'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 5
  4. Научная статья № 38

Просмотры  49 просмотров

Мотова К.Е., Еремеева О.А.

  


РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в статье представлен опыт образовательной организации по выявлению одаренности у детей и ее развитию   

Ключевые слова:
одаренность, развитие одаренности   


УДК 37.013

Мотова К.Е.

студент,

Елабужский институт (филиал)

Казанский (Приволжский) федеральный университет

(г. Елабуга, Россия)

 

Еремеева О.А.

кандидат психологических наук,

доцент кафедры теории и методики

дошкольного и начального образования

Казанский (Приволжский) федеральный университет

(г. Елабуга, Россия)

 

РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ

ОДАРЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация: в статье представлен опыт образовательной организации по выявлению одаренности у детей и ее развитию

 

Ключевые слова: одаренность, развитие одаренности.

 

Феномен одаренности детей остается для науки интересным и не до конца раскрытым вопросом.

Одаренностью следует считать уникальное сочетание способностей, от которых зависит успех в конкретной области деятельности человека. То есть говоря об одаренности учащегося подразумевают некое опережение в развитии способностей ребенка в конкретной области (учеба, хореография, вокал и др.).

Важно систематически мотивировать одаренных детей к процессу познания и личностного развития.

В наше время построение процесса обучения и воспитания одаренных детей должно строиться с учетом индивидуальных особенностей младшего школьника и современных технологий образования в целом.

На констатирующем этапе эксперимента нами были использованы следующие методики:

- методика «Помоги зайке», целью которой является выявление уровня изобретательности, где третий уровень – использование условных объектов в готовом виде, второй уровень – использование условных объектов с учетом незначительных видоизменений, третий уровень – использование условных объектов в качестве основы для создания принципиально новых, более сложных объектов.

-методика «Нарисуй картинку», целью которой является определение уровня неординарности мышления в соответствии с критериями оценивания оригинальности дополненного элемента, его разработанности в соответствии с объемом значимых деталей и общего количества баллов, которое является решающим в обработке результатов.

В опытно-экспериментальном исследовании принимали участие младшие школьники МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» Елабужского муниципального района Республики Татарстан в составе 30 человек.

Этапы работы с одаренными младшими школьниками включали в себя следующие направления:

-раскрытие и развитие способностей школьников на уроках;

-раскрытие и развитие способностей детей во время внеурочной работы (проекты, конкурсы, выступления);

-обеспечение условий для гармоничного развития одаренных детей.

Организация процесса обучения и воспитания одаренных детей предполагала применение в работе следующих методов и приемов:метод дифференцированного обучения, проектный метод обучения, метод взаимного обучения школьников, метод деятельностного подхода в познании, метод организации дискуссий и бесед, метод игровых технологий, проведение пресс-конференции и др.

Цикл занятий проводился нами с экспериментальной группой детей, один раз в неделю. Общее количество занятий – 8.

Итоги повторного этапа эксперимента показали, что после реализации работы по организации обучения и воспитания одаренных детей, количество школьников с высоким и средним уровнем развития навыков переноса знаний в новую ситуацию увеличилось на 3 человека (20%), методика «Помоги зайке».

Низкий уровень развития творческого мышления показал на контрольном этапе эксперимента 1 школьник, что также свидетельствует об эффективности реализации образовательно-воспитательной деятельности с одаренными детьми.

Повторный анализ результатов исследования по методике «Нарисуй картинку» и «Помоги зайке» в контрольной группе учащихся выявил незначительную положительную динамику.

 Соответственно, гипотеза о том, что влияние процесса обучения и воспитания на развитие одаренных детей будет результативным, если выявить диагностический инструментарий определения уровня развития творческого мышления и навыков переноса знаний в новую ситуацию одаренных детей, осуществить процесс организации обучения и воспитания одаренных детей и провести констатирующий, формирующий и контрольный этап эксперимента с учащимися начальных классов, успешно подтверждена.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Антонова, В. К. Начальное звено школьного обучения / В.К. Антонова. – Казань: Изд-во Астра, 2020. – 112 с.
  2. Боткина, А.И. Особенности одаренных детей / А.И. Бугаева. – Курск: Изд-во Свет, 2021.-122 с.
  3. Володин, П.А. Развитие и воспитание младшего школьника / П.А. Володин. – СПб.: Изд-во Сфера, 2018. – 155 с.
  4. Гаврилов, А. К. Диагностика одаренности детей начальной школы / А.К. Гаврилов. – М.: Изд-во Лань, 2019. – 222 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Мотова К.Е., Еремеева О.А. РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 171 - 174. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7932 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7932



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.