'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 5
  4. Научная статья № 35

Просмотры  51 просмотров

Иванова Е.А.

  


ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в работе рассматривается применение технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, активных методов и приёмов обучения для повышения познавательной активности младших школьников, развития их творческих способностей, активного вовлечения учащихся в образовательную деятельность, стимулирования самостоятельности детей в начальной школе   

Ключевые слова:
деятельностный метод обучения, деятельность, познавательная активность, самостоятельность   


УДК 37

Иванова Е.А.

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 2» городского округа город Салават Республики Башкортостан

(г. Салават, Россия)

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Аннотация: в работе рассматривается применение технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, активных методов и приёмов обучения для повышения познавательной активности младших школьников, развития их творческих способностей, активного вовлечения учащихся в образовательную деятельность, стимулирования самостоятельности детей в начальной школе.

 

Ключевые слова: деятельностный метод обучения, деятельность, познавательная активность, самостоятельность.

 

 Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
 Поэтому задача системы образования на современном этапе не в передаче объема знаний, умений и навыков, а в том, чтобы научить детей учиться. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. В гимназии реализуется Международный исследовательский проект (под руководством НОУ ДПО «Института системно - деятельностной педагогики») по реализации технологии деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон.

 Применение технологии деятельностного метода обучения на уроках обеспечивает системное включение детей в познавательную деятельность. 

 Что же такое деятельность? Деятельность – это занятие, труд, которые вызывают в человеке коренные изменения, преобразующие себя самого.

 Деятельность – это процесс. Его можно представить как цепочку, каждое звено которой состоит из уверенного действия;

- встречи с затруднением (затруднение мешает движению вперед - возникает вопрос «Что делать?»).

 В результате применения технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон отношение учащихся к миру не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею», а заменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Обучение в технологии деятельностного метода – это совместная деятельность, которая основана на взаимопонимании и сотрудничестве. Система «учитель - ученик» достигает эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность целенаправленных действий учителя и учащихся. Учитель должен построить работу детей так, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.

Задачи учителя:

- своевременно ставить затруднения, преодоление которых побуждает к познанию нового;

- показывать общие пути преодоления затруднений (использовать другой подход, другое правило, что-то изменить, взять иной материал др.).

Ученик в таком образовательном процессе – деятель, а учителю отводится роль организатора и координатора этого процесса. Учитель на своем примере должен показать ученикам, что

- невозможно знать все, но можно и должно узнавать;

- вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию.

При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать, исправить или даже избежать ее.

 Для включения ребенка в активную познавательную деятельность необходимо:

- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

- планировать урок с использованием разнообразных форм и методов учебной работы, самостоятельной работы, диалогических и проектно - исследовательских методов;

- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

У деятельностного метода обучения есть свои преимущества:

- может применяться при изучении любого учебного предмета;

- обеспечивает включение детей в деятельность на всех этапах урока: постановки учебной задачи; «открытия» нового знания; самоконтроля и самооценки, выполнения самостоятельной работы и др.;

- деятельностный метод создает благоприятные условия для дифференцированного обучения;

- обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет повысить прочность знаний.

Знания становятся понятными, осознанными, если они получены в процессе собственной деятельности. Самостоятельная деятельность побуждает ученика к самоорганизации и самоконтролю, ему приходится вступать в деловую коммуникацию с соседом по парте, учителем. Это ориентирует на налаживание деловых партнерских отношений. В результате систематической собственной познавательной деятельности человек оказывается готовым использовать свои знания и умения в любой ситуации и действовать грамотно.

Алгоритм формирования предметных и метапредметных умений в рамках деятельностного подхода.

  • Включение задания на пробное действие, мотивирующего изучение новой темы.
  • «Открытие» нового знания, где предлагается система вопросов и заданий, подводящих к самостоятельному открытию нового, обеспечивает выполнение предметных действий с реальными объектами.
  • Первичное закрепление, тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных понятий, обеспечивает прохождение этапа внешней речи – проговаривание вслух и выполнение действия по алгоритму.
  • Обучающая самостоятельная работа обеспечивает прохождение этапа внутренней речи – проговаривание «про себя».
  • При выполнении заданий на повторение действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие).

Характерные особенности урока в технологии деятельностного метода обучения:

  1. Учитель формулирует не только содержательную, но и деятельностную цель урока.
  2. Учитель организует работу по актуализации имеющихся знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания.
  3. Учитель продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности; создает условия (задание на пробное действие, «затруднение») для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием.
  4. Цель урока ставится учащимися самостоятельно как собственная учебная задача.
  5. На этапе первичного закрепления учитель выбирает форму коммуникативного взаимодействия учащихся для проговаривания каждым нового знания, алгоритма действий во внешней речи.
  6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
  7. Формы и методы обучения обеспечивают реализацию цели учителя «не давать готовые знания».
  8. Учитель планирует формы и методы организации этапа рефлексии учащимися собственной деятельности на уроке.
  9. Проводится итоговая диагностика результатов учащихся.
  10. Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов диагностики.

Познавательная активность – показатель качества деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению способами деятельности за оптимальное время.

У большинства учеников начальной школы отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности образовательного процесса в работе учителя.

При подборе содержания занятий для младших школьников необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.

Увеличивать степень самостоятельности учащихся начальных классов, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности нужно постепенно, когда уже сформирован базовый уровень их собственной познавательной активности.
 Роль мотивации в успешном обучении младших школьников неоспорима. Проведенные исследования мотивации учащихся выявили, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта учащегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей учащегося, но в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить успехи в учебе.
 Для активизации деятельности учащихся начальной школы можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

  1. Сигнальные карточки при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении различных тем с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
  2. Вставки на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывании кроссворда и т. д. Детям нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос или выполнить задание лучше других.
  3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
  4. Прослушивание материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
  5. Активные методы рефлексии:

- рефлексия эмоционального состояния и настроения;

- рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы проанализировать, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

- рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные). Данные виды рефлексии можно проводить как коллективно, так и индивидуально.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

 Таким образом, применение технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает учащихся в образовательную деятельность, стимулирует самостоятельность младших школьников.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии: монография / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов, М. А. Кубышева, В. А. Петерсон; НОУ ДПО «Институт системно - деятельностной педагогики». - Москва: Ин-т СДП, 2018. - 91 с.
  2. Петерсон, Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...». - Москва: Academia: АПКиППРО, 2007. - 447 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Иванова Е.А. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 153 - 160. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7929 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7929



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.