'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 5
  4. Научная статья № 33

Просмотры  57 просмотров

Бадрызлова Л.В., Глухарева Е.А., Гладкова Л.Н.

  


ОЦЕНКА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
актуальность исследования касается понимания, адаптации и проектирования систем образования в соответствии с современными тенденциями. Представлен обзор литературы. Результаты: оценка не может быть произведена только на основе успеваемости учащихся; необходимо учитывать ряд факторов   

Ключевые слова:
цифровая трансформация, цифровые технологии, учебная деятельность, школа   


УДК 37

Бадрызлова Л.В.

студент

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

Глухарева Е.А.

студент

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

Гладкова Л.Н.

канд. пед. наук, заведующий кафедры психологии и педагогики детства

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

ОЦЕНКА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация: актуальность исследования касается понимания, адаптации и проектирования систем образования в соответствии с современными тенденциями. Представлен обзор литературы. Результаты: оценка не может быть произведена только на основе успеваемости учащихся; необходимо учитывать ряд факторов.

 

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровые технологии, учебная деятельность, школа.

 

Цифровые технологии внесли изменения в характер и сферу функционирования образования. Универсальные и передовые технологические инновации, такие как интеллектуальные устройства, Интернет вещей (IoT), искусственный интеллект (AI), дополненная реальность (AR) и виртуальная реальность (VR), блокчейн и мобильные приложения, открыли новые возможности для продвижения преподавания и усвоения знаний. Следовательно, в последние годы системы образования во всем мире увеличили свои инвестиции в интеграцию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и расставили приоритеты в своих образовательных программах в рамках адаптации стратегий, связанных с интеграцией ИКТ (Европейская комиссия, 2019).

Последнее вызвало проблемы, касающиеся качества преподавания и обучения с использованием ИКТ, в том числе, в России. Особенно это касается понимания, адаптации и проектирования образовательных систем в соответствии с современными технологическими тенденциями. Исследования показали, что, несмотря на инвестиции, вложенные в внедрение технологий в школах, результаты не были абсолютно удовлетворительными, и намеченные результаты еще не достигнуты [4].

Эти проблемы обострились во время пандемии COVID-19, которая вынудила перевести преподавание на всех уровнях образования в онлайн. Онлайн-обучение ускорило использование цифровых технологий, что вызвало вопросы, касающиеся процесса, характера, масштабов и эффективности цифровизации в школах. В частности, многие школы продемонстрировали недостаток опыта и низкий цифровой потенциал, что привело к увеличению пробелов, неравенству и потерям в обучении [4, с. 31]. Такие результаты демонстрируют необходимость в том, чтобы специалисты педагогического профиля анализировали и адаптировали накопленный опыт, с целью укрепления цифрового потенциала школьного образования и повышения уровня цифровизации всей образовательной системы.

На наш взгляд, цифровизация открывает возможности для фундаментального улучшения работы школ и затрагивает многие аспекты методики обучения школьников. Однако это сложный процесс, который требует крупномасштабных трансформационных изменений, выходящих за рамки технических аспектов технологии и инфраструктуры. А именно, цифровизация относится к “серии изменений в плане цели, содержания, практики работы учителей и приобретаемых учениками компетенций, которые должны соответствовать новым социокультурным вызовам” [3, с. 3], которые приводят к культурным, организационным и операционным изменениям посредством интеграции цифровых технологий. Успешная цифровая трансформация требует, чтобы школы повысили уровень своего цифрового потенциала, создав необходимую “культуру, политику, инфраструктуру, а также цифровую компетентность учащихся и персонала для поддержки эффективной интеграции технологий в преподавание и учебные практики” [10, с. 26].

Учитывая, что интеграция цифровых технологий является сложным и непрерывным процессом, который воздействует на участников школьной экосистемы, необходимо показать, как различные элементы воздействия взаимосвязаны, и определить факторы, которые могут способствовать эффективным изменениям в школьной среде в связи с цифровой трансформацией. Чтобы решить проблемы, изложенные выше, мы сформулировали следующие исследовательские вопросы:

а) Каково влияние цифровой трансформации на образование?

