'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 5
  4. Научная статья № 34

Просмотры  50 просмотров

Долгова Е.И.

  


ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ДОУ *

  


Аннотация:
экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экология — не просто модное слово, которое используется где надо и не надо. Планета, на которой мы живем, не так уж велика, а запасной пока не имеется. «Венец природы» - человек, так относился к своему единственному месту жительства, что Земля уже не может самостоятельно восстановить свое планетарное здоровье: экологический кризис становится все более угрожающим. Только экологически осмысленное поведение каждого жителя планеты может помочь в ее спасении от постепенного разрушения. Но для этого необходимо формировать новый, ответственный тип мышления, прививать новым поколениям экологическую культуру   

Ключевые слова:
экология, венец природы   


УДК 37

Долгова Е.И.

воспитатель ГБДОУ детский сад №71

Кировского района г. Санкт-Петербурга

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ДОУ

 

Аннотация: экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.  На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экология — не просто модное слово, которое используется где надо и не надо. Планета, на которой мы живем, не так уж велика, а запасной пока не имеется. «Венец природы» - человек, так относился к своему единственному месту жительства, что Земля уже не может самостоятельно восстановить свое планетарное здоровье: экологический кризис становится все более угрожающим. Только экологически осмысленное поведение каждого жителя планеты может помочь в ее спасении от постепенного разрушения. Но для этого необходимо формировать новый, ответственный тип мышления, прививать новым поколениям экологическую культуру.

 

Ключевые слова: экология, венец природы.

 

В конце ХХ века появился термин — экология личности, ставший одним из аспектов нравственности. Невозможно воспитать нравственного человека, не привив ему культуры бережного отношения к миру, в котором он живет.

Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важнейшей задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери, а также падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.

Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности. Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека ко всему живому.

Наблюдая за маленьким жучком, ползущим по веточке дерева или травинке, за каплями дождя, стучащими по окну, можно научить ребенка замечать явления живой и неживой природы, устанавливать простейшие связи между ними. У детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста и развития, воспитывается интерес к природе и способность любоваться ею в разное время года, в любую погоду.

Восприятие природы помогает развивать нравственные качества ребенка – жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение к животным и растениям.

Малыш, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда и муравейники, обижать животных.

В соответствии с этим основными задачами экологического образования являются:

воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;

формирование знаний о природе;

развитие сопереживания к бедам природы, потребности бороться за ее сохранение.

Процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое воспитание начинается с раннего детства.

Работа ведется по двум направлениям:

  • формирование начал экологической культуры у детей;
  • развитие начал экологической культуры у взрослых.

В своей работе мы используем следующие формы поведения ребенка, которые могут служить критерием уровня его «экологического воспитания»:

– самостоятельные наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций;

– постановка опытов и экспериментов;

– стремление рассказать о впечатлениях, обсудить их, передать в игре, изодеятельности, в труде по уходу за животными и растениями.

– наблюдения детей за объектами природы, с которыми они находятся в постоянном контакте, позволяют формировать конкретные представления детей о них.

– наблюдения за сезонными явлениями в природе приучают дошколят самим замечать их.

– совместная деятельность детей и педагога помогает формированию трудовых навыков.

– чтение художественной литературы, иллюстрации, репродукции картин известных художников вызывают устойчивый интерес к природе.

Еженедельное проведение занятий в детском саду по экологии, использование игровых обучающих ситуаций, бесед, развивающих игр – развивают положительное эмоциональное отношение к природе.

В статье 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г. написано: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Всячески привлекайте и поощряйте участие ребенка в уходе за животными или растениями. Начните с самого простого – используйте готовые наборы для выращивания цветов и зелени, установите кормушки или скворечники для птиц. Опытным маленьким садоводам уже можно попробовать посадить настоящий мини-огород на подоконнике. В процессе обязательно рассказывайте в доступной для ребенка форме о проблемах окружающей среды и о том, что нужно делать, чтобы их не было. В теплое время года экологическое воспитание может стать для дошкольников увлекательным приключением. Прогулки в лес, поле, парк, луг помогут ближе познакомиться с типичными представителями местной флоры и фауны. Это расширит знания ребенка об окружающих его животных и растениях. Помогите малышу научиться видеть красоту окружающей природы.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Работая вместе с семьей по формированию экологического воспитания дошкольников, мы предоставляем ребенку начальный социальный опыт и создаем оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Подробно рассказала родителям о необходимости формирования экологической культуры дошкольников, а также предложила рекомендации для повышения собственной экологической культуры родителей. Нужно организовывать совместные игры с детьми, которые духовно и эмоционально обогащают и тех, и других, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Таким образом, можно сказать о том, что при формировании экологическом воспитании дошкольников используется большое разнообразие средств и методов, при условии их целенаправленного выбора. Но следует отметить и тот факт, что ряд методов будут наиболее эффективны, если их использование осуществляется в неразрывной связи с развивающей экологической средой.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006, - С.23.
  3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой, - М.: Просвещение, 1980. - С. 42.
  4. «Мы» - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Долгова Е.И. ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ДОУ // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 148 - 152. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7928 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7928



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.