'
Медарова Л.И., Тумгоева Х.М.
ТЕМА КРАСОТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А.И. КУПРИНА *
Аннотация:
в статье рассматривается тема красоты в творчестве А.И. Куприна. А.И. Куприн считал, что личность и красота – это неотъемлемые друг друга понятия. Через своих лирических героев писатель показывает своё отношение к красоте
Ключевые слова:
Куприн; красота; личность
Главным принципом А.И.Куприна была эстетичность, красота внутренняя, красота внешняя. Он постоянно поднимал этот вопрос прямо или косвенно в своих художественных произведениях, а также в публицистических работах. Для А.И.Куприна гармония и красота – взаимосвязанные понятия. Он считал, что гармоничная личность всегда аккуратна и красива. Многие исследователи приходят к выводу, что в купринские герои стремятся к красоте во всем. Поступки, убеждения, диалоги – все довольно эстетично, аристократично и утонченно. Здесь писателя можно сравнить с А.П.Чеховым, который считал, что в человеке должно быть прекрасно все. А.И.Куприн любил личность, хотел, чтобы у неё было свободное будущее. Однако, вместе с идеальными личностями в творчестве писателя встречаются персонажи, которые не имеют никаких красивых внутренних т внешних черт. Есть и те, кто имеют либо внешнюю, либо внутреннюю красоту. Олеся, Суламифь, Арбузов и другие – это персонажи, которые обладают гармоничной красотой. Мотька, Свежевский, Ромашов – это те, кто имеют внутреннюю красоту. Шурочка, Зиненко – обладатели внешней красоты. Второстепенные персонажи в купринском творчестве лишены какой-либо красоты, а главные герои обладают либо абсолютной, либо дисгармонией в эстетике. Повести «Олеся» и «Суламифь» показывают перед читателями то, как А.И.Куприн представлял гармоничную красоту. Очень ярко показаны персонажи с гармоничной красотой в повестях «Олеся» и «Суламифь». В обеих повестях А.И.Куприн сумел показать, как внутренняя красота может быть тождественна внешней. Например, Олеся была умной, доброй, с широким сердцем и душой, была очень красива. У неё была яркая, природная естественная красота, лицо было просто изумительным: «Прелесть ее заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом» [4, с.142]. Собой Олеся жертвует ради возлюбленного. Она покидает Ивана Тимофеевича, так как понимает, что между ними нет будущего. Неразделенной любовь сменилось недостижимым счастьем. Но Олеся так прекрасна в своих переживаниях! «Не сердись, мой дорогой ... Я не хочу тебя обидеть. Я ведь только о твоем счастье думаю» [4, с.193-194]. Она слаба перед любовью, но обладает стойкостью, не идёт на компромисс, очень решительна. Кажется, она обладает заразной элитарность во всем. Куприноведы в один голос утверждают, что образ Олеси тесно связан с Полесской природой. В этом проявляется то, что писатель с эстетической точки зрения относится к действительности. Ведь именно через образ девушки писатель воплощает силу и красоту природы.[2]
Номер журнала Вестник науки №1 (10) том 2
Ссылка для цитирования:
Медарова Л.И., Тумгоева Х.М. ТЕМА КРАСОТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А.И. КУПРИНА // Вестник науки №1 (10) том 2. С. 34 - 37. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/794 (дата обращения: 16.02.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*