б) Какие факторы могут повлиять на цифровой потенциал и трансформацию школы?

В настоящем исследовании мы провели несистематический обзор литературы по публикациям, касающимся влияния цифровых технологий на образование и факторов, влияющих на цифровой потенциал и трансформацию школы. Полученные результаты показали, что использование цифровых технологий в образовании затрагивает множество участников школьной экосистемы.

Во-первых, мы заметили, что по мере развития технологий растет и интерес исследовательского сообщества к их применению в школьных условиях. Начиная с 2005 года, когда компьютеры, симуляторы и интерактивные доски, а также электронные книги  были наиболее часто применяемыми инструментами в школьных мероприятиях [1], переходя к использованию обучающих платформ [7], затем к использованию мобильных устройств и цифровых игр [9], к более современным передовым технологиям, таким как приложения AR и VR [5], или робототехники и искусственного интеллекта [6]. Как показывает эта эволюция, цифровые технологии — это постоянно меняющаяся концепция с различными возможностями и характеристиками.

Кроме того, с точки зрения обучения школьников, растет интерес к различным режимам и моделям доставки контента, таким как онлайн, смешанный и гибридный режимы. Это свидетельствует о том, что ценность технологий для поддержки преподавания и усвоения знаний, а также других методов, связанных со школой, все больше признается исследовательским и школьным сообществом.

Результаты анализа литературы показывают, что интеграция ИКТ на результаты обучения учащихся оказывает от значительного влияния до умеренного. Тем не менее, в ряде недавних исследований сообщалось о “снижении качества образования в период самоизоляции, что спровоцировало реакцию отторжения цифровых образовательных форм и рост технологического пессимизма у значительной части респондентов” [2, с. 158]. Основываясь на этих результатах, авторы предположили, что влияние технологий на образование зависит от нескольких переменных, а не от технологии как таковой. Эти факторы взаимосвязаны и играют жизненно важную роль в процессе трансформации. В частности, они включают: a) цифровые компетенции; б) личные характеристики учителей и их профессиональное развитие; в) руководство школой; г) подключение к интернету, инфраструктуру и государственную поддержку; д) методы администрирования и управления данными; е) социально-экономическое положение учащихся и поддержка семьи и д) социально-экономический контекст школы и чрезвычайные ситуации.

Стоит отметить, что мы наблюдали факторы, которые влияют на интеграцию ИКТ в образование, но также могут быть затронуты ею. Например, частое использование ИКТ и ноутбуков учащимися в учебных целях положительно влияет на развитие цифровых компетенций, и в то же время цифровые компетенции влияют на использование ИКТ. В результате влияние цифровых технологий следует больше изучать как фактор, способствующий внедрению желательных и новых практик, а не просто как катализатор, улучшающий результаты образовательного процесса в школе, то есть успеваемость учащихся.

В то время как влияние ИКТ на успеваемость учащихся было тщательно исследовано методистами, другим аспектам школьной жизни, на которые также влияют ИКТ, такие как равенство, инклюзивность и социальная интеграция, уделялось в российской науке меньше внимания.

Дальнейший анализ литературы показал увеличение инвестиций в мероприятия в области ИКТ для поддержки обучения иностранным языкам и точным наукам, особенно математике и естественным наукам. Это были наиболее распространенные предметы, изучавшиеся в рассмотренных статьях, часто на основе результатов ЕГЭ [8]. Как таковые, в исследованиях по-прежнему отсутствуют исследования, которые фокусировались бы на воздействии ИКТ на целый ряд предметов школьной учебной программы уровня основного общего образования.

