'
Лукьянова И.В.
РУССКИЙ ЯЗЫК В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ *
Аннотация:
в данной статье основное внимание уделяется вопросам адаптации русского языка к современным технологическим требованиям, проблемам и перспективам его сохранения и развития в электронной среде. В работе анализируются данные как отечественных, так и зарубежных исследований. Основная цель статьи состоит в систематизации знаний о роли русского языка в цифровой среде и определении основных проблем и перспектив его развития в условиях цифровой трансформации
Ключевые слова:
русский язык, цифровая трансформация, электронная среда, адаптация, сохранение, развитие, грамотность, орфографические ошибки, грамматические ошибки, навыки письма и чтения на русском языке
УДК 81
Лукьянова И.В.
педагог дополнительного образования
Институт русского языка, кафедра русского языка №3
Российский университет дружбы народов
(г. Москва, Россия)
РУССКИЙ ЯЗЫК В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация: в данной статье основное внимание уделяется вопросам адаптации русского языка к современным технологическим требованиям, проблемам и перспективам его сохранения и развития в электронной среде. В работе анализируются данные как отечественных, так и зарубежных исследований. Основная цель статьи состоит в систематизации знаний о роли русского языка в цифровой среде и определении основных проблем и перспектив его развития в условиях цифровой трансформации.
Ключевые слова: русский язык, цифровая трансформация, электронная среда, адаптация, сохранение, развитие, грамотность, орфографические ошибки, грамматические ошибки, навыки письма и чтения на русском языке.
Введение
В современном мире цифровые технологии играют важную роль в жизни человека и все больше внедряются в различные сферы общества, в том числе и в языковую. С развитием интернет-технологий, мобильных устройств и социальных сетей происходит активное проникновение цифровых инструментов в область языка и коммуникации. В связи с этим, изучение русского языка в контексте цифровой трансформации становится особенно актуальным и важным для понимания процессов, происходящих с языком в современных условиях.
Цифровая трансформация оказывает заметное влияние на преподавание и изучение русского языка, на его использование в интернет-среде и на общую языковую культуру. Поэтому важно исследовать этот процесс, чтобы выявить возможные проблемы и определить перспективы развития русского языка в эпоху цифровизации.
В рамках данной статьи будут рассмотрены следующие аспекты: адаптация русского языка к современным цифровым технологиям, проблемы сохранения и развития русского языка в электронной среде, международная практика и статистика в области развития языков в контексте цифровой трансформации. Основная цель статьи состоит в систематизации знаний о роли русского языка в цифровой среде и определении основных проблем и перспектив его развития в условиях цифровой трансформации.
Русский язык и цифровые технологии
1.1 Активное использование русского языка в интернете и социальных сетях
В последние десятилетия интернет стал неотъемлемой частью жизни людей по всему миру, и русскоязычное пространство не является исключением. Исследования, проведенные Петровой и Васильевой [Петрова, Васильева, 2019], показывают, что русский язык занимает одно из ведущих мест по числу пользователей интернета и активности в социальных сетях. Среди основных платформ, на которых активно используется русский язык, можно выделить ВКонтакте, Одноклассники (или ранее Facebook, Instagram, Twitter* запрещены в РФ) и другие. Пользователи используют русский язык для общения, обмена информацией, создания и распространения контента, что способствует сохранению и развитию языка в электронной среде.
1.2 Тенденции развития русского языка в контексте глобализации и взаимодействия с другими языками
Согласно работе Кресса [Kress, 2003], глобализация и взаимодействие языков приводят к возникновению новых языковых форм и структур, которые находят свое отражение в русском языке. В особенности это касается заимствования слов и выражений из других языков, в первую очередь английского. Наиболее часто такие заимствования происходят в сферах науки, технологий, бизнеса и культуры.
Также русский язык активно адаптируется к специфике интернет-коммуникации: возникают сокращения, акронимы, эмотиконы и мемы. Эти новые формы обогащают язык, однако могут вызывать сложности в понимании для тех, кто не знаком с контекстом их использования.
Развитие цифровых технологий оказывает существенное влияние на образовательную среду, включая процесс изучения языков, таких как русский. В этом контексте электронные учебники, онлайн-курсы, мобильные приложения и другие цифровые инструменты становятся все более популярными среди преподавателей и студентов [Сидорова, Михайлова, 2018].
