'
Мотова К.Е., Еремеева О.А.
РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *
Аннотация:
в статье представлен опыт образовательной организации по выявлению одаренности у детей и ее развитию
Ключевые слова:
одаренность, развитие одаренности
УДК 37.013
Мотова К.Е.
студент,
Елабужский институт (филиал)
Казанский (Приволжский) федеральный университет
(г. Елабуга, Россия)
Еремеева О.А.
кандидат психологических наук,
доцент кафедры теории и методики
дошкольного и начального образования
Казанский (Приволжский) федеральный университет
(г. Елабуга, Россия)
РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ
ОДАРЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье представлен опыт образовательной организации по выявлению одаренности у детей и ее развитию
Ключевые слова: одаренность, развитие одаренности.
Феномен одаренности детей остается для науки интересным и не до конца раскрытым вопросом.
Одаренностью следует считать уникальное сочетание способностей, от которых зависит успех в конкретной области деятельности человека. То есть говоря об одаренности учащегося подразумевают некое опережение в развитии способностей ребенка в конкретной области (учеба, хореография, вокал и др.).
Важно систематически мотивировать одаренных детей к процессу познания и личностного развития.
В наше время построение процесса обучения и воспитания одаренных детей должно строиться с учетом индивидуальных особенностей младшего школьника и современных технологий образования в целом.
На констатирующем этапе эксперимента нами были использованы следующие методики:
- методика «Помоги зайке», целью которой является выявление уровня изобретательности, где третий уровень – использование условных объектов в готовом виде, второй уровень – использование условных объектов с учетом незначительных видоизменений, третий уровень – использование условных объектов в качестве основы для создания принципиально новых, более сложных объектов.
-методика «Нарисуй картинку», целью которой является определение уровня неординарности мышления в соответствии с критериями оценивания оригинальности дополненного элемента, его разработанности в соответствии с объемом значимых деталей и общего количества баллов, которое является решающим в обработке результатов.
В опытно-экспериментальном исследовании принимали участие младшие школьники МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» Елабужского муниципального района Республики Татарстан в составе 30 человек.
Этапы работы с одаренными младшими школьниками включали в себя следующие направления:
-раскрытие и развитие способностей школьников на уроках;
-раскрытие и развитие способностей детей во время внеурочной работы (проекты, конкурсы, выступления);
-обеспечение условий для гармоничного развития одаренных детей.
Организация процесса обучения и воспитания одаренных детей предполагала применение в работе следующих методов и приемов:метод дифференцированного обучения, проектный метод обучения, метод взаимного обучения школьников, метод деятельностного подхода в познании, метод организации дискуссий и бесед, метод игровых технологий, проведение пресс-конференции и др.
Цикл занятий проводился нами с экспериментальной группой детей, один раз в неделю. Общее количество занятий – 8.
Итоги повторного этапа эксперимента показали, что после реализации работы по организации обучения и воспитания одаренных детей, количество школьников с высоким и средним уровнем развития навыков переноса знаний в новую ситуацию увеличилось на 3 человека (20%), методика «Помоги зайке».
Низкий уровень развития творческого мышления показал на контрольном этапе эксперимента 1 школьник, что также свидетельствует об эффективности реализации образовательно-воспитательной деятельности с одаренными детьми.
Повторный анализ результатов исследования по методике «Нарисуй картинку» и «Помоги зайке» в контрольной группе учащихся выявил незначительную положительную динамику.
Соответственно, гипотеза о том, что влияние процесса обучения и воспитания на развитие одаренных детей будет результативным, если выявить диагностический инструментарий определения уровня развития творческого мышления и навыков переноса знаний в новую ситуацию одаренных детей, осуществить процесс организации обучения и воспитания одаренных детей и провести констатирующий, формирующий и контрольный этап эксперимента с учащимися начальных классов, успешно подтверждена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5
Ссылка для цитирования:
Мотова К.Е., Еремеева О.А. РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 171 - 174. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7932 (дата обращения: 29.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*