'
Конева О.И.
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА *
Аннотация:
в статье исследуются проблемы и особенности правовой природы подведомственности дел об административных правонарушениях за нарушение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Обосновываются основные направления совершенствования законодательства, регулирующего подведомственность дел об административных правонарушениях за нарушение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Ключевые слова:
жилищно-коммунальное хозяйство, подведомственность, правонарушение
УДК 34
Конева О.И.
Юридический институт
Тольяттинский государственный университет
(г. Тольятти, Россия)
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Аннотация: в статье исследуются проблемы и особенности правовой природы подведомственности дел об административных правонарушениях за нарушение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Обосновываются основные направления совершенствования законодательства, регулирующего подведомственность дел об административных правонарушениях за нарушение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, подведомственность, правонарушение.
Конституция Российской Федерации провозглашает то, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В качестве одного из основополагающего права человека выступает его право на получение своевременных, качественных услуг в области жилищно – коммунального хозяйства. Однако, данное право в отдельных ситуациях ущемляется со стороны определённых лиц, ввиду чего законодателем, с целью пресечения данных ситуаций, установлена соответствующая административная ответственность.
Наравне с этим, в Конституции Российской Федерации закреплено то, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Непосредственное обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации осуществляется в том числе и посредством привлечения отдельных лиц к административной ответственности управомоченными на то законодателем государственными органами и их должностными лицами.
Также стоит отметить и то, что на сегодняшний день за нарушение всех общественных отношений, в т.ч. складывающиеся в области функционирования ЖКХ, законодателем предусматривается как административная, так и уголовная ответственность. Однако, наиболее распространенной разновидностью юридической ответственности в сфере ЖКХ является все же административная ответственность за нарушение соответствующего законодательства. По существу, обусловлено это тем, что нарушения общественных отношений, которые складываются в сфере функционирования ЖКХ, как правило, не влекут такой общественной опасности как преступления.
Ввиду этого, актуальная роль отводится институту подведомственности дел об административных правонарушениях, в т.ч. за нарушения законодательства в области ЖКХ.
В настоящее время на территории Российской Федерации отсутствует обособленный кодифицированный нормативный правовой акт, который бы комплексно регулировал процессуальные вопросы рассмотрения компетентными государственными органами и их должностными лицами дел об административных правонарушениях, в т.ч. совершенных в области жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ). На сегодняшний день данные вопросы, в т.ч. вопросы подведомственности дел об административных правонарушениях за нарушение законодательства в области ЖКХ, регламентируются законодателем в разделах III-IV Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), что представляется, по нашему мнению, неправильным, т.е. законодатель официально в общем кодифицированном нормативном правовом акте «смешивает» нормы материального и процессуального права.
Данное обстоятельство, по нашему убеждению, нарушает отдельные требования нормотворческой техники, а именно: требование логического построения нормативного правового акта (как указано нами выше, в настоящее время в КоАП РФ имеет место смешивание материальных и процессуальных норм, что формирует сложности для правоприменителей); требование полноты правовой регламентации нормативным правовым актом общественных отношений (в настоящее время в КоАП РФ не в полной мере упорядочен, содержание и последовательность процессуальных действий в нем разъяснены не полностью). Также это способствует формированию множества дискуссий в научном сообществе.
Следует заметить то, что в 2020 году на территории Российской Федерации Министерством юстиции Российской Федерации был разработан Проект Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но он так и не был одобрен. Предпосылок для его неодобрения имелось множество – начиная от неточности его формулировок, оканчивая несовершенной структурой.
Как справедливо отмечает А. Амбарцумов: «проект весьма неплох и призван облегчить труд юристов-административщиков. Во-первых, само по себе предстоящее выделение процессуальных норм, на сегодня неоднородно намешанных с материальными, видится удобным для работы. Во-вторых, кодекс написан достаточно внятным языком и хорошо упорядочен: его структура схожа со структурой иных процессуальных кодексов и, при этом, вполне соответствует этапам прохождения административного дела от события административного правонарушения через рассмотрения дела уполномоченным органом и судами разных инстанций, к исполнению наказания. В-третьих, содержание и последовательность процессуальных действий в нём разъяснены весьма подробно, что особенно полезно для специалистов, работающих в сфере административных правонарушений на нерегулярной основе, к которым относится и автор этой заметки».
Однако, как указано нами ранее, он не был принят. На наш взгляд, для наиболее полной регламентации процессуальных вопросов порядка привлечения к административной ответственности, в т.ч. за административные правонарушения, которые совершены в сфере ЖКХ, представляется все же целесообразным на территории Российской Федерации разработать и утвердить обособленный кодифицированный нормативный правовой акт, который бы комплексно регулировал процессуальные вопросы рассмотрения компетентными государственными органами и должностными лицами дел об административных правонарушениях, в т.ч. совершенных в области ЖКХ. В качестве основы данного акта, можно имплементировать положительный опыт государств членов ЕАЭС (к примеру, Республики Беларусь).
В качестве одного из самого актуального процессуального вопроса, формирующегося в сфере привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в сфере ЖКХ, выступает вопрос подведомственности данных административных дел отдельным компетентным государственным органам и их должностным лицам. Данный вопрос является дискуссионным, поскольку, как было указано нами ранее, в нормах КоАП РФ отсутствует обособленная глава, которая регламентировала бы перечень административных правонарушений, которые посягают на общественные отношения, формирующиеся в сфере ЖКХ.