1.3 Русский язык и цифровые образовательные технологии
Развитие цифровых технологий оказывает существенное влияние на образовательную среду, включая процесс изучения языков, таких как русский. В этом контексте электронные учебники, онлайн-курсы, мобильные приложения и другие цифровые инструменты становятся все более популярными среди преподавателей и студентов [Сидорова, Михайлова, 2018].
Электронные учебники: Электронные учебники облегчают доступ к материалам для изучения русского языка, позволяя студентам и преподавателям получать информацию из разных источников. Они также могут содержать мультимедийные элементы, такие как аудио, видео и интерактивные упражнения, что делает обучение более интересным и эффективным.
Онлайн-курсы: Онлайн-курсы по русскому языку дают возможность обучаться в удобное для студента время, преодолевая географические и временные ограничения. Курсы могут включать видеолекции, онлайн-тесты, форумы для общения и совместной работы студентов. Такой формат обучения позволяет использовать индивидуальный подход к каждому студенту и учитывать его уровень знаний и скорость обучения.
Мобильные приложения: Мобильные приложения для изучения русского языка доступны на разных платформах и предоставляют широкий спектр функций, таких как словари, разговорники, аудио- и видео-материалы, а также интерактивные упражнения. Эти приложения позволяют студентам обучаться в любое время и в любом месте, что увеличивает их мотивацию и ускоряет процесс обучения.
Интеграция русского языка в цифровые образовательные платформы: Русский язык активно интегрируется в различные цифровые образовательные платформы, что дает возможность его изучения для иностранных студентов и способствует межкультурному обмену. Интеграция русского языка в международные образовательные платформы также способствует продвижению русской культуры и истории на мировом уровне, что повышает интерес к изучению этого языка.
Виртуальные языковые лаборатории и образовательные игры: Виртуальные языковые лаборатории и образовательные игры на русском языке помогают студентам развивать навыки говорения, письма, чтения и аудирования в интерактивной и занимательной среде. Такие инструменты могут использоваться как самостоятельно, так и в качестве дополнения к классическому обучению.
Социальные сети и образовательные сообщества: Социальные сети и образовательные сообщества, связанные с изучением русского языка, предоставляют возможность студентам и преподавателям обмениваться опытом, задавать вопросы, делиться материалами и проводить совместные проекты. Это способствует созданию сетевых связей между студентами и преподавателями, что усиливает мотивацию к обучению и обеспечивает доступ к дополнительным ресурсам.
Проблемы сохранения и развития русского языка в электронной среде
2.1 Орфографические и грамматические проблемы
2.1.1 Причины орфографических и грамматических ошибок
Орфографические и грамматические ошибки в электронной среде возникают по разным причинам. Одной из них является нехватка времени на создание качественного текста [Сидорова, Михайлова, 2018]. В условиях быстрого темпа жизни и постоянного потока информации, пользователи стремятся оперативно реагировать на события и передавать информацию, что может приводить к упрощению и искажению языковых структур.
Кроме того, среди причин орфографических и грамматических ошибок стоит отметить недостаточное знание правил русского языка, а также использование разговорных форм и сленга в текстах [Сидорова, Михайлова, 2018]. Такой подход к написанию текстов может вызывать проблемы для тех, кто сталкивается с таким языком впервые или для иностранных пользователей.
2.1.2 Последствия орфографических и грамматических ошибок
Орфографические и грамматические ошибки могут иметь негативное влияние на общение в интернете и на языковую культуру в целом [Сидорова, Михайлова, 2018]. Во-первых, ошибки могут приводить к непониманию и затруднять взаимодействие между пользователями. Во-вторых, они способствуют снижению общего уровня языковой грамотности и могут стать причиной распространения стереотипов и негативных представлений о русском языке.
2.1.3 Решение проблемы орфографических и грамматических ошибок
Для решения проблемы орфографических и грамматических ошибок необходимо в первую очередь уделять внимание образованию и повышению уровня языковой грамотности [Сидорова, Михайлова, 2018]. Это включает обучение правилам русского языка, а также воспитание уважения к языку и культуре письменной речи. Разработка и внедрение образовательных программ и курсов, ориентированных на развитие навыков письменной речи, является одним из возможных путей решения данной проблемы.
