'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 4
  4. Научная статья № 71

Просмотры  103 просмотров

Кербель М.А., Зекин В.Н.

  


РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ЛЫСЬВЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕРМСКОГО КРАЯ *

  


Аннотация:
в статье представлен территориальный путь развития села, при котором обеспечивается высокий уровень качества жизни его населения. Для решения этой проблемы необходимо использовать инновационные строительные технологии, которые обеспечат быстрое, качественное возведение производственно-жилищных комплексов (ПЖК). Это позволит привлечь в сельскую местность молодых специалистов из числа выпускников сельских, строительных и других учебных заведений. Составлен SWOT-анализ (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats), который представляет собой метод сбора данных для стратегического планирования развития района для повышения качества жизни его сельского населения   

Ключевые слова:
инновационные технологии, доступное жильё, ПЖК, качество жизни сельского населения, развитие сельских территорий, инфраструктура, Лысьвенский городской округ, SWOT-анализ   


УДК 69.05

Кербель М.А.

обучающийся 1 курса магистратуры,

направление подготовки «Строительство»

ФГБОУ ВО «Пермский ГАТУ»

(г. Пермь, Россия)

 

Зекин В.Н.

к.э.н., доцент кафедры строительных технологий

ФГБОУ ВО «Пермский ГАТУ»

(г. Пермь, Россия)

 

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

ЛЫСЬВЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕРМСКОГО КРАЯ

 

Аннотация: в статье представлен территориальный путь развития села, при котором обеспечивается высокий уровень качества жизни его населения. Для решения этой проблемы необходимо использовать инновационные строительные технологии, которые обеспечат быстрое, качественное возведение производственно-жилищных комплексов (ПЖК). Это позволит привлечь в сельскую местность молодых специалистов из числа выпускников сельских, строительных и других учебных заведений. Составлен SWOT-анализ (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats), который представляет собой метод сбора данных для стратегического планирования развития района для повышения качества жизни его сельского населения.

 

Ключевые слова: инновационные технологии, доступное жильё, ПЖК, качество жизни сельского населения, развитие сельских территорий, инфраструктура, Лысьвенский городской округ, SWOT-анализ.

 

Агропромышленный комплекс – это первостепенный сегмент национальной экономики, обеспечивающий продовольственную безопасность, способствующий повышению качества жизни населения страны, развитию сельских территорий. Основными направлениями совершенствования управления сельским развитием являются: содействие развитию предпринимательства на селе; развитие социальной инфраструктуры села; создание условий для диверсификации сельской экономики и т.д.

В настоящее время существенными проблемами развития агропромышленного комплекса в Пермском крае являются:

- сельских территорий является недостаточное количество востребованных объектов социальной инфраструктуры: учреждений здравоохранения, социально-культурной деятельности и бытового назначения;

 –ориентация ведомств социальной сферы на укрупнение и концентрацию объектов социальной инфраструктуры;

–медленные темпы социального развития сельских территорий региона, отрицательно влияющие на социально-демографическую ситуацию;

–недостаточное научное и кадровое обеспечение управление развитием сельских территорий и т.д. [1].

Основными проблемами, сдерживающими развитие сельского хозяйства Лысьвенского городского округа, являются:

- неустойчивое финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий;

- недостаточно развитая социальная инфраструктура на территории сельских поселений.

Цель исследования:

Анализ ситуации в агро-промышленном комплексе Лысьвенского городоского округа Пермского края, выялвение проблемных сдерживающих развитие сельского хозяйства и поиск методов решения выявленных проблем.

Результаты исследования.

В последние годы в аграрном секторе произошли позитивные изменения, связанные с усилением государственной поддержки сельскохозяйственных производителей, технической и технологической модернизацией сельского хозяйства, активизацией земельной политики, направленной на обеспечение рационального и эффективного использования земельных ресурсов, поддержание почвенного плодородия. Тем не менее, социальная обстановка в сельскохозяйственном производстве и низкий уровень заработной платы не позволяют обеспечить стабильный приток в аграрный комплекс профессионально подготовленных, квалифицированных работников, многие сельскохозяйственные предприятия испытывают недостаток рабочей силы. Это свидетельствует о том, что необходимо существенно усилить социальную составляющую. Однако данный факт не подразумевает преобладание благотворительности. Речь идет о содействии населению со стороны государства в развитии и полноценном использовании его созидательного потенциала и местных ресурсов [3].

