'
Иванова Е.А.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ *
Аннотация:
в работе рассматривается применение технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, активных методов и приёмов обучения для повышения познавательной активности младших школьников, развития их творческих способностей, активного вовлечения учащихся в образовательную деятельность, стимулирования самостоятельности детей в начальной школе
Ключевые слова:
деятельностный метод обучения, деятельность, познавательная активность, самостоятельность
УДК 37
Иванова Е.А.
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» городского округа город Салават Республики Башкортостан
(г. Салават, Россия)
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: в работе рассматривается применение технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, активных методов и приёмов обучения для повышения познавательной активности младших школьников, развития их творческих способностей, активного вовлечения учащихся в образовательную деятельность, стимулирования самостоятельности детей в начальной школе.
Ключевые слова: деятельностный метод обучения, деятельность, познавательная активность, самостоятельность.
Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Поэтому задача системы образования на современном этапе не в передаче объема знаний, умений и навыков, а в том, чтобы научить детей учиться. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. В гимназии реализуется Международный исследовательский проект (под руководством НОУ ДПО «Института системно - деятельностной педагогики») по реализации технологии деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон.
Применение технологии деятельностного метода обучения на уроках обеспечивает системное включение детей в познавательную деятельность.
Что же такое деятельность? Деятельность – это занятие, труд, которые вызывают в человеке коренные изменения, преобразующие себя самого.
Деятельность – это процесс. Его можно представить как цепочку, каждое звено которой состоит из уверенного действия;
- встречи с затруднением (затруднение мешает движению вперед - возникает вопрос «Что делать?»).
В результате применения технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон отношение учащихся к миру не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею», а заменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Обучение в технологии деятельностного метода – это совместная деятельность, которая основана на взаимопонимании и сотрудничестве. Система «учитель - ученик» достигает эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность целенаправленных действий учителя и учащихся. Учитель должен построить работу детей так, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.
Задачи учителя:
- своевременно ставить затруднения, преодоление которых побуждает к познанию нового;
- показывать общие пути преодоления затруднений (использовать другой подход, другое правило, что-то изменить, взять иной материал др.).
Ученик в таком образовательном процессе – деятель, а учителю отводится роль организатора и координатора этого процесса. Учитель на своем примере должен показать ученикам, что
- невозможно знать все, но можно и должно узнавать;
- вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию.
При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать, исправить или даже избежать ее.
Для включения ребенка в активную познавательную деятельность необходимо:
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
- планировать урок с использованием разнообразных форм и методов учебной работы, самостоятельной работы, диалогических и проектно - исследовательских методов;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
У деятельностного метода обучения есть свои преимущества:
- может применяться при изучении любого учебного предмета;
- обеспечивает включение детей в деятельность на всех этапах урока: постановки учебной задачи; «открытия» нового знания; самоконтроля и самооценки, выполнения самостоятельной работы и др.;
- деятельностный метод создает благоприятные условия для дифференцированного обучения;
- обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет повысить прочность знаний.
Знания становятся понятными, осознанными, если они получены в процессе собственной деятельности. Самостоятельная деятельность побуждает ученика к самоорганизации и самоконтролю, ему приходится вступать в деловую коммуникацию с соседом по парте, учителем. Это ориентирует на налаживание деловых партнерских отношений. В результате систематической собственной познавательной деятельности человек оказывается готовым использовать свои знания и умения в любой ситуации и действовать грамотно.
Алгоритм формирования предметных и метапредметных умений в рамках деятельностного подхода.
Характерные особенности урока в технологии деятельностного метода обучения:
Познавательная активность – показатель качества деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению способами деятельности за оптимальное время.
У большинства учеников начальной школы отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности образовательного процесса в работе учителя.
При подборе содержания занятий для младших школьников необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.
Увеличивать степень самостоятельности учащихся начальных классов, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности нужно постепенно, когда уже сформирован базовый уровень их собственной познавательной активности.
Роль мотивации в успешном обучении младших школьников неоспорима. Проведенные исследования мотивации учащихся выявили, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта учащегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей учащегося, но в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить успехи в учебе.
Для активизации деятельности учащихся начальной школы можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
- рефлексия эмоционального состояния и настроения;
- рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы проанализировать, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
- рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные). Данные виды рефлексии можно проводить как коллективно, так и индивидуально.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
Таким образом, применение технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает учащихся в образовательную деятельность, стимулирует самостоятельность младших школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5
Ссылка для цитирования:
Иванова Е.А. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 153 - 160. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7929 (дата обращения: 19.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*