Технологические решения также могут способствовать улучшению ситуации с орфографическими и грамматическими ошибками в электронной среде [Сидорова, Михайлова, 2018]. Использование автоматических проверок орфографии и грамматики, встроенных в текстовые редакторы и сервисы обмена сообщениями, может помочь пользователям обнаруживать и исправлять ошибки, прежде чем текст будет отправлен или опубликован.
Кроме того, повышение осведомленности о проблеме орфографических и грамматических ошибок и активное обсуждение этой темы в обществе может привести к формированию более ответственного отношения к языку и его использованию в интернете. Различные кампании, направленные на продвижение грамотности и внимание к правилам русского языка, также могут быть эффективным инструментом в борьбе с орфографическими и грамматическими ошибками [Сидорова, Михайлова, 2018].
2.2 Стилистические проблемы в электронной среде
В электронной среде возникают и стилистические проблемы, связанные с употреблением неформальных, жаргонных и разговорных форм выражений [Сидорова, Михайлова, 2018]. Хотя такие формы облегчают общение и делают его более непринужденным, они могут привести к снижению уровня литературного языка и затруднить общение между разными группами пользователей.
В электронной среде действительно возникают стилистические проблемы из-за использования неформальных, жаргонных и разговорных форм выражений. Это может облегчить общение и сделать его более непринужденным, но также имеет негативные последствия.
Снижение уровня литературного языка происходит, когда пользователи переносят такие формы общения в официальные и письменные контексты. Это может привести к смешению стилей и затруднить понимание.
Кроме того, использование жаргонных и разговорных форм выражений может затруднить общение между разными группами пользователей, так как они могут не знакомы с данными выражениями или их значениями. Это может создать барьеры в общении и привести к недопониманию.
2.3 Лексические проблемы в электронной среде
Лексические проблемы связаны с использованием иностранных слов и выражений, особенно английских [Crystal, 2006]. Это явление может привести к непониманию и затруднению в общении, особенно для тех, кто не владеет иностранным языком. Кроме того, чрезмерное использование иностранных слов может оказать негативное влияние на сохранение и развитие русской лексики.
Лексические проблемы возникают из-за использования иностранных слов и выражений, в особенности английских. Это явление может вызвать трудности в общении и непонимание, особенно для тех, кто не владеет иностранным языком.
Чрезмерное употребление иностранных слов может оказать негативное влияние на сохранение и развитие русской лексики. Это может привести к потере лексического богатства родного языка и снижению его вариативности.
Таким образом, лексические проблемы в электронной среде связаны с использованием иностранных слов и выражений, что может затруднить общение и негативно влиять на сохранение и развитие русской лексики.
2.4 Влияние глобализации и взаимодействие с англоязычной средой
Глобализация и взаимодействие с англоязычной средой оказывают существенное влияние на сохранение и развитие русского языка в электронной среде [Crystal, 2006]. Во-первых, английский язык часто выступает в качестве международного средства коммуникации, что может привести к ограничению использования русского языка. Во-вторых, английский язык оказывает влияние на структуру и лексику русского языка, что может привести к замещению русских слов англицизмами и кальками [Сидорова, Михайлова, 2018]. В-третьих, англоязычные технологии и сервисы могут доминировать в интернет-пространстве, что может создать препятствия для развития и продвижения русскоязычных ресурсов и технологий.
2.5 Решение проблем и стратегии развития русского языка в электронной среде
Для решения проблем, связанных с сохранением и развитием русского языка в электронной среде, необходимо применять комплекс мер и стратегий. Во-первых, необходимо продолжать развитие и внедрение русскоязычных технологий, позволяющих облегчить коммуникацию и обработку информации на русском языке [Козлов, Федоров, 2021]. Во-вторых, важно привлекать внимание к вопросам языковой культуры и грамотности, в том числе с помощью образовательных программ и медийных кампаний. В-третьих, стимулирование развития русскоязычного контента и поддержка русскоязычных авторов и разработчиков также могут способствовать сохранению и развитию русского языка в электронной среде.