В Пермском крае 42 муниципальных района, 278 сельских поселений и 2644 сельских населённых пункта, в которых проживают 634,8 тыс. человек. Пермский края характеризуется высокой степенью индустриализации, находясь при этом в зоне рискованного земледелия. Промышленная специализация региона и неблагоприятные климатические условие определяют низкие рейтинги Пермского края и, в частности, Лысьвенского городского округа среди 14 субъектов Приволжского федерального округа по таким позициям как:

  • объём инвестиций в сельских территориях – 12-е место;
  • производительность труда в сельском хозяйстве – 10-е место;
  • средняя заработная плата в агропромышленном комплексе – 9-е место [4].

В настоящее время в Лысьвенском городском округе существуют следующие проблемы, которые препятствуют развитию агропромышленного компелекса:

- неустойчивое финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий;

- убыль населения из-за миграционных процессов в городком округе;

- нехватка квалифицированных кадров;

- низкая покупательская способность местного насления;

– низкая инвестиционная привлекательность;

– недостаточный уровень обеспеченности жильем сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Большой износ жилого фонда;

– недостаточный уровень обеспеченности общеобразовательными, культурно-досуговыми учреждениями и учреждениями здравоохранения;

– низкий уровень инженерной инфраструктуры;

– нехватка квалифицированных кадров;

- безработица;

– низкая заработная плата работников сельских территорий.

Вопрос развития сельских территорий Лысьвенского городского округа носит комплексный характер, и его решение может быть осуществлено с применением программно-целевого подхода с учетом приоритетов развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры на территориях, где реализуются инвестиционные проекты или эффективно функционируют предприятия в сферах агропромышленного, лесного комплексов и других сфер экономики, а также консолидации финансовых ресурсов для развития сельской инфраструктуры и жилищного строительства.

Иновационное развитие сельских территорий Лысьвенского городского округа иследовано по 12 принципам:

  1. Принцип объективности;
  2. Принцип активности;
  3. Принцип всесторонности;
  4. Принцип восхождения от единичного к общему;
  5. Принцип взаимосвязи количественных и качественных;
  6. Принцип детерминизма;
  7. Принцип историзма;
  8. Принцип противоречия;
  9. Принцип диалектического отрицания;
  10. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному;
  11. Принцип единства исторического и логического;
  12. Принцип анализа и синтеза.

Исследую Лысьвенский городкой округ рассмотрен по по принципу объективности, согласно диалектическому методу познания можно выявить следующие точки роста:

- развитие фермерства;

- развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса;

- производство строительных местных материалов;

- развитие легкой и тежелой промышленности товаров народного потребления.

Согласно приниципа всесторонности определен инновационный потенциал Лысьвенского городского округа.

 Принцип всесторонности подразумевает изучение всех видов деятельности и составление ранжированного списка для того, чтобы обозначить приоритеты в развитии.

SWOT-анализ Лысьвенского городского округа

Главное звено: Строительство производственно-жилых комплексов

Составлен ранжированный список основных направлений деятельности:

  1. Строительство ПЖК;
  2. Малый бизнес и его развитие;
  3. Выпуск инновационной продукции;
  4. Количество международных и межрегиональных связей;
  5. Валовый региональный продукт;
  6. Экология;
  7. Численность населения;
  8. Процент населения, живущего ниже прожиточного минимума;
  9. Количество детских садов на 10 тыс. населения;
  10. Количество школ на 10 тыс. населения;
  11. Средняя рождаемость/смертность;
  12. Средняя продолжительность жизни.

Таким образом, возможны два варианта развития – инерционный и инновационный. Если применить инерционный сценарий (медленное развитие), то к 2025 году в 6 районах Пермского края будет средний уровень качества жизни, а в 3-х районах – предкризисный уровень.

Для проведения анализа из двенадцати факторов выбран главный – строительство промышленно-жилищных комплексов (далее ПЖК). Строительство ПЖК позволит получить максимальную экономическую выгоду и снизит трудозатраты, т.к. будут привлечены молодые, перспективные специалисты, которые будут развивать Лысьвенский городской округ. На рисунке 2 показан SWOT-анализ Лысьвенского ГО.

