'
Атдакова Г., Аннаев А.
БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ *
Аннотация:
в статье рассматриваются бюджетно-налоговые (фискальная) инструменты обеспечения экономической безопасности. Приведены два варианты обеспечения экономической безопасности, предлагаемые бюджетно-налоговой политикой: дискреционный и автоматический. Дана характеристика «встроенных стабилизаторов» автоматической фискальной политики
Ключевые слова:
бюджетно-налоговая политика, экономическая безопасность, фискальная политика, экономика, дискреционная фискальная политика, автоматическая фискальная политика
УДК 33
Атдакова Г.
Преподаватель
Туркменский государственный институт экономики и управления
(Ашхабад, Туркменистан)
Аннаев А.
студент,
Туркменский государственный институт экономики и управления
(Ашхабад, Туркменистан)
БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация: в статье рассматриваются бюджетно-налоговые (фискальная) инструменты обеспечения экономической безопасности. Приведены два варианты обеспечения экономической безопасности, предлагаемые бюджетно-налоговой политикой: дискреционный и автоматический. Дана характеристика «встроенных стабилизаторов» автоматической фискальной политики.
Ключевые слова: бюджетно-налоговая политика, экономическая безопасность, фискальная политика, экономика, дискреционная фискальная политика, автоматическая фискальная политика.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика проводится Правительством в области налогообложения и государственных расходов и направлена на поддержание стабильной экономики, сопряженной с высоким уровнем занятости и приростом ВВП. Основными инструментами бюджетно-налоговой политики являются налоги и государственные расходы. Регулирование данных инструментов – это неотъемлемая часть механизма обеспечения экономической безопасности.
Существует два варианта обеспечения экономической безопасности, предлагаемые бюджетно-налоговой политикой: дискреционный и автоматический. Дискреционная фискальная политика объявляется государством. Для нее характерны следующие маневры: изменение государственных закупок в большую или меньшую сторону в зависимости от фазы экономического цикла, изменение налоговой ставки, изменение трансфертных выплат. Особенностью данной политики является то, что она имеет недостатки, связанные с наличием временных лагов, ошибок прогнозирования и оппортунизма (от лат. opportunus – удобный, выгодный) политических лидеров. Автоматическая фискальная политика данных недостатков не имеет, поэтому она наиболее эффективно обеспечивает экономическую безопасность и именно на нее следует опираться в государственном регулировании.
Автоматическая фискальная политика – это политика так называемых «встроенных стабилизаторов». Встроенные стабилизаторы – это финансовые механизмы, позволяющие сглаживать амплитуду циклических колебаний уровня занятости и выпуска без частых коррективов экономической политики, без регулярного вмешательства законодательной власти в хозяйственную жизнь страны [2, с.172]. Другими словами, данным термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве».
Инструментами или «встроенными стабилизаторами» автоматической фискальной политики выступают: прогрессивная шкала НДФЛ, система государственных трансфертов, государственные программы помощи фермерам.
Прогрессивная шкала налогообложения применяется для налогообложения доходов физических лиц. В зависимости от размера дохода НДФЛ имеет несколько процентных ставок. Как работает прогрессивная шкала НДФЛ? На фазе спада экономики доходы населения сокращаются, что неминуемо приводит к изменению их социального статуса и, как следствие, перехода из одной категории налогоплательщиков в другую, более низшую. В связи с этим в государственный бюджет поступает меньше налоговых отчислений и возникает циклический бюджетный дефицит, который полезен на фазе спада экономического цикла. Если не было бы встроенного стабилизатора, то спрос бы резко сократился и падение ВВП было бы еще больше. Со встроенным стабилизатором ВВП сокращается не сильно, а кризис менее ощутим, что оказывает положительный эффект на обеспечение экономической безопасности.
На фазе подъема экономики наблюдается обратная ситуация: доходы населения увеличиваются, как результат происходит переход из одной категории налогоплательщиков в другую, более высшую по социальному положению, налогооблагаемая база увеличивается, и, как следствие, возникает бюджетный профицит, который очень полезен для финансовой системы на фазе подъема, так как он сдерживает инфляцию и не дает ей выйти за пороговое значение.
Степень прогрессивности шкалы зависит от взаимоотношений общества и власти. В случае, если общество понимает, что средства от взятия налогов пойдут на благое дело, то относится к власти терпимо. В противном случае, если власти будут растрачивать средства на свои популистские цели, не заботясь об интересах простого человека и удовлетворяя только свои личные эгоистические потребности, общество будет негодовать и всяческими законными и незаконными способами уклоняться от уплаты налогов, уходя в теневой сектор экономики или размещая свои капиталы за границей, что абсолютно невыгодно для поддержания экономической безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5
Ссылка для цитирования:
Атдакова Г., Аннаев А. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 21 - 24. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7899 (дата обращения: 09.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*