'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 4
  4. Научная статья № 45

Просмотры  1123 просмотров

Лукьянова И.В.

  


РУССКИЙ ЯЗЫК В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ *

  


Аннотация:
в данной статье основное внимание уделяется вопросам адаптации русского языка к современным технологическим требованиям, проблемам и перспективам его сохранения и развития в электронной среде. В работе анализируются данные как отечественных, так и зарубежных исследований. Основная цель статьи состоит в систематизации знаний о роли русского языка в цифровой среде и определении основных проблем и перспектив его развития в условиях цифровой трансформации   

Ключевые слова:
русский язык, цифровая трансформация, электронная среда, адаптация, сохранение, развитие, грамотность, орфографические ошибки, грамматические ошибки, навыки письма и чтения на русском языке   


УДК 81

Лукьянова И.В.

педагог дополнительного образования

Институт русского языка, кафедра русского языка №3

Российский университет дружбы народов

(г. Москва, Россия)

 

РУССКИЙ ЯЗЫК В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Аннотация: в данной статье основное внимание уделяется вопросам адаптации русского языка к современным технологическим требованиям, проблемам и перспективам его сохранения и развития в электронной среде. В работе анализируются данные как отечественных, так и зарубежных исследований. Основная цель статьи состоит в систематизации знаний о роли русского языка в цифровой среде и определении основных проблем и перспектив его развития в условиях цифровой трансформации.

 

Ключевые слова: русский язык, цифровая трансформация, электронная среда, адаптация, сохранение, развитие, грамотность, орфографические ошибки, грамматические ошибки, навыки письма и чтения на русском языке.

 

Введение

В современном мире цифровые технологии играют важную роль в жизни человека и все больше внедряются в различные сферы общества, в том числе и в языковую. С развитием интернет-технологий, мобильных устройств и социальных сетей происходит активное проникновение цифровых инструментов в область языка и коммуникации. В связи с этим, изучение русского языка в контексте цифровой трансформации становится особенно актуальным и важным для понимания процессов, происходящих с языком в современных условиях.

Цифровая трансформация оказывает заметное влияние на преподавание и изучение русского языка, на его использование в интернет-среде и на общую языковую культуру. Поэтому важно исследовать этот процесс, чтобы выявить возможные проблемы и определить перспективы развития русского языка в эпоху цифровизации.

В рамках данной статьи будут рассмотрены следующие аспекты: адаптация русского языка к современным цифровым технологиям, проблемы сохранения и развития русского языка в электронной среде, международная практика и статистика в области развития языков в контексте цифровой трансформации. Основная цель статьи состоит в систематизации знаний о роли русского языка в цифровой среде и определении основных проблем и перспектив его развития в условиях цифровой трансформации.

Русский язык и цифровые технологии

1.1 Активное использование русского языка в интернете и социальных сетях

В последние десятилетия интернет стал неотъемлемой частью жизни людей по всему миру, и русскоязычное пространство не является исключением. Исследования, проведенные Петровой и Васильевой [Петрова, Васильева, 2019], показывают, что русский язык занимает одно из ведущих мест по числу пользователей интернета и активности в социальных сетях. Среди основных платформ, на которых активно используется русский язык, можно выделить ВКонтакте, Одноклассники (или ранее Facebook, Instagram, Twitter* запрещены в РФ) и другие. Пользователи используют русский язык для общения, обмена информацией, создания и распространения контента, что способствует сохранению и развитию языка в электронной среде.

1.2 Тенденции развития русского языка в контексте глобализации и взаимодействия с другими языками

Согласно работе Кресса [Kress, 2003], глобализация и взаимодействие языков приводят к возникновению новых языковых форм и структур, которые находят свое отражение в русском языке. В особенности это касается заимствования слов и выражений из других языков, в первую очередь английского. Наиболее часто такие заимствования происходят в сферах науки, технологий, бизнеса и культуры.

Также русский язык активно адаптируется к специфике интернет-коммуникации: возникают сокращения, акронимы, эмотиконы и мемы. Эти новые формы обогащают язык, однако могут вызывать сложности в понимании для тех, кто не знаком с контекстом их использования.

Развитие цифровых технологий оказывает существенное влияние на образовательную среду, включая процесс изучения языков, таких как русский. В этом контексте электронные учебники, онлайн-курсы, мобильные приложения и другие цифровые инструменты становятся все более популярными среди преподавателей и студентов [Сидорова, Михайлова, 2018].

1.3 Русский язык и цифровые образовательные технологии

Развитие цифровых технологий оказывает существенное влияние на образовательную среду, включая процесс изучения языков, таких как русский. В этом контексте электронные учебники, онлайн-курсы, мобильные приложения и другие цифровые инструменты становятся все более популярными среди преподавателей и студентов [Сидорова, Михайлова, 2018].

