'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 5
  4. Научная статья № 46

Просмотры  61 просмотров

Долженко Р.Р., Дулепина О.В., Шумилов А.И.

  


ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ *

  


Аннотация:
процессуальное представительство было известно как по римскому праву, так и по дореволюционному национальному законодательству. В настоящее время правила представительства содержатся в основных кодексах (гражданском, гражданско-процессуальном, арбитражном, семейном, уголовно-процессуальном, административном) и других нормативных актах [1]. Некоторые общие черты, наряду с широким спектром правовых норм представительства, послужили основой предположения существования всеобъемлющего комплексного межотраслевого института представительства. Итак, Ю. Дороженко приходит к выводу, что представительный орган охватывает все правовые нормы, регулирующие отношения, в которых одно лицо (представитель) оказывает юридическую помощь другому лицу (представляемый) в приобретении и реализации субъективных прав и обязанностей представительного органа в его отношениях с третьими лицами [2]. Изучив и проанализировав формирующуюся концепцию комплексного, интегрированного института представительства, следует обратить внимание на проблему отсутствия общетеоретической концепции представительства, а также недоработку законодательных органов в данной области права   

Ключевые слова:
представительство, гражданский процесс, законный представитель, органы опеки и попечительства   


УДК 347

Долженко Р.Р.

бакалавр

Кубанский государственный аграрный университет

имени И.Т. Трубилина

(г. Краснодар, Россия)

 

Дулепина О.В.

бакалавр

Кубанский государственный аграрный университет

имени И.Т. Трубилина

(г. Краснодар, Россия)

 

Шумилов А.И.

бакалавр

Кубанский государственный аграрный университет

имени И.Т. Трубилина

(г. Краснодар, Россия)

 

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

Аннотация процессуальное представительство было известно как по римскому праву, так и по дореволюционному национальному законодательству. В настоящее время правила представительства содержатся в основных кодексах (гражданском, гражданско-процессуальном, арбитражном, семейном, уголовно-процессуальном, административном) и других нормативных актах [1]. Некоторые общие черты, наряду с широким спектром правовых норм представительства, послужили основой предположения существования всеобъемлющего комплексного межотраслевого института представительства. Итак, Ю. Дороженко приходит к выводу, что представительный орган охватывает все правовые нормы, регулирующие отношения, в которых одно лицо (представитель) оказывает юридическую помощь другому лицу (представляемый) в приобретении и реализации субъективных прав и обязанностей представительного органа в его отношениях с третьими лицами [2]. Изучив и проанализировав формирующуюся концепцию комплексного, интегрированного института представительства, следует обратить внимание на проблему отсутствия общетеоретической концепции представительства, а также недоработку законодательных органов в данной области права.

 

Ключевые слова: представительство, гражданский процесс, законный представитель, органы опеки и попечительства. 

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации представительство — это совершение лицом, представителем, в пределах своих полномочий, сделок и иных юридически значимых действий от имени и в интересах другого представляемого им лица. Сделка, совершенная представителем на основании его полномочий, непосредственно создает, изменяет или прекращает гражданские права и обязанности представляемого лица. Сделка может быть осуществлена представителем в любой форме, которая востребована законом для подобных ей сделок.

Граждане, а также юридические лица имеют возможность совершать сделки или иные юридические действия через представителя. Это, конечно, необходимо, в особенности тем лицам, которые в силу своего возраста или психического состояния теперь относятся к категории недееспособных лиц, то есть, непригодных для самостоятельного выступления, поскольку за такими лицами юридически значимая воля вовсе не может быть признана. Эти люди смогут стать независимыми участниками какого-либо гражданского оборота только в том случае, если кто-то действует от их имени. Этим и обосновывается весьма значимая роль представительства в жизни общества.

Также, помимо вышеперечисленного, представительство в суде – довольно важная функция. Представительство в суде представляет собой деятельность одного лица в интересах другого лица (соответственно, представитель и представляемый), которая осуществляется на основе полномочий, указанных и предоставленных ему от имени лица, представляемого в суде, с целью принятия наиболее выгодных решений и оказания помощи представляемому лицу в осуществлении своих прав, предотвращения их ущерба в процессе и оказания помощи суду в отправлении правосудия по гражданским делам[3].

К услугам представителя прибегают в следующих случаях:

  1. Для реализации свои субъективных прав и исполнения обязанностей;
  2. Ради экономии времени и средств;
  3. Ради использования специального опыта и знаний представителя;
  4. В конкретных жизненных ситуациях (болезнь, командировка, занятость)
  5. В случае полного или частичного отсутствия дееспособности.

Существуют две основополагающие разновидности представительства:

1) Добровольное;

2) Законное (или обязательное).

Добровольное представительство осуществляется в соответствии с волей представляемого лица. Главная особенность этой разновидности заключается в том, что личность и полномочия представителей определяются самими представителями. Стандартным способом установления полномочий является выдача доверенности. Представляемые лица имеют право влиять на деятельность своего представителя и могут прекратить ее в любое время, отозвав доверенность.[4]

Второй тип представительства имеет место в случаях, когда лицо полностью или частично лишено дееспособности, и представительство направлено на устранение этого разрыва. Такое представительство в первую очередь защищает интересы несовершеннолетних и лиц с психическими заболеваниями. Назначенные представляемые лица не имеют права назначать или определять полномочия представителей, так же как они не имеют права отзывать полномочия представителей во всех остальных их действиях.

