'
Чикина Э.Р., Артищева Л.В.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА *
Аннотация:
статья посвящена проблеме восприятия предметов дошкольников с нарушением слуха и специфика её проявления. Рассматриваются теоретические аспекты восприятия предметов дошкольников с нарушением слуха. Представлена общая характеристика особенностей нарушения восприятия предметов дошкольников с нарушением слуха
Ключевые слова:
дети с нарушением слуха, восприятие предметов, сенсорное развитие, патология слуха, характеристика сенсорной системы детей с нарушением слуха
УДК 376.3
Чикина Э.Р.
студентка
Институт психологии и образования
Казанский федеральный университет
(г. Казань, Россия)
Артищева Л.В.
к.психол.н., доцент кафедры психологии
и педагогики специального образования
Институт психологии и образования
Казанский федеральный университет
(г. Казань, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Аннотация: статья посвящена проблеме восприятия предметов дошкольников с нарушением слуха и специфика её проявления. Рассматриваются теоретические аспекты восприятия предметов дошкольников с нарушением слуха. Представлена общая характеристика особенностей нарушения восприятия предметов дошкольников с нарушением слуха.
Ключевые слова: дети с нарушением слуха, восприятие предметов, сенсорное развитие, патология слуха, характеристика сенсорной системы детей с нарушением слуха.
Нарушения слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывают огромное влияние на дальнейшую жизнь ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов. Анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что сенсорное развитие представляет собой формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве в результате этого у ребенка складывается полноценный образ предмета при познании окружающей действительности [3].
Наличие нарушений у дошкольников с нарушением слуха, вызывают трудности в восприятии и установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающего мира, что негативно сказывается на становлении их общей познавательной деятельности [1]
Зрительное восприятие предметов детей с недостатками слуха развивается по тем же законам, что и восприятие слышащих, но специфика нарушения приводит к несвоевременному формированию межфункциональных взаимодействий (между восприятием и речью), а это, в свою очередь, отрицательно влияет на развитие одного из самых сложных свойств восприятия — осмысленности. Аналогичные нарушения можно обнаружить при анализе других видов восприятия. Те трудности, которые имеются у детей с нарушением слуха при восприятии предметов в необычных положениях, в контурных изображениях, в полной мере обнаруживаются и при восприятии картин. Дети с нарушениями слуха с трудом узнают изображенные предметы, если они частично заслонены другими, изменены по величине, форме и окраске по законам линейной и воздушной перспективы, если они имеют необходимую форму, когда изображается отдельный момент движения. Отмеченные затруднения обнаруживаются у детей с нарушениями слуха в большей мере, устойчивее и продолжительнее, чем у слышащих [2].
Не менее важное значение конструктивная деятельность имеет и для развития восприятия. У детей с нарушениями слуха наблюдается определённое своеобразие зрительного восприятия по сравнению со слышащими: они затрудняются в мыслительном расчленении воспринимаемых предметов, в установлении правильных отношений сложного целого и его частей, в различении формы, контура, в восприятии изображений на картинках. Практическое изготовление различных окружающих нас предметов, изображений, формирование навыков конструирования предполагает членение объектов на части, подробный и многосторонний анализ и синтез. Всё это делает зрительное восприятие более тонким и дифференцированным [4].
Таким образом, дети с нарушениями слуха, не слыша окружающих звуков, хуже ориентируются в пространстве, не фиксируют внимание на отличительных свойствах предметов, позже начинают с ними действовать. Отсутствие полноценного общения со взрослыми, трудности руководства предметными действиями ребёнка задерживают развитие восприятия и деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5
Ссылка для цитирования:
Чикина Э.Р., Артищева Л.В. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 200 - 203. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7937 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*