'
Курбатова С.Н.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ *
Аннотация:
в работе исследуется процесс управления формированием компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий. В работе предпринята попытка осуществить оценку уровня готовности образовательной организации к управлению формированием ИКТ-компетенций учащихся. На основе анализа проблем препятствующих развитию данных компетенций, была составлена модель процесса управления формированием ИКТ-компетенций обучающихся
Ключевые слова:
информационно-коммуникационные технологии, ИКТ-компетенции, образовательное учреждение, информатизация, цифровая грамотность
УДК 37
Курбатова С.Н.
студентка 2го курса магистерской программы:
«Управление и инновации в образовании» института психологии и педагогики ТюмГУ
Тюменский государственный университет
(г. Тюмень, Россия)
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация: в работе исследуется процесс управления формированием компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий. В работе предпринята попытка осуществить оценку уровня готовности образовательной организации к управлению формированием ИКТ-компетенций учащихся. На основе анализа проблем препятствующих развитию данных компетенций, была составлена модель процесса управления формированием ИКТ-компетенций обучающихся.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, ИКТ-компетенции, образовательное учреждение, информатизация, цифровая грамотность.
Современный мир на данном этапе развития тесно связан с процессами глобализации и информатизации общества, интенсивным внедрением технологий, средств и механизмов коммуникации, основанных на использовании средств ИКТ. В настоящее время система образования всё чаще осуществляет запрос на подготовку детей к жизни в обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, где главными продуктами производства являются знание и информация. Однако на практике мы всё чаще сталкиваемся с тем, что учащиеся плохо ориентируются в постоянно развивающемся мире информационных технологий. При довольно высоком уровне осознанности проблемы цифровой неграмотности учащихся, образовательные учреждения не предпринимают существенных попыток по улучшению существующих проблем и обладают недостаточным уровнем мотивации для реализации конкретных мероприятий, позволяющих эффективно формировать ИКТ-компетенции учащихся.
Преобладание традиционных форм организации учебно-воспитательной работы, неготовность родителей и зрелого преподавательского состава к инновационным переменам, высокая нагрузка педагогов и недостаточный уровень материального обеспечения образовательной организации могут негативно сказаться на дальнейшем развитии информационно-коммуникационных компетенций обучающихся. Необходима такая система управления, которая позволит нивелировать указанные выше противоречия и наладить эффективную работу сопровождения учащихся и педагогов.
В данной работе мы осуществили попытку создать модель эффективного процесса управления формированием ИКТ-компетенций обучающихся на базе школьного учреждения. Реализация данной модели, на наш взгляд, была бы эффективна для решения следующих проблем, препятствующих готовности образовательного учреждения к управлению формированием ИКТ-компетенций учащихся: 1) низкий уровень цифровой грамотности обучающихся и педагогов; 2) низкий уровень материально-технического, учебно-методического и программно-стратегического обеспечения ОО; 3) недостаточное применение средств ИКТ в составе учебных действий, воспитательной работы и системе дополнительного образования. Модель управления представлена нами в виде рисунка.
Рис. 1. Модель процесса управления
формированием ИКТ-компетенций обучающихся
Поясним модули, относящиеся к комплексу мероприятий информатизации. Модули представлены в таблице.
Таблица 1. Модули комплексной информатизации
Название модуля |
Содержание |
Образовательный модуль |
1. Проведение уроков, занятий, элективных курсов с использованием ИКТ. |
Информационный модуль
|
1. Информационная поддержка школьного сайта. |
Организационно-управленческий |
1.Формирование электронной базы данных кадров и данных обучающихся. |
Модуль дополнительного образования |
1.Творческие отчеты-презентации учащихся . |
Реализация модели, обобщение и распространение опыта построения комплексной информационной среды в образовательном учреждении могут стать основой для интенсивного внедрения информационных технологий во все сферы учебно-воспитательного процесса. Комплексная реализация структурных компонентов модели, должна привести к высокому уровню эффективности качества процесса управления формированием компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5
Ссылка для цитирования:
Курбатова С.Н. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 161 - 166. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7930 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*