Электронные учебники: Электронные учебники облегчают доступ к материалам для изучения русского языка, позволяя студентам и преподавателям получать информацию из разных источников. Они также могут содержать мультимедийные элементы, такие как аудио, видео и интерактивные упражнения, что делает обучение более интересным и эффективным.

Онлайн-курсы: Онлайн-курсы по русскому языку дают возможность обучаться в удобное для студента время, преодолевая географические и временные ограничения. Курсы могут включать видеолекции, онлайн-тесты, форумы для общения и совместной работы студентов. Такой формат обучения позволяет использовать индивидуальный подход к каждому студенту и учитывать его уровень знаний и скорость обучения.

Мобильные приложения: Мобильные приложения для изучения русского языка доступны на разных платформах и предоставляют широкий спектр функций, таких как словари, разговорники, аудио- и видео-материалы, а также интерактивные упражнения. Эти приложения позволяют студентам обучаться в любое время и в любом месте, что увеличивает их мотивацию и ускоряет процесс обучения.

Интеграция русского языка в цифровые образовательные платформы: Русский язык активно интегрируется в различные цифровые образовательные платформы, что дает возможность его изучения для иностранных студентов и способствует межкультурному обмену. Интеграция русского языка в международные образовательные платформы также способствует продвижению русской культуры и истории на мировом уровне, что повышает интерес к изучению этого языка.

Виртуальные языковые лаборатории и образовательные игры: Виртуальные языковые лаборатории и образовательные игры на русском языке помогают студентам развивать навыки говорения, письма, чтения и аудирования в интерактивной и занимательной среде. Такие инструменты могут использоваться как самостоятельно, так и в качестве дополнения к классическому обучению.

Социальные сети и образовательные сообщества: Социальные сети и образовательные сообщества, связанные с изучением русского языка, предоставляют возможность студентам и преподавателям обмениваться опытом, задавать вопросы, делиться материалами и проводить совместные проекты. Это способствует созданию сетевых связей между студентами и преподавателями, что усиливает мотивацию к обучению и обеспечивает доступ к дополнительным ресурсам.

Проблемы сохранения и развития русского языка в электронной среде

2.1 Орфографические и грамматические проблемы

2.1.1 Причины орфографических и грамматических ошибок

Орфографические и грамматические ошибки в электронной среде возникают по разным причинам. Одной из них является нехватка времени на создание качественного текста [Сидорова, Михайлова, 2018]. В условиях быстрого темпа жизни и постоянного потока информации, пользователи стремятся оперативно реагировать на события и передавать информацию, что может приводить к упрощению и искажению языковых структур.

Кроме того, среди причин орфографических и грамматических ошибок стоит отметить недостаточное знание правил русского языка, а также использование разговорных форм и сленга в текстах [Сидорова, Михайлова, 2018]. Такой подход к написанию текстов может вызывать проблемы для тех, кто сталкивается с таким языком впервые или для иностранных пользователей.

2.1.2 Последствия орфографических и грамматических ошибок

Орфографические и грамматические ошибки могут иметь негативное влияние на общение в интернете и на языковую культуру в целом [Сидорова, Михайлова, 2018]. Во-первых, ошибки могут приводить к непониманию и затруднять взаимодействие между пользователями. Во-вторых, они способствуют снижению общего уровня языковой грамотности и могут стать причиной распространения стереотипов и негативных представлений о русском языке.

2.1.3 Решение проблемы орфографических и грамматических ошибок

Для решения проблемы орфографических и грамматических ошибок необходимо в первую очередь уделять внимание образованию и повышению уровня языковой грамотности [Сидорова, Михайлова, 2018]. Это включает обучение правилам русского языка, а также воспитание уважения к языку и культуре письменной речи. Разработка и внедрение образовательных программ и курсов, ориентированных на развитие навыков письменной речи, является одним из возможных путей решения данной проблемы.

Технологические решения также могут способствовать улучшению ситуации с орфографическими и грамматическими ошибками в электронной среде [Сидорова, Михайлова, 2018]. Использование автоматических проверок орфографии и грамматики, встроенных в текстовые редакторы и сервисы обмена сообщениями, может помочь пользователям обнаруживать и исправлять ошибки, прежде чем текст будет отправлен или опубликован.

Кроме того, повышение осведомленности о проблеме орфографических и грамматических ошибок и активное обсуждение этой темы в обществе может привести к формированию более ответственного отношения к языку и его использованию в интернете. Различные кампании, направленные на продвижение грамотности и внимание к правилам русского языка, также могут быть эффективным инструментом в борьбе с орфографическими и грамматическими ошибками [Сидорова, Михайлова, 2018].

