'
Булдаков А.М.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РФ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ *
Аннотация:
данная статья посвящена изучению современных проблем института государственной гражданской службы, а также поиску перспективных направлений развития. Российская Федерация входит в новую информационно-цифровую эпоху, а значит использование привычных методов и механизмов управления государством на разных уровнях власти может негативно сказаться на результативности работы государственного сектора. Тем не менее нужно найти такие методы, которые будут сочетать в себе успешный опыт прошлых лет и прогрессивные способы работы государственных органов. Для оптимизации работы государственного аппарата необходимо использовать исключительно инновационные методы управления. Именно они станут новым фундаментом для дальнейшего эффективного функционирования органов публичной власти
Ключевые слова:
государственная власть, цифровизация, новые методы управления, органы публичной власти
УДК 35.08
Булдаков А.М.
студент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления
Уральский федеральный университет
(г. Екатеринбург, Россия)
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РФ
И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Аннотация: данная статья посвящена изучению современных проблем института государственной гражданской службы, а также поиску перспективных направлений развития. Российская Федерация входит в новую информационно-цифровую эпоху, а значит использование привычных методов и механизмов управления государством на разных уровнях власти может негативно сказаться на результативности работы государственного сектора. Тем не менее нужно найти такие методы, которые будут сочетать в себе успешный опыт прошлых лет и прогрессивные способы работы государственных органов. Для оптимизации работы государственного аппарата необходимо использовать исключительно инновационные методы управления. Именно они станут новым фундаментом для дальнейшего эффективного функционирования органов публичной власти.
Ключевые слова: государственная власть, цифровизация, новые методы управления, органы публичной власти.
Российская Федерация входит в новую информационно-цифровую эпоху. Несмотря на необходимость решения новых проблем, с которыми столкнулись органы публичной власти в двадцать первом веке, у государственного аппарата есть ряд общих вопросов, которые не решены еще с прошлого столетия. Далее в статье будут приведены наиболее серьезные и опасные явления, с которыми столкнулся государственный аппарат за период современной России. Одной из самых серьезных проблем на данном этапе развития является коррупция. Не столько страшен сам факт коррупции, как те последствия, к которым она приводит: она оказывает пагубное влияние на благосостояние общества, влечет к росту недоверия граждан к государственным структурам, подрывает авторитет чиновников, а также создает угрозу национальной безопасности страны. Это далеко не полный список проблем, к которым приводит коррупция. Однако вопрос коррупции может быть решен в течение 5–10 лет. В Российской Федерации вопрос коррупции регулируется Федеральным законом от 25.12.2008 №273 «О противодействии коррупции». Ежегодно с 2011 года этот закон пополняется новыми ограничениями и запретами для государственных служащих. Политика в вопросах коррупции в России действительно одна из самых жестких в Европе, однако, на сколько это эффективно? На данным момент Федеральный закон регулирует контроль за законностью получения денежных средств, обязывает государственных служащих предоставлять сведения о доходах и расходах, контролирует процесс разрешения конфликта интересов, а также другие правовые ограничения и запреты указанные в статьях 8, 10, 11, 12 и др.
Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации определял борьбу с коррупцией, как приоритетное направление. В 2021 году был опубликован новый указ Президента РФ: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. В новом указе борьба с коррупцией так же является приоритетным направлением. Несмотря на действительно эффективную систему борьбы с коррупцией, коррупция продолжает оставаться национальной угрозой. Именно поэтому стоит обратиться к лучшему опыту зарубежных стран в сфере противодействия коррупции. Рассмотрим на примере Сингапура. Там вопрос противодействия коррупции решили следующим образом. Первоочередной задачей является уничтожение схемы власть – деньги – коррупция. Дальнейшие действия по искоренению коррупции должны включать в себя комплекс следующих мер: создание системы постоянной ротации чиновников для предотвращения формирования коррупционных связей, прозрачная система наблюдения за деятельностью чиновников всех уровней, создание программ по прямому взаимодействию органов публичной власти и населения, проведение системных и внезапных проверок общественными организациями, введение жестких мер за нарушение антикоррупционной политики, а так же серьезным шагом на пути борьбы с коррупцией является увеличение заработной платы чиновникам.
