'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 5
  4. Научная статья № 43

Просмотры  59 просмотров

Чикина Э.Р., Артищева Л.В.

  


ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА *

  


Аннотация:
статья посвящена проблеме восприятия предметов дошкольников с нарушением слуха и специфика её проявления. Рассматриваются теоретические аспекты восприятия предметов дошкольников с нарушением слуха. Представлена общая характеристика особенностей нарушения восприятия предметов дошкольников с нарушением слуха   

Ключевые слова:
дети с нарушением слуха, восприятие предметов, сенсорное развитие, патология слуха, характеристика сенсорной системы детей с нарушением слуха   


УДК 376.3

Чикина Э.Р.

студентка

Институт психологии и образования

Казанский федеральный университет
(г. Казань, Россия)

Артищева Л.В.

к.психол.н., доцент кафедры психологии

и педагогики специального образования

Институт психологии и образования

Казанский федеральный университет
(г. Казань, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ

У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

 

Аннотация: статья посвящена проблеме восприятия предметов дошкольников с нарушением слуха и специфика её проявления. Рассматриваются теоретические аспекты восприятия предметов дошкольников с нарушением слуха. Представлена общая характеристика особенностей нарушения восприятия предметов дошкольников с нарушением слуха.

 

Ключевые слова: дети с нарушением слуха, восприятие предметов, сенсорное развитие, патология слуха, характеристика сенсорной системы детей с нарушением слуха.

 

Нарушения слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывают огромное влияние на дальнейшую жизнь ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов. Анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что сенсорное развитие представляет собой формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве в результате этого у ребенка складывается полноценный образ предмета при познании окружающей действительности [3].

Наличие нарушений у дошкольников с нарушением слуха, вызывают трудности в восприятии и установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающего мира, что негативно сказывается на становлении их общей познавательной деятельности [1]

Зрительное восприятие предметов детей с недостатками слуха развивается по тем же законам, что и восприятие слышащих, но специфика нарушения приводит к несвоевременному формированию межфункциональных взаимодействий (между восприятием и речью), а это, в свою очередь, отрицательно влияет на развитие одного из самых сложных свойств восприятия — осмысленности. Аналогичные нарушения можно обнаружить при анализе других видов восприятия. Те трудности, которые имеются у детей с нарушением слуха при восприятии предметов в необычных положениях, в контурных изображениях, в полной мере обнаруживаются и при восприятии картин. Дети с нарушениями слуха с трудом узнают изображенные предметы, если они частично заслонены другими, изменены по величине, форме и окраске по законам линейной и воздушной перспективы, если они имеют необходимую форму, когда изображается отдельный момент движения. Отмеченные затруднения обнаруживаются у детей с нарушениями слуха в большей мере, устойчивее и продолжительнее, чем у слышащих [2].

Не менее важное значение конструктивная деятельность имеет и для развития восприятия. У детей с нарушениями слуха наблюдается определённое своеобразие зрительного восприятия по сравнению со слышащими: они затрудняются в мыслительном расчленении воспринимаемых предметов, в установлении правильных отношений сложного целого и его частей, в различении формы, контура, в восприятии изображений на картинках. Практическое изготовление различных окружающих нас предметов, изображений, формирование навыков конструирования предполагает членение объектов на части, подробный и многосторонний анализ и синтез. Всё это делает зрительное восприятие более тонким и дифференцированным [4].

Таким образом, дети с нарушениями слуха, не слыша окружающих звуков, хуже ориентируются в пространстве, не фиксируют внимание на отличительных свойствах предметов, позже начинают с ними действовать. Отсутствие полноценного общения со взрослыми, трудности руководства предметными действиями ребёнка задерживают развитие восприятия и деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Абрамова Н. А. Актуальные проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста с нарушением слуха в службе ранней помощи [Текст] / Н. А. Абрамова, Э. Е. Федотова, А. Ю. Булдакова // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 2 (87). – С. 189-191.
  2. Буханистова С. Е. Исследование сформированности сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха [Текст] / С. Е. Буханистова // СОТИС - социальные технологии, исследования. – 2016. – № 6 (80). – С. 53-60.
  3. Ковригина Л. В. Закономерности формирования сенсорных эталонов у детей с нарушениями слуха [Текст] / Л. В. Ковригина // Развивающее образование в информационном пространстве выставки: материалы научно-практической конференции, Новосибирск, 23–24 марта 2019 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. – С. 96-98.
  4. Медведева О. А. Физиологические особенности сенсорных систем детей периода второго детства с различной степенью нарушения слуха : специальность 03.03.01 «Физиология» : диссертация на соискание ученой степени кандидата биологических наук [Текст] / Медведева Олеся Андреевна. – Краснодар, 2017. – 147 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Чикина Э.Р., Артищева Л.В. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 200 - 203. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7937 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7937



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.