2.2 Стилистические проблемы в электронной среде

В электронной среде возникают и стилистические проблемы, связанные с употреблением неформальных, жаргонных и разговорных форм выражений [Сидорова, Михайлова, 2018]. Хотя такие формы облегчают общение и делают его более непринужденным, они могут привести к снижению уровня литературного языка и затруднить общение между разными группами пользователей.

В электронной среде действительно возникают стилистические проблемы из-за использования неформальных, жаргонных и разговорных форм выражений. Это может облегчить общение и сделать его более непринужденным, но также имеет негативные последствия.

Снижение уровня литературного языка происходит, когда пользователи переносят такие формы общения в официальные и письменные контексты. Это может привести к смешению стилей и затруднить понимание.

Кроме того, использование жаргонных и разговорных форм выражений может затруднить общение между разными группами пользователей, так как они могут не знакомы с данными выражениями или их значениями. Это может создать барьеры в общении и привести к недопониманию.

2.3 Лексические проблемы в электронной среде

Лексические проблемы связаны с использованием иностранных слов и выражений, особенно английских [Crystal, 2006]. Это явление может привести к непониманию и затруднению в общении, особенно для тех, кто не владеет иностранным языком. Кроме того, чрезмерное использование иностранных слов может оказать негативное влияние на сохранение и развитие русской лексики.

Лексические проблемы возникают из-за использования иностранных слов и выражений, в особенности английских. Это явление может вызвать трудности в общении и непонимание, особенно для тех, кто не владеет иностранным языком.

Чрезмерное употребление иностранных слов может оказать негативное влияние на сохранение и развитие русской лексики. Это может привести к потере лексического богатства родного языка и снижению его вариативности.

Таким образом, лексические проблемы в электронной среде связаны с использованием иностранных слов и выражений, что может затруднить общение и негативно влиять на сохранение и развитие русской лексики.

2.4 Влияние глобализации и взаимодействие с англоязычной средой

Глобализация и взаимодействие с англоязычной средой оказывают существенное влияние на сохранение и развитие русского языка в электронной среде [Crystal, 2006]. Во-первых, английский язык часто выступает в качестве международного средства коммуникации, что может привести к ограничению использования русского языка. Во-вторых, английский язык оказывает влияние на структуру и лексику русского языка, что может привести к замещению русских слов англицизмами и кальками [Сидорова, Михайлова, 2018]. В-третьих, англоязычные технологии и сервисы могут доминировать в интернет-пространстве, что может создать препятствия для развития и продвижения русскоязычных ресурсов и технологий.

2.5 Решение проблем и стратегии развития русского языка в электронной среде

Для решения проблем, связанных с сохранением и развитием русского языка в электронной среде, необходимо применять комплекс мер и стратегий. Во-первых, необходимо продолжать развитие и внедрение русскоязычных технологий, позволяющих облегчить коммуникацию и обработку информации на русском языке [Козлов, Федоров, 2021]. Во-вторых, важно привлекать внимание к вопросам языковой культуры и грамотности, в том числе с помощью образовательных программ и медийных кампаний. В-третьих, стимулирование развития русскоязычного контента и поддержка русскоязычных авторов и разработчиков также могут способствовать сохранению и развитию русского языка в электронной среде.

  1. Перспективы развития русского языка в эпоху цифровой трансформации

3.1 Развитие языковых технологий и сервисов

В эпоху цифровой трансформации перспективы развития русского языка тесно связаны с развитием языковых технологий и сервисов, таких как машинный перевод, автоматическая обработка текста, голосовые ассистенты и т.д. [Козлов, Федоров, 2021]. Усовершенствование и внедрение этих технологий позволит пользователям более эффективно использовать русский язык в интернет-пространстве и облегчит межкультурное общение.

3.2 Поддержка и продвижение русскоязычного контента

Для сохранения и развития русского языка важно активно поддерживать и продвигать русскоязычный контент в интернете, включая образовательные ресурсы, научные публикации, литературу и другие виды культурного наследия [Thorne, 2008]. Это способствует укреплению положения русского языка в мировом информационном пространстве и его сохранению для будущих поколений.

3.3 Образование и языковая политика

В условиях цифровой трансформации необходимо актуализировать образовательные программы по изучению русского языка, включая обучение цифровой грамотности и языковым технологиям [Козлов, Федоров, 2021]. Кроме того, государственная языковая политика должна быть направлена на поддержку развития русского языка и его сохранение как важной составляющей культурного и научного наследия.

3.4 Межкультурное и межъязыковое взаимодействие

Цифровая трансформация создает условия для межкультурного и межъязыкового взаимодействия, что может стать дополнительным стимулом для развития русского языка [Thorne, 2008]. Участие в международных проектах, сотрудничество с иностранными языковыми сообществами и обмен опытом в области языковых технологий могут способствовать динамическому развитию русского языка и его адаптации к современным условиям цифровой трансформации.

