'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 5
  4. Научная статья № 50

Просмотры  50 просмотров

Конева О.И.

  


ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА *

  


Аннотация:
в статье исследуются проблемы и особенности правовой природы административной ответственности за нарушение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Обосновываются основные направления совершенствования законодательства, регулирующего административную ответственность за правонарушения, совершенные в области функционирования жилищно-коммунального хозяйства   

Ключевые слова:
жилищно-коммунальное хозяйство, административная ответственность, правонарушение   


УДК 34

Конева О.И.

Юридический институт

Тольяттинский государственный университет

(г. Тольятти, Россия)

 

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АДМИНИСТРАТИВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Аннотация: в статье исследуются проблемы и особенности правовой природы административной ответственности за нарушение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Обосновываются основные направления совершенствования законодательства, регулирующего административную ответственность за правонарушения, совершенные в области функционирования жилищно-коммунального хозяйства.

 

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, административная ответственность, правонарушение.

 

Конституция Российской Федерации провозглашает то, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В качестве одного из основополагающего права человека выступает его право на получение своевременных, качественных услуг в области жилищно – коммунального хозяйства. Однако, данное право в отдельных ситуациях ущемляется со стороны определённых лиц, ввиду чего законодателем, с целью пресечения данных ситуаций, установлена соответствующая административная ответственность.

Наравне с этим, в Конституции Российской Федерации закреплено то, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Непосредственное обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации осуществляется в том числе и посредством привлечения отдельных лиц к административной ответственности.

В настоящее время за нарушение всех общественных отношений, в т.ч. складывающиеся в области функционирования жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ), законодателем предусматривается как административная, так и уголовная ответственность. Однако, наиболее распространенной разновидностью юридической ответственности в сфере ЖКХ является все же административная ответственность за нарушение соответствующего законодательства. По существу, обусловлено это тем, что нарушения общественных отношений, которые складываются в сфере функционирования ЖКХ, как правило, не влекут такой общественной опасности как преступления.

Регламентация административной ответственности за нарушение законодательства в области ЖКХ осуществляется как посредством норм Общей части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), так и посредством норм Особенной части КоАП РФ. В частности, в Общей части последнего законодателем регламентируется легальная дефиниция термина «административное правонарушение», которая является общей для всех административных правонарушений; закрепляются основания для привлечения соответствующего лица к административной ответственности. Наравне с этим, в Особенной части КоАП РФ законодатель закрепил составы административных правонарушений, совершенных в области ЖКХ (к примеру, в ст. 13.19.1 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе ЖКХ).

Для полноты исследования представляется целесообразным раскрыть как общие вопросы (дефиниция термина «административное правонарушение», «административная ответственность», цели и основания ее наступления), так и специальные вопросы административной ответственности за нарушение законодательства в сфере ЖКХ (к примеру, перечень административных правонарушений, которые совершаются в сфере ЖКХ).

На сегодняшний день легальная дефиниция термина «административная ответственность» не закреплена законодателем, в нормах главы 2 КоАП РФ, что является, по нашему мнению, существенным пробелом, нарушающим основные требования нормотворческой техники. В ст.ст. 2.4-2.6.2 КоАП РФ закреплены исключительно вопросы административной ответственности отдельной категории правонарушителей (к примеру, должностного лица, военнослужащего и т.п.). Но, из анализа их буквального толкования невозможно, как выделить легальную дефиницию термина «административная ответственность», так и определить цели, которые достигаются в ходе ее применения.

Для устранения обозначенного пробела представляется интересным опыт Республики Беларусь, с которой Российская Федерация, во – первых, создала Союзное государство, во – вторых, является членом ЕАЭС. В частности, в ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП РБ) закрепил то, что: «административная ответственность выражается в порицании лица, которое совершило административное правонарушение, наложении административного взыскания на физическое лицо, совершившее административное правонарушение, юридическое лицо, которое подлежит административной ответственности».

Необходимо заметить, что в странах СНГ отсутствует единый подход относительно трактовки термина «административная ответственность», в т.ч. несовершеннолетних. В частности, имеются страны, которые не раскрывают вовсе термин «административная ответственность». В частности, отсутствуют легальные дефиниции указанного термина в законодательстве не только Российской Федерации, но и в законодательстве Республики Армения, Республики Казахстан, Азербайджанской Республик, Республике Узбекистан.

