'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 5
  4. Научная статья № 21

Просмотры  89 просмотров

Стоколесов Е.Ю., Кочерягина Н.В.

  


ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ КАК УГРОЗЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются понятия экономической безопасности, определение понятия финансовой преступности, ее виды, причины возникновения, а также методы борьбы с ней. Даются направления современной политики противодействия органов внутренних дел экономической преступности   

Ключевые слова:
экономическая безопасность, национальная безопасность, внешние и внутренние угрозы, финансовая преступность   


УДК 33

Стоколесов Е.Ю.

студент, Социально-экономический институт,

Саратовский государственный технический университет

имени Гагарина Ю.А.

(Россия, г. Саратов)

 

Научный руководитель:

Кочерягина Н.В.

кандидат экономических наук, доцент

кафедры "Отраслевое управление и экономическая безопасность"

Социально-экономический институт,

Саратовский государственный технический университет

имени Гагарина Ю.А.

(Россия, г. Саратов)

 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

КАК УГРОЗЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются понятия экономической безопасности, определение понятия финансовой преступности, ее виды, причины возникновения, а также методы борьбы с ней. Даются направления современной политики противодействия органов внутренних дел экономической преступности.

 

Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, внешние и внутренние угрозы, финансовая преступность.

 

Понятие «экономическая безопасность», описанное в Указе Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», подразумевает собой такое состояние государства, при котором экономика страны находится под защитой как от внешних, так и от внутренних угроз, обеспечивается суверенитет и единство экономического пространства, а также реализуются стратегические национальные приоритеты Российской Федерации.

Являясь важнейшим аспектом национальной безопасности, экономическая безопасность государства играет важнейшую роль в деятельности любой страны. Своевременное рассмотрение и принятие мер поддержки экономической безопасности государства позволяет активно развивать экономику, максимально сократить и предотвратить последствия вызовов и угроз экономической безопасности, а также укрепить и развить свое действующее положение на мировой экономической арене, продвигая национальные интересы своей страны.

Угрозы экономической безопасности государства постоянно усиливаются, влияя на все большие сферы жизни как страны, так и людей внутри ее. Данные вызовы являются следствием политики глобализации и либерализации национальных рынков, в результате чего экономики стран стали сильно зависимы друг от друга. Это значит, что появление кризисных ситуаций в одной стране, неминуемо затронет и связанные с ней другие государства, тем самым замедлив как общемировое, так и частное экономическое развитие.

Ускоренный рост финансовых рынков, оторванных от реального сектора экономики, иногда приводит к появлению «финансовых пузырей», способных лопнуть в любой момент и привести к глобальным финансовым кризисам. Так же жестокая политика крупных транснациональных компаний влияет на рынки стран, ущемляя местных производителей товаров и услуг, и вынуждая их попросту уйти с рынка.

Данные вызовы и угрозы можно отнести к факторам внешней среды. Но не меньшую угрозу в себе содержат и внутренние факторы, способные негативно влиять на рост и развитие отечественной экономики. Таковыми угрозами считаются и финансовая преступность.

Согласно определению экономиста Н. А. Лопашенко, экономическое преступление представляется как «преступление, при совершении которого субъект преследует незаконные экономические интересы, в том числе интересы корыстные, либо стремится причинить вред законным экономическим интересам государства, общества, хозяйствующим субъектам или частным лицам». Анализируя экономическую преступность, он выделяет две группы экономических преступлений. Первая группа образует преступления, которые всегда, безоговорочно, часто в силу прямого указания закона, совершаются по экономической мотивации; вторая же включает в себя преступления, для которых экономическая мотивация не является обязательным признаком состава, однако она вполне возможна. Первая группа может быть названа безусловно экономическими преступлениями, вторая – ситуативными экономическими преступлениями.

