'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 5
  4. Научная статья № 51

Просмотры  218 просмотров

Лях Е.Е.

  


МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ *

  


Аннотация:
в статье автором проанализированы мировые тенденции преступности, мнения некоторых учёных насчёт них, а также содержатся предложения по снижения уровня преступности. Автором анализируются научные источники и иные материалы и ресурсы. Перечисляются основные тренды развития преступности различных стран мира в современных условиях. Излагается авторская позиция по совершенствованию теории и практики в сфере противодействия преступности. Исследование мировых, региональных и российских тенденций и закономерностей современной преступности и ее обусловленность глобализационными процессами в мире представляют особую актуальность в наше достаточно сложное время. Превращение национальной преступности в транснациональные международные формы в условиях глобализации политических, экономических, информационных и социальных процессов является обязательным элементом глобализации, и эта реальность ставит перед науками криминального цикла новые сложные проблемы и задачи   

Ключевые слова:
преступность, показатели преступности, уровень преступности, прогноз преступности, тенденции преступности   


УДК 034

Лях Е.Е.

Кубанский государственный аграрный университет

им. И. Т. Трубилина

(г. Краснодар, Россия)

 

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

Аннотация: в статье автором проанализированы мировые тенденции преступности, мнения некоторых учёных насчёт них, а также содержатся предложения по снижения уровня преступности. Автором анализируются научные источники и иные материалы и ресурсы. Перечисляются основные тренды развития преступности различных стран мира в современных условиях. Излагается авторская позиция по совершенствованию теории и практики в сфере противодействия преступности. Исследование мировых, региональных и российских тенденций и закономерностей современной преступности и ее обусловленность глобализационными процессами в мире представляют особую актуальность в наше достаточно сложное время. Превращение национальной преступности в транснациональные международные формы в условиях глобализации политических, экономических, информационных и социальных процессов является обязательным элементом глобализации, и эта реальность ставит перед науками криминального цикла новые сложные проблемы и задачи.

 

Ключевые слова: преступность, показатели преступности, уровень преступности, прогноз преступности, тенденции преступности.

 

В условиях дестабилизации политических, идеологических, экономических, социальных, экологических, информационных и других основ современного мироустройства возникает необходимость изучения вопроса эффективности обеспечения безопасности личности, обществ и государств в существующих реалиях. Российская Федерация как государство, активно участвующее в историческом процессе также решает задачи обеспечения своей национальной безопасности во всех ее вариантах. Одной из значительных угроз для безопасности нашей страны выступает такое сложное и многогранное явление как преступность.

Первой и определяющей тенденцией преступности в мире является ее абсолютный и относительный рост (относительно населения, экономического развития, культуры и т. д.). Это не означает, что преступность в любой стране всегда только растет. Есть страны, где преступность в какие-то периоды их развития сокращается или ее уровень стабилизируется. Речь идет о среднестатистической тенденции преступности в мире, рассчитанной за длительный период времени.

Если говорить про состояние преступности в России на 2022 год, то, согласно данным МВД, в январе-октябре текущего года отмечается снижение общего числа зарегистрированных преступлений на 1,7%, в том числе тяжких и особо тяжких составов – на 5,1%. Зафиксировано на 3,2% меньше фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, на 7,2% – изнасилований и покушений на изнасилование, на 10,1% – разбоев, на 5,8% – грабежей, на 9,8% – уголовно наказуемых хулиганств. Число краж снизилось на 3,5%. Стало безопаснее на улицах, площадях, в парках и скверах, где количество зарегистрированных криминальных деяний по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 2,5%.

Российский криминолог Д. А. Ли на основе глубокого исследования статистических данных о преступности в разных странах мира с применением методологии модульного анализа и конструирования социума пришел к следующим выводам. Во-первых, число зарегистрированных преступников составляет 24 % от общей численности предполагаемых преступников, а 76 % — удается избежать уголовной ответственности, т. е. латентная преступность соотносится с фиксируемой в пропорции три к одному. Во-вторых, количество преступников в конкретном обществе должно составлять 5,6 % от общего числа населения. В-третьих, указанное число преступников выполняет положительную функцию целостности общества как системы и поддержания необходимого разнообразия, что служит необходимым условием самоорганизации системы.

Опираясь на данные ООН о преступности, лучшие показатели в Японии. Однако и в ней идет процесс абсолютного и относительного роста преступности, хотя и более медленными темпами. Среднегодовые темпы прироста числа преступлений в расчете на 100 тыс. жителей за последние 40 лет были равны в Англии и Уэльсе - 4,60%, в России - 4,40%, во Франции - 3,70%, в США - 3,40% и в Германии - 2,45% процента. А, рассчитав те же среднегодовые темпы прироста преступности в Японии за последние 10 лет прошлого века, мы получим их равными 3,20%. Они увеличились в 7 раз. Хотя коэффициент преступности в Японии в расчете на 100 тыс. населения до сих пор является самым низким. Он ниже североамериканских и западноевропейских коэффициентов в 3-4 раза.