Однако, имеются и государства, которые раскрывают термин «административная ответственность» посредством термина «юридическая ответственность». В частности, в ч. 1 ст. 14 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности закреплено, что: «под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, который применяется судом (судьей), органом (должностными лицами) и состоящий в применении административного взыскания к физическому либо юридическому лицу, которые совершили административное правонарушение (проступок)». Аналоговая трактовка используется и в ч. 1 ст. 22 Кодекса Республики Таджикистан об административных правонарушениях. По нашему мнению, указанная дефиниция является не совсем удачном. В частности, она не выражает исключительную природу административной ответственности, ее содержание, а сводится к указанию того, что она является разновидностью юридической ответственности.

В качестве отличительной черты Кодекса о правонарушениях Молдовы выступает то, что в ней не используется термин «административная ответственность». Взамен этого термина, используется «наказание». В частности, в ст. 32 указанного нормативного правового акта отмечается то, что: «наказание за правонарушение является мерой государственного принуждения и средством исправления и перевоспитания и применяется именем закона к лицам, совершившим правонарушения». По нашему убеждению, использование термина «наказание» с социологической позиции и влияния на личность является не целесообразным. Следует согласиться с Г.А. Чернявской, которая отмечает, что: «термин «наказание» ассоциируется у личности с телесными наказаниями и пытками. Применение последних в современном обществе фактически не происходит, однако, они имеют место, в особенности в азиатских, африканских и латиноамериканских государствах».

Таким образом, можно отметить, что используемая в Республике Беларусь трактовка термина «административная ответственность», с учетом отдельных замечаний, является наиболее оптимальной. Она может быть частично имплементирована в национальное законодательство Российской Федерации (т.е. будет учтена нами в процессе выработки авторской дефиниции).

Посредством системного анализа содержания ч. 1 ст. 4.1 КоАП РБ, можно выделить признаки, которые характеризуют административную ответственность, а именно:

она выражается в порицании лица, которое совершило правонарушение, т.е. осуждения его обществом в лице управомоченных государственных органов;

административная ответственность может наступить исключительно за совершение лицом административного правонарушения, вина за которое установлена в определенном законодательством порядке. Иными словами, административное правонарушение выступает в качестве предпосылки формирования административной ответственности.

Наравне с этим, в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ: «административное правонарушение – это виновное, противоправное действие или бездействие физического либо юридического лица, за которое КоАП РФ либо законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность»;

административная ответственность, по существу, выражается в наложении на лицо, которое совершило административное правонарушение, административного взыскания.

Для выработки собственной (авторской) дефиниции термина «административная ответственность», которая будет использоваться и по отношению административных правонарушений, совершенных в сфере ЖКХ, представляется целесообразным произвести анализ мнений ученых – правоведов относительно исследуемого вопроса. Однако, в научном сообществе данный вопрос является достаточно дискуссионным.

И. В. Тимошенко подчеркивает, что: «определение «административная ответственность», включая в себя компоненты наиболее широкого определения – юридической ответственности, сохраняет в себе все свойства последней, а именно – является разновидностью государственного принуждения; отражает состояние, при котором правонарушитель претерпевает негативные последствия, как личного, так и имущественного характера; наступает вследствие применения к правонарушителю санкции правовой нормы; обладает процессуальной формой».

А. Н. Крамник утверждает, что: «Административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами. Административное принуждение – это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении органами государственного управления в порядке, закрепленном нормами административного права, принудительных мер к правонарушителям с целью защиты охраняемых правом общественных отношений».

К. С. Бельский утверждает, что: «в субъективно – личностном понимании для административной ответственности свойственно особое положение правонарушителя, который наравне с претерпеванием административно – принудительных мер, осуществляет процессуальное право на дачу объяснений по существу нарушения, объективную и справедливую оценку компетентными органами совершенного деяния и корректное, как с правовой, так и с моральной точки зрения, применения к нему административного наказания».