Другой известный эксперт в области изучений вопросов борьбы с финансовыми преступлениями И.И. Рогов определяет финансовую преступность как «совокупность предустановленных уголовным законодательством криминологически однородных общественно небезопасных действий, посягающих на финансовую систему, совершаемых лицами, исполняющими финансовые, хозяйственные функции в муниципальных либо общественных фирмах, организациях, или в взаимоотношениях между гражданами». И. И. Рогов, указывая государственную принадлежность объектов посягательства, осознанно сужает область финансовых правонарушений и ограничивает область совершаемых социально опасных действий.

Подытоживая все вышесказанное, можно обозначить, что финансовые преступления представляют собой общественно опасные деяния, посягающие на финансово-экономические отношения, регулируемые нормами финансового права. Цель такого вида преступлений заключается в получении прибыли и увеличении личного богатства. Финансовая преступность может оказывать серьезное воздействие на экономику и бюджет страны.

 Как и у любого другого вида преступности, у финансовой есть ряд характерных для нее черт. Среди них:

корыстный характер совершаемых правонарушений, где целью, как правило, выступает извлечение выгоды вне зависимости от ее характера и ориентированности, т.е. действие может быть совершено в интересах третьих лиц либо компании, или же нацелено на приобретение личных выгод;

преступная деятельность субъекта, как правило, связана с образованием, распределением, и использованием финансов;

объектом посягательства всегда выступают финансовые интересы индивидуального предпринимателя, компании, организации, а также государства.

финансовые правонарушители обычно являются участниками финансовых отношений, права и обязанности которых определяются финансовым законодательством РФ;

в большинстве случаев экономическая деятельность контролируется органами власти, а в некоторых – уполномоченными лицами;

финансовой преступности присуща высокая латентность.

нанесение серьезного экономического ущерба как государству, так и организациям и гражданам в частности.

Финансовые преступления по своей сути крайне разнообразны. В зависимости от различных оснований и условий, выделяют такие виды преступлений финансового характера, как преступления сфере налогообложения, страхования, валютного рынка, рынка ценных бумаг, рынка товаров и услуг, мошенничество, коррупция, отмывание денег, фальсификация документов и т.д.

Противодействием и профилактикой финансовых преступлений занимаются органы внутренних дел. Они определяют собственные цели и задачи исходя из национальных приоритетов, принятых высшими органами власти, а также руководствуясь нормами действующего законодательства.

Современные экономические условия определяют главные направления действия по борьбе с финансовыми преступлениями. Таковыми являются:

- осуществление оперативно розыскных мероприятий, направленных, прежде всего, на поиск и предотвращение экономических преступлений;

- привлечение к уголовной, а также административной ответственности лиц, совершивших финансовые преступления;

- обеспечение возмещения лицам, потерпевшим экономические убытки в результате совершенного финансового преступления;

- информационное обеспечение противодействия финансовым преступлениям.

Исходя из указанных направлений, методы борьбы органов внутренних дел с финансовой преступностью следующие:

- принятие нормативно-правовых актов, способных противодействовать деятельности правонарушителей сфере экономики;

- сотрудничество и совместная работы нескольких служб, специализация которых является безопасность и охрана общественного порядка;

- усовершенствование материально-технического, а также финансового обеспечения работы правоохранительных органов;

- поиск новых способов использования технических средств и лазеек в законе, используемых для совершения преступлений экономического характера, для дальнейшего их устранения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ, 15.05.2017, № 20, ст. 2902.
  2. Л.С. Хафизова Финансовая преступность как явление / Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2010, С. 59-65.
  3. Н.М. Артемов, Л.Л. Арзуманова Ответственность за нарушения финансового законодательства: уголовно-правовая и криминологическая характеристики преступлений, совершаемых в финансовой сфере / Всероссийский криминологический журнал. – 2017, Т. 11, № 4, С. 717–730.
  4. Меры борьбы с экономической преступностью, влияющей на экономическую национальную безопасность // [Электронный ресурс] – URL: https://spravochnick.ru 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Стоколесов Е.Ю., Кочерягина Н.В. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ КАК УГРОЗЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 95 - 100. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7915 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7915



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.