Качественное исследование предоставило дополнительную информацию о влиянии цифровых технологий на образование, задокументировав положительные эффекты и предоставив более подробную информацию о последствиях, рекомендациях и направлениях будущих исследований. В частности, выводы, касающиеся роли ИКТ в поддержке обучения, подчеркивают важность учебной практики учителей и контекста обучения при использовании технологий и, следовательно, их влияния на обучение [4; 6; 10].

В целом, мы приходим к выводу, что цифровая трансформация открывает огромный потенциал для фундаментального улучшения работы школ. Однако инвестиции в инфраструктуру ИКТ и повышение квалификации для улучшения школьного образования еще не принесли плодотворных результатов.

Цифровая трансформация — это сложный процесс, который требует крупномасштабных трансформационных изменений в обществе, предполагающих наращивание цифрового потенциала и готовности к изменениям на всех уровнях, в том числе, образовательном. Чтобы добиться таких изменений, все участники школьной экосистемы должны разделять общее видение относительно интеграции ИКТ в образование и работать над достижением этой цели.

Наш обзор литературы, в котором обобщены данные отечественных исследований, предоставил полезную информацию о влиянии цифровой трансформации на различные стороны процесса обучения школьников и показал, что влияние цифровых технологий затрагивает множество различных аспектов школьной жизни, которые часто упускаются из виду, когда основное внимание уделяется достижения учащихся как конечному результату образования.

Кроме того, концепция цифровой трансформации — это концепция изменчивая, поскольку технологии не только различаются между собой, требуя различного использования в образовательной практике, но и меняются с течением времени. Мы надеемся, что наше исследование послужит основой для практики и научных исследований в выбранной области, а также приведет к изменению парадигмы в сторону более целостного подхода в исследованиях воздействия и оценки цифровой трансформации процесса обучения школьников.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Давлетшина, В. В. Современные технологии интерактивных досок / В. В. Давлетшина, К. З. Прус // Наука, техника и образование. — 2018. — №1 (42). — С. 24-27.
  2. Назаров, В. Л. Шоковая цифровизация образования: восприятие участников образовательного процесса / В. Л. Назаров, Д. В. Жердев, Н. В. Авербух // Образование и наука. — 2021. — №1. — С. 156-201.
  3. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России / Экспертно-аналитический доклад. — М.: ЦСР, 2017. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://csr. ru/wp-content/ uploads/2017/l0/ novaya-tehnologicheskaya-revolutsiya-2017-10-13.pdf (дата обращения: 08.04.2023).
  4. Попов, Д. С. Цифровизация российской средней школы: отдача и факторы риска / Д. С. Попов, А. В. Стрельникова, Е. А. Григорьева // Мир России. Социология. Этнология. — 2022. — №2. — С. 26-50.
  5. Путило, О. О. Использование технологий дополненной и виртуальной реальности в процессе литературного образования / О. О. Путило, Л. Н. Савина // Известия ВГПУ. — 2020. — №9 (152). — С. 27-35.
  6. Садыкова, А. Р. Искусственный интеллект как компонент инновационного содержания общего образования: анализ мирового опыта и отечественные перспективы / А. Р. Садыкова, И. В. Левченко // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. — 2020. — №3. — С. 201-209.
  7. Сальникова, Е.А. Школьная цифровая платформа как инструмент организации персонализированного обучения // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. — 2021. — №3 (14). — С. 70-73.
  8. Софронова, К. Д. Применение цифровых образовательных ресурсов сети Интернет для подготовки к ЕГЭ / К. Д. Софронова, М. С. Николаева // Юный ученый. — 2017. — № 3.2 (12.2). — С. 100-102.
  9. Титова, С. В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс // Вестник ТГУ. — 2016. — №7-8 — С. 159-160.
  10. Уваров, А. Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь/Researcher. — 2019. — №1-2 — С. 25-26.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Бадрызлова Л.В., Глухарева Е.А., Гладкова Л.Н. ОЦЕНКА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 140 - 147. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7927 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7927



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.