'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 4
  4. Научная статья № 39

Просмотры  261 просмотров

Тихонов Е.В.

  


ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается анализ текущих проблем в сфере дополнительного образования, недостатки существующих подходов и программ, преимущества и перспективы инновационных методов и технологий, роль государства и бизнеса в развитии дополнительного образования, пути совершенствования системы дополнительного образования рекомендательного и практического характера   

Ключевые слова:
дополнительное образование, проблемы, программы, контроль качества, доступность образования   


УДК 371.84

Тихонов Е.В.

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры дополнительного образования и сопровождения детства,

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Академия социального управления»

(г. Москва, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается анализ текущих проблем в сфере дополнительного образования, недостатки существующих подходов и программ, преимущества и перспективы инновационных методов и технологий, роль государства и бизнеса в развитии дополнительного образования, пути совершенствования системы дополнительного образования рекомендательного и практического характера.

 

Ключевые слова: дополнительное образование, проблемы, программы, контроль качества, доступность образования.

 

Дополнительное образование в нашей стране имеет большое значение для личностного развития и повышения квалификации. Однако, как и в любой сфере, здесь есть свои проблемы, которые могут затруднять доступ к обучению и ограничивать успехи обучающихся. В данной статье мы рассмотрим основные проблемы дополнительного образования и способы их решения.

Одной из главных проблем является недостаточная доступность дополнительного образования для всех слоев населения [1]. Часто такие программы являются платными, и не все родители могут позволить себе ежемесячные расходы на обучение. Кроме того, не всегда можно найти подходящую программу в своем регионе для детей до пяти лет [2]. Возникает также проблема отсутствия профессиональных педагогов, которые были бы готовы работать в дополнительном образовании по соответствующему стандарту.

Проведем анализ текущих проблем в сфере дополнительного образования.

Сфера дополнительного образования в России страдает от ряда проблем, которые мешают ее развитию и эффективности. Во-первых, это недостаточная финансовая поддержка со стороны государства, что приводит к ограниченному доступу к обучению для многих групп населения. Во-вторых, сложно с точки зрения организационной работы: не всегда есть достаточное количество квалифицированных педагогов и учебных материалов. Также есть проблемы с контролем качества образовательных услуг.

При ближайшем рассмотрении первой проблемы можно отметить, что обеспечение персонифицированного финансирования распространяется не на все направленности дополнительного образования. В лучшем случае родители детей в возрасте от пяти до восемнадцати лет могут рассчитывать, что индивидуальные потребности их детей в дополнительном образовании, будут удовлетворены в объёме 72-х часов в год за счёт средств государственного сертификата. С другой стороны, наиболее активный и креативный возраст до пяти лет остаётся необеспеченным со стороны государства важным для развития детей, дополнительным образованием.

По второй проблеме, в частности, в Московской области уже с 2021 года и по настоящий момент 2023 года перестал проводиться конкурс на лучшую дополнительную общеразвивающую программу для детей среди педагогов дополнительного образования. Данный механизм являлся как стимулом, так и примером для педагогов по подготовке качественных программ, совершенствования текущих, образцом к которому должен стремиться уважающий себя и окружающих его детей, педагог. В то же время другие регионы не оставили такую практику, а даже расширили тематический набор для конкурса программ дополнительного образования в сетевой форме реализации, по использованию дистанционных и электронных форм обучения, адаптированных и специальных программ для детей с ОВЗ и талантливых ребят по всем направленностям [4].

Отсутствие надлежащего контроля качества реализуемых программ явно не на пользу системе дополнительного образования детей Московской области. В рамках персонифицированного финансирования проходит экспертиза программ, но качество и результаты экспертизы сильно отходят от рекомендуемых методических рекомендаций как федерального, так и регионального значения. Основные нарушения при составлении программ в муниципальных образованиях Московской области затрагивают требования методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ.

Для того чтобы решить эти проблемы, необходимо провести серьезные изменения в системе дополнительного образования. В первую очередь нужно повышать финансирование государством этой сферы и создавать программы поддержки для малоимущих групп населения. Обратить внимание на категорию детей до пяти лет, не охваченных вниманием государства. Также нужно разработать более эффективную систему контроля за качеством образовательных услуг [3].

Важно также проводить профессиональную переподготовку педагогических кадров и повышение уровня их компетенции. Нужно активно использовать современные технологии для обучения и создавать новые учебные материалы, чтобы привлечь больше учащихся и повысить качество образования.

Необходимо выделить недостатки существующих подходов и программ в дополнительном образовании.

Несмотря на широкое распространение дополнительного образования, многие его программы и подходы имеют ряд недостатков. Одной из главных проблем является низкая эффективность обучения. Многие учебные программы не учитывают индивидуальные потребности и интересы учеников, что может привести к отсутствию мотивации для изучения новых знаний.