Для нашего гражданского законодательства коммерческое представительство является новый разновидностью представительства, о нём оговорится в статье 184 Гражданского кодекса Российской Федерации. Торговый представитель всегда является предпринимателем, постоянно и самостоятельно осуществляет сделки от имени предпринимателей этой сделки. В результате анализа научной литературы по рассматриваемой нами теме, а также норм права и документов судебной практики выявлены мы можем выявить некоторые недостатки действующего и регулирующего отношения в сфере представительства в нашей стране законодательства.[5]

 Поскольку параллельно со сделками представитель вправе осуществлять дальнейшие юридические действия, непосредственно влекущие правовые последствия для представляемого им лица, пункт 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации следует сформулировать следующим образом: «Сделки и иные юридические действия, совершенные одним лицом (представителем) от имени и в интересах другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создают, изменяют и прекращают права и обязанности представляемого». Указывается, что Гражданский кодекс Российской Федерации не включает в себя срок полномочий представителя. В то же время анализ статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что представителем является гражданин или юридическое лицо, уполномоченное совершать юридически значимые действия в интересах и от имени представляемого им лица. Гражданин, выступающий в качестве представителя, должен обладать полной дееспособностью, то есть быть совершеннолетним, не ограниченным в дееспособности и, конечно же, не признанным недееспособным.     

В научной литературе идет очень оживленная дискуссия о том, к какой же группе субъектов гражданских процессуальных отношений наиболее целесообразно следовало бы отнести судебного представителя: лица, участвующие в деле, лица, помогающие в отправлении правосудия, или же особая группа субъектов. В аргументации исследователей необходимо отметить, что, по мнению ряда авторов, представитель не имеет собственных процессуальных прав и обязанностей, а осуществляет лишь процессуальные права и обязанности того лица, представителем которого он является (то есть, истца, ответчика, третьего лица). Считается, что статья 185 Гражданского кодекса Российской Федерации нуждается во внесении существенных изменений. Для примера уточним: пункт 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации следует дополнить абзацами вторым и третьим следующего содержания: "Доверенности могут быть генеральными (или общими), специальными и уникальными (то есть разовыми)».

Разовая доверенность на совершение сделки должна содержать информацию о сторонах сделки, их целях и других значимых в данной сделке условиях. Доверенность, не содержащая настоящих условий, является недействительной или ничтожной.

В статья 189 Гражданского кодекса Российской Федерации "Последствия прекращения действия доверенности" определяется обязанность доверителя об уведомлении об отмене доверенности, но лицо, которому была выдана доверенность, не указывает срок, в который он (представитель) обязан его известить. Помимо этого, предлагается внести изменения в часть 1 статьи 189 Гражданского кодекса Российской Федерации и сформулировать ее в следующей формулировке: "Лицо, выдавшее и отозвавшее, отменившее свидетельство, также в последствии обязуется уведомить об этом лицо, которому изначально выдавалась данная доверенность, и, помимо этого, третьих лиц, известных ему и для представительства перед которыми эта доверенность была выдана в течение максимум трех дней".

Стоит отметить, что когда мы рассматриваем вопрос о судебном представительстве во всех отношениях, зачастую возникает вопрос, в котором авторы не могут прийти к единому выводу - вопрос об отраслевой принадлежности судебного представительства: одни из авторов определяют данную процедуру представительства как отраслевой институт, другие же определяют ее как межотраслевой институт (130).

Определение конкретного толкования в нормативном правовом акте может привести к спорам и недовольству в научном сообществе. По нашему мнению, в настоящее время нет весомой необходимости в законодательном толковании и закреплении процессуального представительства.

Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью сделать вывод о том, что институт судебного представительства представляет собой достаточно многогранное правовое понятие, охватывающее многие аспекты, в том числе и те, которые делятся на подвиды. Особое место среди подвидов занимает процессуальное представительство по назначению суда. Оно, хотя и стало новым для современного российского гражданского процесса, всё же имеет большое значение для защиты прав и свобод человека и гражданина в судах Российской Федерации. [6]

В данной статье были рассмотрены лишь отдельные аспекты вопросов интересующей проблематики, отражены мнения авторов о направлениях дальнейших научных исследований в области судебного представительства и четко представлена позиция по регулированию терминов «представительство» и «представитель», которые, безусловно, нуждаются в совершенствовании. Более доскональное исследование каждого из рассмотренных нами в данной статье вопросов является предметом дальнейших дополнительных исследований.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021)
  2. Дороженко М. Ю. Гражданско-правовое регулирование представительства: проблемы теории и законодательства: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2007. – С. 16.
  3. Невзгодина Е. Л. Представительство и доверенность по гражданскому праву России (Проблемы теории. Законодательство РФ. Вопросы правоприменительной практики) / под ред. В. Л. Слесарева. – Омск, 2005. – С. 48–49.
  4. Ерохина Е. В. Семейно-правовое представительство по законодательству Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Казань, 2007. – С. 7–11.
  5. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. – Кн. 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. – М.: Статут, 2007. – С. 285.
  6. Гринь Е А. Градинар Э.В. «О судебном(процессуальном) представительстве и представительстве по назначению суда // Аграрное и земельное право. № 9 (189). С. 129-132. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Долженко Р.Р., Дулепина О.В., Шумилов А.И. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 213 - 220. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7940 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7940



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.