'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 5
  4. Научная статья № 42

Просмотры  41 просмотров

Хабибуллина В.Ю., Еремеева О.А.

  


РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В ЦЕЛЯХ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ *

  


Аннотация:
в статье затрагивается тема реализации внеурочной деятельности в условиях начальной школы на уроках окружающего мира, примерный план работы   

Ключевые слова:
внеурочная деятельность, начальная школа, окружающий мир, самостоятельная деятельность   


УДК 374

Хабибуллина В.Ю.

студент,

Елабужский институт (филиал)

Казанский федеральный университет

(г. Елабуга, Россия)

 

Еремеева О.А.

кандидат психологических наук, доцент кафедры теории

и методики дошкольного и начального образования,

Елабужский институт (филиал)

Казанский федеральный университет

(г. Елабуга, Россия)

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ

ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

В ЦЕЛЯХ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Аннотация: в статье затрагивается тема реализации внеурочной деятельности в условиях начальной школы на уроках окружающего мира, примерный план работы.

 

Ключевые слова: внеурочная деятельность, начальная школа, окружающий мир, самостоятельная деятельность.

 

Реализация внеурочной работы по предмету «Окружающий мир» в целях активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся основана нами на тех положениях, которые были рассмотрены в параграфе 1.3 курсовой работы. Формирующий этап экспериментального исследования охватил период с февраля по апрель 2022 года.

Во-первых, отметим, что познавательные умения, интересы и навыки младших школьников мы стремились активно развивать в процессе их подготовки к проверочным, самостоятельным, контрольным и тестовым работам во внеурочной деятельности по предмету окружающий мир. Активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся способствовало изучение таких тем как «Опасные места». Здесь младшие школьники при помощи самостоятельного изучения буклетов по безопасности жизнедеятельности определяли правила верного поведения дома, в окрестностях, в квартире, готовили свои сообщения, отвечали на вопросы товарищей.

Несомненно, весомый вклад в процесс внеурочной работы, направленной на активизацию самостоятельной познавательной деятельности младших школьников по предмету окружающий мир, внесла проектно-исследовательская деятельность учеников экспериментальной группы. Здесь дети самостоятельно формулировали познавательную цель, а также структурировали свои знания. Так, учащиеся подготовили групповые и индивидуальные проекты по следующим темам: 

-«Дорожные знаки»;

-«Кто нас защищает»;

-«Газ, вода и огонь»;

-«Здоровый образ жизни и спорт» и др.

При защите проектов школьники производили самооценку в отношении качества усвоенного материала. На активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся при подготовке проектов положительное воздействие оказала работа с энциклопедиями, журналами и научной периодикой, учебной литературой и др. 

Также в целях формирования научного интереса младших школьников нами была организована экскурсия в парк города Набережные Челны (парк «Гренада»). В процессе которой ученики третьего класса имели возможность вживую понаблюдать разные явления природы в зимнее время года:

-жизнедеятельность зимующих птиц (кормление птиц);

-растения (кустарники и деревья) в зимнее время года;

-изучение примет зимы;

-исследование свойств снега (липкий, рассыпчатый, белый);

-наслаждение красотой зимней природы (снегопад, иней) и др.

Большое внимание уделялось закреплению полученных во время экскурсии впечатлений младших школьников (рисование зимних деревьев, изготовление кормушек для птиц, проведение небольших опытов со снегом и др.). В процессе указанной деятельности мы стремились научить детей задавать вопросы, доказывать свои идеи, аргументировать ответы, организовывать исследования, искать информацию, проводить анализ и оценку событий в социуме, разных фактов и явлений окружающей жизни.

По желанию дети могли дополнить сочинения интересными фактами о городе Набережные Челны, фотографиями, рисунками и др. Существенную роль в организации внеурочной работы по предмету «Окружающий мир» все же сыграла опытно-экспериментальная работа учащихся, связанная с изучением и освоением таких тем как «Что такое почва», «Частицы, тела и вещества», «Свойства воды», «Воздух и ее состав».

Отдельного внимания заслуживает во внеурочной работе по активизации самостоятельной познавательной деятельности младших школьников просмотр документальных фильмов научного содержания:

-«Современный мир техники и науки»;

-«Первый человек в космосе»;

-«Нобелевские лауреаты и их достижения»;

-«Великие научные открытия» и др.

Здесь младшие школьники экспериментальной группы не только слушали, но и видели процесс проведения опытов в научных лабораториях, комментарии ученых, специфику их труда и др. Также в апреле месяце нами были организованы практические внеурочные занятия по предмету «Окружающий мир» на воздухе, открытой местности.