3.1 Развитие языковых технологий и сервисов
В эпоху цифровой трансформации перспективы развития русского языка тесно связаны с развитием языковых технологий и сервисов, таких как машинный перевод, автоматическая обработка текста, голосовые ассистенты и т.д. [Козлов, Федоров, 2021]. Усовершенствование и внедрение этих технологий позволит пользователям более эффективно использовать русский язык в интернет-пространстве и облегчит межкультурное общение.
3.2 Поддержка и продвижение русскоязычного контента
Для сохранения и развития русского языка важно активно поддерживать и продвигать русскоязычный контент в интернете, включая образовательные ресурсы, научные публикации, литературу и другие виды культурного наследия [Thorne, 2008]. Это способствует укреплению положения русского языка в мировом информационном пространстве и его сохранению для будущих поколений.
3.3 Образование и языковая политика
В условиях цифровой трансформации необходимо актуализировать образовательные программы по изучению русского языка, включая обучение цифровой грамотности и языковым технологиям [Козлов, Федоров, 2021]. Кроме того, государственная языковая политика должна быть направлена на поддержку развития русского языка и его сохранение как важной составляющей культурного и научного наследия.
3.4 Межкультурное и межъязыковое взаимодействие
Цифровая трансформация создает условия для межкультурного и межъязыкового взаимодействия, что может стать дополнительным стимулом для развития русского языка [Thorne, 2008]. Участие в международных проектах, сотрудничество с иностранными языковыми сообществами и обмен опытом в области языковых технологий могут способствовать динамическому развитию русского языка и его адаптации к современным условиям цифровой трансформации.
3.5 Исследования в области русского языка и цифровых технологий
Продолжение исследований в области русского языка и цифровых технологий является важным направлением для развития русского языка в эпоху цифровой трансформации [Козлов, Федоров, 2021]. Исследования могут быть направлены на изучение влияния цифровых технологий на русский язык, разработку новых методов и подходов для анализа и обработки текстов, а также на изучение взаимодействия русского языка с другими языками в цифровой среде.
Международная практика и статистика
Сравнение с международной практикой позволяет определить, какие стратегии и методы могут быть применены для сохранения и развития русского языка в эпоху цифровой трансформации. Во многих странах разрабатываются и реализуются национальные программы, направленные на поддержку языка и обеспечение его адаптации к новым технологиям [Fishman, 2001; Warschauer, 2002]. Ключевыми аспектами таких программ являются внедрение современных образовательных технологий, разработка и использование компьютерных программ и приложений для обучения языку, а также создание платформ и ресурсов для обмена информацией и опытом на международном уровне.
Статистические данные показывают, что страны, активно интегрирующие языковые технологии в образовательные и культурные процессы, добиваются значительных результатов в сохранении и развитии своих языков [Warschauer, 2002]. Это подтверждает необходимость применения схожих подходов и мер в контексте русского языка.
Заключение:
Цифровая трансформация оказывает значительное влияние на русский язык и его развитие. С одной стороны, это создает новые возможности для использования языка и распространения информации. С другой стороны, это также приводит к новым проблемам, таким как орфографические и грамматические ошибки, использование разговорных форм и сленга в текстах. Для сохранения и развития русского языка в электронной среде необходимо проводить различные кампании, направленные на продвижение грамотности и внимания к правилам русского языка. Также важно повышать осведомленность о проблеме орфографических и грамматических ошибок и активно обсуждать эту тему в обществе. В статье предложены практические рекомендации для сохранения и развития русского языка в электронной среде, такие как использование виртуальных языковых лабораторий и образовательных игр на русском языке для развития навыков говорения, письма, чтения и аудирования в интерактивной и занимательной среде. В целом, статья подчеркивает необходимость постоянного изучения процесса цифровой трансформации для выявления возможных проблем и определения перспектив развития русского языка в эпоху цифровизации. Авторы статьи подчеркивают, что необходимо учитывать мнение и потребности пользователей языка при разработке новых технологий и приложений. Важно создавать инструменты, которые помогают пользователям улучшать свои навыки говорения, письма, чтения и аудирования на русском языке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 4
Ссылка для цитирования:
Лукьянова И.В. РУССКИЙ ЯЗЫК В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Вестник науки №4 (61) том 4. С. 198 - 209. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7863 (дата обращения: 30.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*