Рисунок 2. SWOT-анализ Лысьвенского ГО

 

Внутренняя среда

Преимущества

Положительный фактор инвестиционной привлекательности - наличие городов с населением более 1 млн. чел. в радиусе до 500 км (г. Пермь – 206 км, Екатеринбург – 380 км). Лысьва – первый крупный город на востоке Европейского континента; Протяженность территории округа с севера на юг - 68 км, с запада на восток - 99 км. Развитая автомобильная инфраструктура:

Асфальтированные дороги соединяют Лысьву с ключевыми соседствующими муниципальными и региональными центрами (Пермь, Екатеринбург и др.) Вдоль территории Лысьвы проходит региональная автодорога Р343

Железнодорожное сообщение: ж/д станция «Лысьва» (СВЖД);

(имеет возможность увеличения грузооборота до 1 млн. тонн грузов в год).

Воздушное сообщение

Авиаперевозки осуществляются посредством международного аэропорта «Большое Савино» (г. Пермь); 5

Уровень оплаты труда выше среднего по краю, наличие большого количества рабочих мест; 4

Приток рабочей силы с сельских территорий и малых городов; 4

Есть свободные участки для освоения под ПЖК; 5

Исторические места для туризма: территории, здания, иные достопримечательности; 4

Средний балл 4.4 (22)

Недостатки

  1. Стабильный миграционный отток – 400 жителей ежегодно (молодежь, квалифицированные кадры); -3
  2. В действующей стратегии закреплено дальнейшее снижение численности населения; -3
  3. Дефицит специалистов сельского хозяйства, отсутствие их подготовки под потребности АПК; -4
  4. Разрыв в уровне оплаты труда между работниками крупных предприятий и малого бизнеса; -4
  5. Углубляющийся разрыв в качестве жизни между центром ГО и сельскими территориями; -4

Средний балл -3,6 (-18)

Внешняя среда

Возможности:

  1. Развитие транспортно-логистического узла; 5
  2. Системное развитие туризма на территории края; 4
  3. Привлекательная природная среда, биологическое разнообразие; 5
  4. Сохранение благоприятной экологической обстановки; 3
  5. Создание условий для самореализации молодежи; 5

Средний балл 4,4 (22)

Угрозы

  1. Возможные перебои подачи воды, связанные с высокой степенью износа инженерных сетей; -4
  2. Квалификация приезжих и местных специалистов устойчиво снижается – наиболее квалифицированные специалисты уезжают в мегаполисы; -3
  3. Неэффективное ведение отдельными организациями сельскохозяйственного производства; -3
  4. Рост социальной нагрузки – старение населения городского округа; -5
  5. Дальнейшее ухудшение состояния здравоохранения, среднего образования и социального обеспечения в ходе реализации федеральных реформ. -4

Средний балл -3 (-15)

Как видим, наиболее благоприятные поля преимуществ и возможностей 4,4+4,4= 8,8 превышают угрозы и слабые стороны -3,6+(-3) = -6,6.

Таким образом, получаем инновационный потенциал Лысьвенского городского округа: 8.8 – 6,6 = 2,2 из 10 возможных

Заключение.

По итогу рассмотрения диалектического метода познания и его принципов было обосновано, что к решению проблем в сельских территориях России нужно подходить комплексно и использовать для этого диалектический метод познания.

В развитии сельских территорий существует два основных направления. Первое из них – производственное, которое основано в первую очередь на производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции. Второе направление – территориальное, которое предполагает первоначальное строительство комфортного жилья близкого к городскому, строительство школ, спортивных сооружений, общественных зданий для проведения досуга всех возрастов. При решении этих основных задач можно привлечь молодых специалистов в сельскую местность, так как из-за высокой урбанизации и перенаселенности крупных городов скоро начнется отток из них жителей, сначала в пригород, а затем и более удаленные сельские районы.

В Лысьвенском городском округе существует проблема неперспективных сельских населенных пунктов. Данная ситуация просматривается по всей территории России и Пермского края. Но, следует отметить, что появились прецеденты «возрождения» неперспективных населенных пунктов. В Лысьвенском городском округе можно отнести к «неперспективным» следующие сельские населенные пункты.