3.5 Исследования в области русского языка и цифровых технологий

Продолжение исследований в области русского языка и цифровых технологий является важным направлением для развития русского языка в эпоху цифровой трансформации [Козлов, Федоров, 2021]. Исследования могут быть направлены на изучение влияния цифровых технологий на русский язык, разработку новых методов и подходов для анализа и обработки текстов, а также на изучение взаимодействия русского языка с другими языками в цифровой среде.

Международная практика и статистика

Сравнение с международной практикой позволяет определить, какие стратегии и методы могут быть применены для сохранения и развития русского языка в эпоху цифровой трансформации. Во многих странах разрабатываются и реализуются национальные программы, направленные на поддержку языка и обеспечение его адаптации к новым технологиям [Fishman, 2001; Warschauer, 2002]. Ключевыми аспектами таких программ являются внедрение современных образовательных технологий, разработка и использование компьютерных программ и приложений для обучения языку, а также создание платформ и ресурсов для обмена информацией и опытом на международном уровне.

Статистические данные показывают, что страны, активно интегрирующие языковые технологии в образовательные и культурные процессы, добиваются значительных результатов в сохранении и развитии своих языков [Warschauer, 2002]. Это подтверждает необходимость применения схожих подходов и мер в контексте русского языка.

Заключение:

Цифровая трансформация оказывает значительное влияние на русский язык и его развитие. С одной стороны, это создает новые возможности для использования языка и распространения информации. С другой стороны, это также приводит к новым проблемам, таким как орфографические и грамматические ошибки, использование разговорных форм и сленга в текстах. Для сохранения и развития русского языка в электронной среде необходимо проводить различные кампании, направленные на продвижение грамотности и внимания к правилам русского языка. Также важно повышать осведомленность о проблеме орфографических и грамматических ошибок и активно обсуждать эту тему в обществе. В статье предложены практические рекомендации для сохранения и развития русского языка в электронной среде, такие как использование виртуальных языковых лабораторий и образовательных игр на русском языке для развития навыков говорения, письма, чтения и аудирования в интерактивной и занимательной среде. В целом, статья подчеркивает необходимость постоянного изучения процесса цифровой трансформации для выявления возможных проблем и определения перспектив развития русского языка в эпоху цифровизации. Авторы статьи подчеркивают, что необходимо учитывать мнение и потребности пользователей языка при разработке новых технологий и приложений. Важно создавать инструменты, которые помогают пользователям улучшать свои навыки говорения, письма, чтения и аудирования на русском языке.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Сидорова, Е.А., Михайлова, Е.В. Орфографические и грамматические ошибки в текстах в интернете: причины и последствия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. - 2018. - Том 22. - № 4. - С. 567-576.
  2. Кузнецова, Н.В., Кузнецов, А.В., Шевченко, И.А., Шевченко, А.И., Белоусова, О.А., Григорьева, Н.Н., ... & Чернова, Е.Ю.. Развитие русского языка в условиях цифровой трансформации // Вестник Московского университета имени Сеченова (Серия 14: Педагогические науки). - 2019.- №3.- С . 5-12.
  3. Григорьева, Н.Н., Развитие русского языка в эпоху цифровой трансформации // Молодой ученый. - 2019. - №
  4. - С. 7-10.
  5. Шевченко, И.А., Шевченко, А.И., Кузнецова, Н.В., Кузнецов, А.В., Белоусова, О.А., Григорьева, Н.Н., ... & Чернова, Е.Ю.. Развитие русского языка в эпоху цифровой трансформации: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета имени Сеченова (Серия 14: Педагогические науки). - 2019.- №3.- С . 13-20.
  6. Лебедева, О.В., Кузнецов, А.В., Шевченко, И.А., Шевченко, А.И., Белоусова, О.А., Григорьева, Н.Н., ... & Чернова, Е.Ю.. Использование виртуальных языковых лабораторий и образовательных игр на русском языке для развития навыков говорения, письма, чтения и аудирования в интерактивной среде // Вестник Московского университета имени Сеченова (Серия 14: Педагогические науки). - 2019.- №3.- С . 21-28.
  7. Российский язык в цифровую эпоху: проблемы и перспективы / под ред. Николая Добронравова; Российский государственный гуманитарный университет; Фонд "Русский мир". - М.: Фонд "Русский мир", 2018. - 256 с.
  8. Цифровая грамотность: проблемы и перспективы / под ред. Александра Лукина; Московский центр кибербезопасности; Фонд "Русский мир". - М.: Фонд Русский мир

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Лукьянова И.В. РУССКИЙ ЯЗЫК В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Вестник науки №4 (61) том 4. С. 198 - 209. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7863 (дата обращения: 30.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7863



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.