевский колледж искусств и в 1980-ых вывел его новое значение, а именно: проектная культура – комплексный фактор, элементами которого являются знания, опыт, навыки, появившиеся в ходе преобразовательной, исполнительной, изобретательской деятельности. Проектная культура – умение решать проблемы в условиях, при которых поставленные задачи отличаются неопределенностью, а результаты имеют большое количество вариантов.

О.И. Генисаретский характеризовал проектную культуру как возможность воплощать в жизнь проектное воображение с помощью творчества.

Проектная культура формируется в следующих направлениях:

  1. Ситуационное, использующее для развития проектной культуры проектные ситуации, возникающие в процессе учебной деятельности.
  2. Дисциплинарное, использующее для развития проектной культуры науки, являющиеся основой знаний, умений в проектировании.
  3. Метадисциплинарное, использующее обобщение и анализ вариантов понимания проектирования разными учебными дисциплинами.

Учитывая все сказанное выше, можно сделать следующий вывод: проектирование является важной частью деятельности дизайнера, оно нацелено на создание проектов, во время реализации которых помогает развитию и формированию проектной культуры. Иными словами, проектирование – фундамент, главная часть проектной культуры. Сама проектная культура – это умение воспринимать и давать оценку  процессу проектирования, а также его итогам с точки зрения его значимости для общества, и способность осуществлять полный цикл проектирования от начала и до конца.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Генисаретский, О.И. Проектная культура и концептуализм - URL: https://gtmarket.ru/ (Дата обращения 05.02.2023). - Текст : электронный.
  2. Ившин, К.С., Володских, С.А. Формирование дизайн-проектирования //Искусство и дизайн. - 2006. - №12. – С. 15 – 24.
  3. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. — М.: Академия, 2005. — 288 с.
  4. Савенков, А. И. Педагогика. Исследовательский подход. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 217 с.
  5. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование: основы теории / В.Т. Шимко. - М.: «Архитектура-С», 2006
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Соколова А.С. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНЕРОВ-БАКАЛАВРОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №4 (61) том 4. С. 164 - 168. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7856 (дата обращения: 30.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7856



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.