Еще одной проблемой является высокая стоимость образования в данной сфере для детей до пяти лет. Некоторые программы могут быть доступны только для более состоятельных слоев населения, что создает неравенство в возможностях получения дополнительного образования. Можно отметить, что в ряде восточных стран, таких как Китай и Япония, дополнительное образование детей является основным и приоритетным, чтобы дети смогли раскрыть свою индивидуальность, попробовать свои силы и способности, раскрыть таланты. В этих странах оно с малых лет поддерживается государством.

Также часто встречаются случаи использования устаревших методик и технологий в обучении, что не позволяет достичь высоких результатов. Важно также отметить отсутствие контроля качества предлагаемых программ и сертификации педагогических кадров.

Для решения данных проблем необходимо пересмотреть существующие подходы и разработать новые методики, основанные на современных технологиях и индивидуальном подходе к каждому ребенку. Важно также повышать доступность образования для всех слоев населения и контролировать качество предлагаемых программ через сертификацию педагогических кадров и оценку результатов обучения.

Инновационные методы и технологии в дополнительном образовании: преимущества и перспективы

Современное общество требует от людей не только базовых знаний, но и умения быстро адаптироваться к новым технологиям, профессиям и вызовам. Дополнительное образование становится все более важным инструментом для подготовки детей к выбору профессии, а в последующем и повышению квалификации или освоению новых навыков.

Однако, существуют определенные проблемы в этой сфере, такие как высокая стоимость курсов предпрофессиональной подготовки, неэффективные методы обучения и недостаточно широкие связи организаций дополнительного образования с предпрофессиональными или профессиональными организациями. Для решения этих проблем можно использовать инновационные методы и технологии.

Одним из примеров является онлайн-образование. С помощью цифровых платформ можно получить доступ к большому количеству курсов по различным темам по всему миру. Это дает возможность выбрать наиболее подходящий курс или программу обучения без ограничений географического местоположения. При этом существует возрастное ограничение на использования данной формы обучения у детей до тринадцати лет.

Другой инновационный метод – это использование игровых технологий в обучении. Благодаря интерактивности игр можно привлечь внимание обучающихся, а также развить их креативное мышление и коммуникативные навыки.

Также можно использовать метод проектного обучения, где обучающиеся работают в команде над решением реальных задач.

Роль государства и бизнеса в развитии дополнительного образования.

Развитие системы дополнительного образования является одним из приоритетных направлений развития образовательной сферы в России. Однако, на пути к достижению этих целей стоят немалые проблемы.

Одной из проблем является недостаточное финансирование дополнительного образования со стороны государства. Несмотря на то, что правительство выделяет определенные средства на развитие этой сферы, это не всегда достаточно для полноценного функционирования и развития всех программ и проектов.

Другая проблема – это недостаток качественных программ и кадров в сфере дополнительного образования. Часто учебные заведения не могут предложить адекватный уровень знаний и оказать помощь в выборе профессиональной траектории.

Решение этих проблем возможно благодаря активной роли бизнес-сектора и государства. Государство может повышать финансирование программ дополнительного образования, создавать более комфортные условия для проведения занятий, а также поддерживать кадровые резервы в сфере дополнительного образования

Пути совершенствования системы дополнительного образования: рекомендации и практические решения.

Система дополнительного образования является неотъемлемой частью общего образовательного процесса и имеет большое значение для развития личности. Однако, существуют определенные проблемы в этой сфере:

  1. Недостаточная доступность дополнительного образования для всех слоев населения.
  2. Низкое качество предоставляемых услуг.
  3. Ограниченный выбор программ и направлений с сетевой реализацией.
  4. Недостаточное финансирование системы дополнительного образования.

Для решения данных проблем можно использовать следующие пути:

  1. Развитие механизмов государственной поддержки, направленных на расширение доступности и повышение качества услуг в системе дополнительного образования.
  2. Создание инновационных школ и центров, способствующих повышению уровня профессиональной компетентности как педагогических работников, так и обучающихся.
  3. Расширение выбора программ и направлений, которые будут соответствовать различным интересам и потребностям участников.
  4. Привлечение инвестиций из бизнес-сектора для финансирования дополнительного образования.

В целом, решение проблем в сфере дополнительного образования требует комплексного подхода и участия всех заинтересованных сторон.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Распоряжение Правительства РФ от 31.04.2022 г. N 678-р об утверждении «Концепции развития дополнительного образование детей до 2030 года»
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2014 г. N 2125-р (ред. от 13.10.2017) об утверждении «Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам»
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 (ред. от 30.09.2020) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Тихонов Е.В. ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ // Вестник науки №4 (61) том 4. С. 169 - 175. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7857 (дата обращения: 30.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7857



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.