'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 5
  4. Научная статья № 36

Просмотры  79 просмотров

Курбатова С.Н.

  


УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ *

  


Аннотация:
в работе исследуется процесс управления формированием компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий. В работе предпринята попытка осуществить оценку уровня готовности образовательной организации к управлению формированием ИКТ-компетенций учащихся. На основе анализа проблем препятствующих развитию данных компетенций, была составлена модель процесса управления формированием ИКТ-компетенций обучающихся   

Ключевые слова:
информационно-коммуникационные технологии, ИКТ-компетенции, образовательное учреждение, информатизация, цифровая грамотность   


УДК 37

Курбатова С.Н.
студентка 2го курса магистерской программы:

«Управление и инновации в образовании» института психологии и педагогики ТюмГУ
Тюменский государственный университет
(г. Тюмень, Россия)

 

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Аннотация: в работе исследуется процесс управления формированием компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий. В работе предпринята попытка осуществить  оценку уровня готовности образовательной организации к управлению формированием ИКТ-компетенций учащихся. На основе анализа проблем препятствующих развитию данных компетенций, была составлена модель процесса управления формированием ИКТ-компетенций обучающихся.

 

Ключевые слова:  информационно-коммуникационные технологии, ИКТ-компетенции, образовательное учреждение, информатизация, цифровая грамотность.

 

Современный мир на данном этапе развития тесно связан с процессами глобализации и информатизации общества, интенсивным внедрением технологий, средств и механизмов коммуникации, основанных на использовании средств ИКТ. В настоящее время система образования всё чаще осуществляет запрос на подготовку детей к жизни в обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, где главными продуктами производства являются знание и информация.  Однако на практике мы всё чаще сталкиваемся с тем, что учащиеся плохо  ориентируются в постоянно развивающемся мире информационных технологий.  При довольно высоком уровне осознанности  проблемы цифровой неграмотности учащихся, образовательные учреждения не предпринимают существенных попыток по улучшению существующих проблем и обладают недостаточным уровнем мотивации для реализации конкретных мероприятий, позволяющих эффективно формировать ИКТ-компетенции учащихся.

Преобладание традиционных форм организации учебно-воспитательной работы, неготовность родителей и зрелого преподавательского состава к инновационным переменам, высокая нагрузка педагогов и недостаточный уровень материального обеспечения образовательной организации могут негативно сказаться на дальнейшем развитии информационно-коммуникационных компетенций обучающихся. Необходима такая система управления, которая позволит нивелировать указанные выше противоречия и наладить эффективную работу сопровождения учащихся и педагогов.

В данной работе мы осуществили попытку создать модель эффективного процесса управления формированием ИКТ-компетенций обучающихся на базе школьного учреждения.  Реализация данной модели, на наш взгляд, была бы эффективна для решения следующих проблем, препятствующих готовности образовательного учреждения к управлению формированием ИКТ-компетенций учащихся: 1) низкий уровень цифровой грамотности обучающихся и педагогов; 2) низкий уровень материально-технического, учебно-методического и программно-стратегического обеспечения ОО; 3) недостаточное применение средств ИКТ в составе учебных действий, воспитательной работы и системе дополнительного образования.  Модель управления представлена нами в виде рисунка.

 

Рис. 1. Модель процесса управления

формированием ИКТ-компетенций обучающихся

 

Поясним модули, относящиеся к комплексу мероприятий информатизации. Модули представлены в таблице.

 

Таблица 1. Модули комплексной информатизации

Название модуля

Содержание

Образовательный модуль

1. Проведение уроков, занятий, элективных курсов с использованием ИКТ.
2. Участие педагогов и учащихся в конкурсах с использованием ИКТ.
3. Организация проектной деятельности учащихся и педагогов с использованием ИКТ.
4. Организация дистанционного обучения.
5. Организация тестирования учащихся.
6. Дистанционное обучение педагогов.

Информационный модуль

 

1. Информационная поддержка школьного сайта.
2. Ведение электронных журналов и дневников.
3. Организация интерактивного взаимодействия с родителями и учащимся.
4. Проведение классных часов, родительских собраний, общешкольных мероприятий с использованием медиаресурсов.
4.Взаимодействие со СМИ.
5. Размещение школьной коллекции ЦОР на сайте школы.

Организационно-управленческий

1.Формирование электронной базы данных кадров и данных обучающихся.
2. Введение электронного документооборота.
3. Формирование электронной отчётности.

Модуль дополнительного образования

1.Творческие отчеты-презентации учащихся .
2. Создание и использование учителями и учащимися электронных презентаций для проведения общешкольных мероприятий.
3. Компьютерное сопровождение школьных мероприятий.
4.Выпуск школьной газеты.
5. Монтаж видеороликов по сюжетам школьной жизни.
6. Цифровая обработка звука, запись фонограмм.
7. Цифровая летопись школы

 

Реализация модели, обобщение и распространение опыта построения комплексной информационной среды в образовательном учреждении могут стать основой для интенсивного внедрения информационных технологий во все сферы учебно-воспитательного процесса. Комплексная реализация структурных компонентов модели, должна привести к высокому уровню эффективности качества процесса управления формированием компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Галустян О.В., Радченко Л.А., Плешаков М.А. Понятие компетенции и компетентности в современной педагогике // Гуманитарные науки. № 2. С. 10-14.
  2. Глухова Т.В., Бажанова С.В. ИКТ-компетентность в современном образовании // Интеграция образования. 2013. № 2. С. 130-134.
  3. Катаев М.Ю., Кориков А.М., Мкртчян В.С. Концепция виртуальной образовательной системы // Вестник ТГПУ. № 12 (165). С. 144-147.
  4. Мусина А.А. Организация мониторинга развития ключевых компетенций младших школьников в ИКТ-насыщенной образовательной среде // Вестник ТГПУ. 2015. № 11 (164). С. 18-22.
  5. Худякова А.В. Технология формирования ИКТ–компетенций // Пермский педагогический журнал. 2011. № 2. С. 80-85. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Курбатова С.Н. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 161 - 166. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7930 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7930



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.