При этом всем, следует отметить и то обстоятельство, что институт подведомственности исполняет функцию разграничения предмета ведения между административными органами и судами при рассмотрении дел об административных правонарушениях, в т.ч. совершенные в сфере ЖКХ, функцию разграничения предмета ведения между органами судебной системы, т.е. органами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Как справедливо отмечает Е.В. Никитинская: «относительно области ЖКХ подведомственность разграничивает управомоченных лиц, в компетенции которых находится рассмотрение дела об административном правонарушении, на судебные и административные органы. Следовательно, в рассматриваемой области возможно выделить наличие двух разновидностей подведомственности дел об административных правонарушениях – судебная и административная».
Каждая из обозначенных нами подведомственностей обладает собственными характеристиками. В частности, судебная подведомственность разграничивает предмет ведения (права) по рассмотрению дел об административных правонарушениях, в т.ч. посягающие на общественные отношения, которые складываются в сфере ЖКХ, между органами судебной системы.
Исходя из систематического анализа норм раздела III КоАП РФ, мы можем сделать утверждение о том, что относительно области ЖКХ, суды осуществляют рассмотрение следующих категорий административных дел:
исключительная подведомственность – подведомственность судам дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусматриваются ст.ст. 7.17, 7.19, ч. 2 ст. 7.23.2, 7.23.3, 7.24, 9.23, 14.1.3, 9.5.1. КоАП РФ;
альтернативная подведомственность – подведомственность судам дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусматривается ст.ст. 9.22, 14.6, ч. 2 ст. 14.7, 14.61, 19.7.11, ч. 1, 2 ст. 9.16 КоАП РФ. Альтернативность подведомственности по указанной категории административных дел обусловлена тем, что суды их рассматривают в той ситуации, если они передаются судье на рассмотрение государственным органом либо должностным лицом, к которому поступило дело о данном административном правонарушении. При этом всем, судья имеет право, посредством анализа состава совершенного административного правонарушения, не согласиться с мнением государственного органа или должностного лица, которые передали ему данное дело.
Дело об административном правонарушении, которое посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере ЖКХ, ка указано нами ранее, может рассматриваться как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами.
Основные критерии разделения подведомственности исследуемой категории административных дел между данными судебными инстанциями:
характер дела об административном правонарушении – арбитражный суд рассматривает дела, которые обладают экономическим характером, либо сопряженным с предпринимательской деятельностью, либо другой экономической деятельностью. Все иные дела исследуемой категории рассматриваются судами общей юрисдикции;
субъективный состав участников административного процесса – арбитражные суды рассматривают административные дела в отношении лиц, которые реализуют экономическую деятельность, в т.ч. предпринимательскую. Все иные дела исследуемой категории рассматриваются судами общей юрисдикции.
Как указывает Е.В. Никитинская: «к категории критериев разграничения подведомственности между судами на рассмотрение дел об административных правонарушениях, которые посягают на общественные отношения, складывающиеся в сфере ЖКХ, выступает и объективная сторона совершенного административного правонарушения в области ЖКХ».
Однако, по нашему мнению, подкрепленному примерами судебной практики, по анализируемой нами категории административных дел, указанный Е.В. Никитинской критерий не обладает четкими границами. Так, Управляющая жилищная компания обратилась в арбитражный суд с жалобой на постановление административного органа о привлечении к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ. Суд, установив, что объективная сторона совершенного административного правонарушения выражается в деянии, направленном на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пришёл к выводу, что данное дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции и прекратил производство по данному делу. Верховный Суд Российской Федерации, изучив материалы данного дела, отказал в рассмотрении кассационной жалобы Управляющей жилищной компании.
Административные органы и должностные лица, которым подведомственны дела об административных правонарушениях, которые посягают на общественные отношения, складывающиеся в сфере ЖКХ, устанавливаются исходя из состава совершенного административного правонарушения. К примеру, в случае, если совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 13.19. КоАП РФ, то оно подведомственно федеральному органы исполнительной власти, который реализует официальный статистический учет и контроль в области официального статистического учета.
Таким образом, в настоящее время на территории Российской Федерации отсутствует обособленный кодифицированный нормативный правовой акт, который бы комплексно регулировал процессуальные вопросы рассмотрения компетентными государственными органами и должностными лицами дел об административных правонарушениях, в т.ч. совершенных в области ЖКХ. Данное обстоятельство способствует формированию в научном сообществе дискуссий относительно подведомственности дел об административных правонарушениях, которые посягают на общественные отношения, складывающиеся в сфере ЖКХ. Нами было определено то, что подведомственность дел об административных правонарушениях, которые посягают на общественные отношения, складывающиеся в сфере ЖКХ, может быть судебной и административной. Исходя из систематического анализа норм раздела III КоАП РФ, мы можем сделать утверждение о том, что относительно области ЖКХ, суды осуществляют рассмотрение следующих категорий административных дел: исключительная подведомственность – подведомственность судам дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусматриваются ст.ст. 7.17, 7.19, ч. 2 ст. 7.23.2, 7.23.3, 7.24, 9.23, 14.1.3, 9.5.1. КоАП РФ; альтернативная подведомственность – подведомственность судам дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусматривается ст.ст. 9.22, 14.6, ч. 2 ст. 14.7, 14.61, 19.7.11, ч. 1, 2 ст. 9.16 КоАП РФ. Альтернативность подведомственности по указанной категории административных дел обусловлена тем, что суды их рассматривают в той ситуации, если они передаются судье на рассмотрение государственным органом либо должностным лицом, к которому поступило дело о данном административном правонарушении. Дело об административном правонарушении, которое посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере ЖКХ, ка указано нами ранее, может рассматриваться как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами.
Административные органы и должностные лица, которым подведомственны дела об административных правонарушениях, которые посягают на общественные отношения, складывающиеся в сфере ЖКХ, устанавливаются исходя из состава совершенного административного правонарушения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5
Ссылка для цитирования:
Конева О.И. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 231 - 239. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7943 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*