На мой взгляд, высокий рост преступности в странах Африки и Латинской Америки легко можно объяснить, так как в странах с низким уровнем жизни, постоянная нищета толкает жителей на преступления, что и порождает тенденцию роста преступлений.

Также в связи с развитием информационных высоких технологий, всемирной сети «Интернет», увеличивается количество кибер-преступлений во всём мире, что также можно отметить, как развивающуюся тенденцию мировой преступности. Более четверти в структуре всех преступлений занимают киберпреступления. Так, за шесть месяцев было зарегистрировано 271,1 тыс. киберпреступлений, что составило 26,5 процента от всех преступлений в России. Почти в 40 тысячах случаев жертвами таких преступлений стали пенсионеры. Еще в 3,3 тысячи - несовершеннолетние, в 1,4 тысячи случаев - инвалиды I и II группы. С 2018 года основной мотив преступников в атаках — получение данных. В 2021 году две трети атак на организации были совершены именно с этой целью. Этот тренд сохранился и в 2022 году. Согласно данным National Cyber Security Indeх, меньше всего угрозам киберпреступности подвержены Дания, Германия, Норвегия, США, а больше всего подвержены – Мьянма, Комбоджа, Гандурас, Боливия.

По словам Лиз Миллер из Constellation Research, для понимания того, почему одни страны могут подвергаться более высокому риску, чем другие, необходимо учитывать ресурсы и множество целей. Безопасность требует ресурсов, к которым организации в некоторых странах могут не иметь доступа, будь то бюджет для реализации превентивных мер защиты или способности и время персонала групп безопасности. Компании, которым не хватает ресурсов, не будут отдавать приоритет операциям над безопасностью. По словам Миллер,это создает среду, благоприятную для злоумышленников, стремящихся использовать уязвимости.

Третья тенденция – отставание социального контроля над преступностью от ее количественно-качественных изменений. Известно, что преступность мгновенно и грамотно заполняет все появляющиеся и доступные ей неконтролируемые или слабо контролируемые государством и обществом ниши. В отличие от неповоротливых государственных структур, преступники оперативно используют последние достижения науки и техники. Борьба с преступностью – всего лишь ответ общества на ее вызов, ответ не всегда своевременный, адекватный, целенаправленный и эффективный. Правоохранительные меры вырабатываются, как правило, коллективно в рамках демократических и гуманистических принципов, оформляются в управленческих, оперативных или процессуальных решениях, программах действий или законодательных актах и только потом претворяются в практической деятельности работников системы уголовной юстиции. И даже если разрабатываемые меры были адекватны текущей криминологической обстановке, ко времени их практической реализации характер преступности может существенно измениться. Уголовное и иное законодательство, на основе которого осуществляется борьба с преступностью, по своей природе консервативно. Преодолеть это, в теории, можно вот каким способом - это непрерывное изменение и дополнение уголовного законодательства в соответствии с текущей криминологической обстановкой. Казалось бы, это правильно. Но "оперативное" законодательство в криминологической сфере несет в себе не меньший вред, чем консервативное и обобщенное, так как часто меняющееся уголовное законодательство, не имеющее в традиционном человеческом сознании и поведении необходимой опоры, малоэффективно и неавторитетно.

Вывод: На мой взгляд, преступность в обществе будет присутствовать всегда, но её можно сдерживать определёнными приёмами. К примеру, некоторые учёные предлагают усилить государственный контроль в различных сферах жизни, но это может быть не всегда действенно, так как контроль - не панацея от всех криминальных дел. Он должен органично встраиваться в более широкую систему правовых, организационных, социальных и экономических мер. Ужесточение наказаний также не снижает уровень преступности, по моему мнению, так как эта идея предполагает, что преступники думают о наказании до того, как совершат преступление, что чаще всего неверно. Тем более в нашем уголовном законодательстве указан принцип гуманизма, а это означает, что человек не должен быть чрезмерно наказан, так как это может нанести ему психический ущерб. Я считаю, что бороться с преступностью можно, исходя из её социальной природы, так как многие идут на нарушение закона от недостатка средств для полноценной жизни, а это означает, что, если предоставить всем, кто может работать, работу с достойной оплатой, обеспечить хорошее социальное обеспечение тем, кто не может, то уровень преступности, хотя бы на какую-то его часть снизится.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Криминализация в глобализирующем мире // igpran.ru URL: http://igpran.ru/public/publiconsite/Luneev_Kriminal_v_glob_mire.pdf (дата обращения: 15.12.2022).
  2. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - октябрь 2022 года // мвд.рф URL: https://мвд.рф/reports/item/33913311/ (дата обращения: 15.12.2022).
  3. Преступность – планетарная проблема. К итогам XI Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию // Kartaslov.ru URL: https://kartaslov.ru/книги/А_И_Коробеев_Преступность_планетарная_проблема_К_итогам_XI_Конгресса_ООН/3 (дата обращения: 31.01.2023).
  4. Страны с наибольшим и наименьшим риском киберпреступности // securitylab.ru URL: https://www.securitylab.ru/analytics/528719.php (дата обращения: 15.12.2022). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Лях Е.Е. МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 250 - 255. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7945 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7945



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.