Для решения данных проблем необходимо срочно внедрять собственные идеи, такие как строительство производственно-жилых комплексов (ПЖК), на основе быстровозводимых технологий «Элевит» и «Деметр».

Достоинство этих технологий состоит в том, что элементы каркасы выполнены из композитных материалов: дерева, армированного тонкостенным металлом. Эффективность заключается в существенном снижении веса здания, транспортные расходы при их доставке на объект меньше в 8-10 раз в отличие от здания из кирпича и ячеистых блоков [11].

Устранять нехватку квалифицированных кадров и привлекать молодежь на сельские территории просто необходимо. Данная тема очень актуальна на сегодняшний день. Решить данную проблему можно с помощью жилищного вопроса. На современном этапе жилищная проблема для молодежи является очень значимой.

Строительство доступного жилья для молодежи, закрепление молодых мест, специалистов на селе, создание новых рабочих, улучшение демографической ситуации, развитие агропромышленного комплекса (АПК) и инновационных сфер деятельности, стимулирование развития бизнеса, выравнивание условий доступа к медицинским, обеспечение населения культурным и физкультурно-спортивным досугом, все эти задачи являются остро приоритетными задачами социально-экономического развития страны [11].

С целью повышения качества жизни сельского населения на основе инновационных строительных технологий, необходимо срочно приступить к разработке программы по возведению ПЖК в Пермском крае и в Лысьвенском городском округе, в частности. Это позволит сельским территориям выйти из зоны предкризисного состояния по качеству жизни ее населения, создать благоприятные условия по привлечению молодежи для развития жилищной, социальной, дорожной и других видов инфраструктур [13].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бондаренко Л.В. Сельские территории: состояние и регулирование //АПК: экономика, управление. 2014. №1. С. 69-79
  2. Юденко М.Н. Экономическая сущность инфраструктуры и ее особенности в строительстве // Вестник РУДН. Cерия Экономика. 2013. №1. С. 123-130
  3. Юсуфов Р.А. Социально-экономическая эффективность совершенствования управления в регионе // Экономика, труд и управление в сельском хозяйстве. 2015. №4(25). С. 94-97.
  4. Социально-экономическое развитие России [Электронный ресурс] / Федер. служба гос. статистики: Росстат. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/region_stat/sel-terr/sel-terr.html (дата обращения: 01.10.2022)
  5. Регионы России. Социально-экономические показатели / Федер. служба статистики: Росстат. М., 2018. 1402 с.
  6. Постановление Администрации Лысьвенского городского округа от 31.10.2022 №2786 об Утверждении муниципальной программы «Устойчивое развитие сельских территорий в Лысьвенском городском округе»
  7. Итоги социально- экономического развития муниципального образования «Лысьвенский городской округ» за 2021 год.
  8. Официальный сайт ИА Реалист, «Хрущевская целина послужила основой для развала СССР» [Электронный ресурс] режим доступа URL: https://realtribune.ru/
  9. Овечкин А. Н. Оперативная готовность №1 – Немедленно // Морской сборник. – 2020. - №6. – С. 17-23.
  10. Кооперация в агропромышленном комплексе : учеб. пособие / Н. В. Ермалинская, Е. А. Кожевников ; М-во образования Респ. Беларусь, Гомел. гос. техн. ун-т им. П. О. Сухого. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2016. – 191 с.
  11. Зекин В.Н., Исыпова Е.А. Инновационные строительные технологии в развитии сельских территорий // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 5. С. 190-194.
  12. Громов, Е. И. Современные тенденции формирования региональных и муниципальных программ развития сельского хозяйства и сельских территорий / Е. И. Громов, А. Н. Герасимов, Е. И. Леликова // АПК: экономика, управление. - 2019. - № 12. - С. 87-96.
  13. Статья «Дайте карт-бланш Шкурихину» [Электронный ресурс] режим доступа URL: https://pub.wikireading.ru/173753.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Кербель М.А., Зекин В.Н. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ЛЫСЬВЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕРМСКОГО КРАЯ // Вестник науки №4 (61) том 4. С. 346 - 357. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7889 (дата обращения: 30.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7889



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.