Данные практические занятия на пришкольном участке позволили детям вживую увидеть жизнь растений, насекомых, наблюдать за явлениями природы, возвращением птиц в родные края, жизнедеятельностью животных и др. Существенное место в активизации самостоятельной познавательной деятельности детей играло привлечение младших школьников к участию в следующих мероприятиях: предметные недели в школе (литература, окружающий мир, математика и др.);конференции, семинары, мастер-классы, конкурсы и смотры, посвященные темам исследования природы, общества, человека и др.

Рассмотрим содержание внеурочной работы по предмету «Окружающий мир» в целях активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в таблице 1.

 

Таблица 1. Содержание внеурочной работы по предмету «Окружающий мир» в целях активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся

п/п

Направление внеурочной работы

 

Краткая характеристика

1.

Подготовка к проверочным, самостоятельным, контрольным и тестовым работам

Подготовка к проверочным, самостоятельным, контрольным и тестовым работам требует от ученика пытливости ума, познавательного интереса, самостоятельности, умения планировать свою работу по самообразованию

2.

Опытно-экспериментальная работа учащихся

Небольшие опыты и эксперименты позволяют глубже изучить и освоить такие темы как «Что такое почва», «Частицы, тела и вещества», «Свойства воды», «Воздух и ее состав»

3.

Проектно-исследовательская деятельность учеников

Проектные технологии обучения позволяют детям самостоятельно формулировать познавательную цель, а также структурировать свои знания. При защите проектов школьники производят самооценку в отношении качества усвоенного материала.

Здесь же осуществляется работа с энциклопедиями, журналами и научной периодикой, учебной литературой и др. 

4.

Написание сочинений по теме «Красота родного края»,

«Моя родословная»

Здесь раскрывается фантазия школьника, простор дается и его воображению, мышлению, что также положительно сказывается на формировании научного мировоззрения ребенка.

По желанию дети дополняют свои работы интересными фактами о городе (родном селе), фотографиями, рисунками и др.

5.

Организация и проведение экскурсий

В процессе экскурсии ученики имеют возможность вживую наблюдать разные явления природы, жизнедеятельность птиц, растений, изучение примет природы, исследование свойств осадков и др.

6.

Просмотр документальных фильмов научного содержания

Младшие школьники с большим интересом смотрят такие фильмы как «Современный мир техники и науки», «Первый человек в космосе», «Нобелевские лауреаты и их достижения», «Великие научные открытия» и др.

7.

Практические занятия на воздухе, открытой местности

Практические занятия на пришкольном участке позволяют детям вживую увидеть жизнь растений, насекомых, наблюдать за явлениями природы, возвращением птиц в родные края, жизнедеятельностью животных и др.

8.

Участие в предметных неделях в школе (конференции, семинары, мастер-классы, конкурсы и смотры)

Данные мероприятия посвящены темам исследования природы, общества, человека. Ученик здесь выступает с работой, которая уже подготовлена им заранее и заслушана во внеурочной работе

 

Таким образом на формирующем этапе эксперимента нами были разработаны и реализованы направления внеурочной работы по предмету «Окружающий мир» в целях активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Всего в план вошли восемь занятий: подготовка к проверочным, самостоятельным, контрольным и тестовым работам, опытно-экспериментальная работа учащихся, проектно-исследовательская деятельность учеников, написание сочинений по теме «Красота родного края», «Моя родословная», организация и проведение экскурсий, просмотр документальных фильмов научного содержания, практические занятия на воздухе, открытой местности, участие в предметных неделях в школе (конференции, семинары, мастер-классы, конкурсы и смотры).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Барсукова, А. В. Процесс обучения и воспитания детей младшего школьного возраста / А. В. Барсукова // Начальное образование. – 2019. - №5. – С. 19-22.
  2. Зимина Е.А. Диагностика познавательных умений и навыков детей / Е.А. Зимина. – М.: Авангард, 2020. – 321 с.
  3. Сафарова, А.Х. Процесс обучения детей в начальном звене школы: современные технологии / А.Х. Сафарова. –СПб.: Вера, 2021. – 333 с.
  4. Тихонов, К. Е. Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе / К. Е. Тихонов // Обучение через игру. – 2021. - №2. – С. 84-86.
  5. Яковлева, А.А. Теоретические основы организации внеурочной работы по предмету в начальной школе /А.А. Яковлева. – Казань: Женева, 2021. – 125 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Хабибуллина В.Ю., Еремеева О.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В ЦЕЛЯХ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 193 - 199. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7936 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7936



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.