Опыт Сингапура показал, что привязка доход чиновников к уровню доходов и налогов из частного сектора – есть крайне эффективная мера не только для борьбы с коррупцией, но и для увеличения темпов экономического развития. В совокупности строгая ответственность за нарушение антикоррупционной политики, а также крайне простая, но эффективная формула оклада государственных служащих – есть фундаментальные меры для противодействия коррупции. Следующая проблема института государственной гражданской службы фигурирует в Указе Президента Российской Федерации от 24.06.2019 г. № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы». Речь идет об устаревших формах профессионального развития для государственных гражданских служащих.
Цель – поиск новых форм профессионального развития государственных гражданских служащих, которые отвечали бы требованиям информационного общества. Сейчас, согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.02.2019 г. № 68 "О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации" утвержден перечень следующих форм профессионального развития: семинары, тренинги, мастер-классы, иные мероприятия, направленные преимущественно на ускоренное приобретение гражданскими служащими новых знаний и умений, конференции, круглые столы, служебные стажировки, иные мероприятия, направленные на изучение передового опыта, технологий государственного управления, обмен опытом, самостоятельное изучение гражданскими служащими образовательных материалов, тематика которых соответствует направлению их профессиональной служебной деятельности и которые размещены на едином специализированном информационном ресурсе иных информационных систем. Все эти формы профессионального развития доказали свою эффективность, однако они не отвечают требованиям информационного государства в условиях активной цифровизации. Решение данной проблемы является перспективным направлением развития политики в сфере института государственной гражданской службы.
Приведенные выше проблемы являются препятствием на пути к дальнейшему развитию России как современного информационного государства, тем не менее, описанные ранее методы являются эффективным инструментом не только для решения этих проблем, но и для дальнейшего развития управленческого потенциала органов власти. В связи с этих политика Российской Федерации направлена на выявление новых потенциально перспективных направлений развития. Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2019 г. № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы» как раз утверждает необходимость поиска новых форм профессионального развития госслужащих в условиях информационного общества. Первые изменения в этой сфере законодатель ввел в 2019, когда допустил использование государственных образовательных сертификатов. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2019 № 619 «О государственном образовательном сертификате на дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего Российской Федерации».
Этот образовательный сертификат является именным документом, который подтверждает право гражданского служащего на получение дополнительного профессионального образования в форме профессиональной переподготовки или повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе. Так же весьма перспективной формой профессионального развития является дистанционный формат повышения квалификации и переподготовки. Работа в этом направлении ведется с 2006 года, однако реальных успехов удалось достигнуть совсем недавно. С 2018 года ведется активное внедрение новых программ по профессиональному развитию, создаются и финансируются частные образовательные структуры. Примером такой организации является межрегиональный институт повышения квалификации и переподготовки. На этом институте есть достаточное количество программ дополнительного образования для государственных служащих, также все эти программы доступны к прохождению и в дистанционном формате.
Таким образом, работа в сфере профессионального развития идет полным ходом, создаются и финансируются новые формы образовательной подготовки с учетом информационно-коммуникационных технологий. Следующим приоритетным направлением развития является внедрение информационно-цифровых технологий в государственный сектор. В 2019 году международная консалтинговая организация BCG повела исследование, согласно которому, Россия вошла десятку стран, где активно развиваются цифровые технологии в государственном секторе.
Также специалисты BCG выяснили, что темпы цифровизации в Российской Федерации выше среднемировых почти в 3 раза: 42% и 15% соответственно. Подобные темпы роста не могут не радовать, особенно при условии того, что согласно данным того же национального агентства финансовых исследований (далее – НАФИ) средние темпы роста бизнеса в России составляют около 51%. Таким образом мы можем сделать вывод, что органы публичной власти активно развивают цифровые технологии. При подобных темпах развития, в течение следующих 5–10 лет мы сможем увидеть, как государственный аппарат не просто догнал бизнес-сферу, но и перегнал по уровню развития информационно-цифрового сектора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5
Ссылка для цитирования:
Булдаков А.М. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РФ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 278 - 284. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7948 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*