Л. А. Николаева отмечает, что: «административная ответственность является специфическим правовым состоянием, когда лицо, которое нарушило норму права, в обязательном порядке должно претерпеть конкретные правовые последствия в виде лишения и ограничения, которые применяются к нему государством».

Б. В. Россинский утверждает, что: «с объективной позиции административная ответственность является специфической разновидностью правоохранительной деятельности, которая включает в себя комплекс действий компетентных органов государства и их должностных лиц, которая отражает реакцию государства на административное правонарушение и имеющие отрицательные последствия для правонарушителя в форме соответствующего административного наказания. Таким образом, административная ответственность выступает в качестве разновидности юридической ответственности, которая состоит в назначении государственным органом либо его должностным лицом, который наделен соответствующими правомочиями, административного наказания лицу, которое совершило административное правонарушение».

А. Б. Агапов подчеркивает, что: «административная ответственность выступает в качестве меры принудительного влияния, которая применяется к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, которые ограничивают его имущественные или неимущественные права или устанавливающие для него дополнительные обязанности».

Посредством систематизации мнений ученых – правоведов относительно легальной дефиниции термина «административная ответственность», можно выделить дополнительные признаки, характеризующие сущность административной ответственности, а именно:

административная ответственность – это самостоятельная разновидность юридической ответственности;

порицание в ходе привлечения лица к административной ответственности влечет за собой обязанность правонарушителя претерпеть определенные отрицательные последствия в форме ограничений и лишений;

административная ответственность обеспечивается средствами государственного принуждения, применяется от имени государства в лице соответствующих государственных органов и их должностных лиц;

цель административной ответственности является комплексной, т.к. она направленна на воспитание физического лица – правонарушителя, превенцию (общую и специальную), восстановление социальной справедливости в обществе.

Таким образом, посредством имплементации положительного опыта Республики Беларусь, в вопросе регламентации легальной дефиниции термина «административная ответственность» и ее целей, а так же с учетом положительной сторон дефиниций термина «административная ответственность», которые бытуют в научном сообществе, нам представляется целесообразным дополнить КоАП РФ ст. 2.11 и изложить ее в следующей редакции:

«Статья 2.11Понятие и цели административной ответственности

  1. Административная ответственность – это самостоятельная разновидность юридической ответственности, которая выражается в обеспеченном средствами государственного принуждения порицании лица, которое совершило административное правонарушение, наложении административного взыскания на физическое лицо, совершившее административное правонарушение, юридическое лицо, которое подлежит административной ответственности,
  2. Административная ответственность применяется для достижения следующих целей: воспитание физического лица, которое совершило административное правонарушение; обеспечение превенции (общей и специальной); обеспечение восстановления социальной справедливости».

На наш взгляд, предложенная нами на основе законодательства стран – членов СНГ (первостепенно Республики Беларусь) и систематизации мнений ученых – правоведов, авторская дефиниция термина «административная ответственность» может быть использована законодателем в законотворческой деятельности, поскольку, во – первых, выражает все основные свойства, которыми характеризуется ЖКХ, а значит, выражает его особенности; во – вторых, соответствует требованиям нормотворческой техники (первостепенно, требованию краткости, логичности и полноты нормативных правовых предписаний); в – третьих, закрепление легальной дефиниции термина «ЖКХ» поспособствует исключению дискуссий в правовой доктрине относительно содержания данного термина; в – четвертых, поспособствует формированию однозначной правоприменительной практики.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.02.2022.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://consultant.ru/. – Дата доступа: 11.11.2022.
  3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 года № 91-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
  4. Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/. – Дата доступа: 11.11.2022.
  5. Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/. – Дата доступа: 11.11.2022.
  6. Кодекс о правонарушениях Молдовы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/. – Дата доступа: 11.11.2022.
  7. Агапов, А. Б. Административная ответственность // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
  8. Бельский, К. С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
  9. Крамник, А. Н. Административный процесс и его стадии: теоретико – правовые проблема // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
  10. Николаева, Л. А. Административная ответственность как охранительное правоотношение // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
  11. Росинский, Б. В. Административное право / Б. В. Росинский. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 310 с.
  12. Тимошенко, И. В. Понятие административной ответственности // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
  13. Чернявская, Г.А. Социология преступности // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Конева О.И. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 240 - 249. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7944 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7944



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.