'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 5
  4. Научная статья № 54

Просмотры  92 просмотров

Булдаков А.М.

  


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РФ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена изучению современных проблем института государственной гражданской службы, а также поиску перспективных направлений развития. Российская Федерация входит в новую информационно-цифровую эпоху, а значит использование привычных методов и механизмов управления государством на разных уровнях власти может негативно сказаться на результативности работы государственного сектора. Тем не менее нужно найти такие методы, которые будут сочетать в себе успешный опыт прошлых лет и прогрессивные способы работы государственных органов. Для оптимизации работы государственного аппарата необходимо использовать исключительно инновационные методы управления. Именно они станут новым фундаментом для дальнейшего эффективного функционирования органов публичной власти   

Ключевые слова:
государственная власть, цифровизация, новые методы управления, органы публичной власти   


УДК 35.08

Булдаков А.М.

студент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления

Уральский федеральный университет

(г. Екатеринбург, Россия)

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РФ

И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

 

Аннотация: данная статья посвящена изучению современных проблем института государственной гражданской службы, а также поиску перспективных направлений развития. Российская Федерация входит в новую информационно-цифровую эпоху, а значит использование привычных методов и механизмов управления государством на разных уровнях власти может негативно сказаться на результативности работы государственного сектора. Тем не менее нужно найти такие методы, которые будут сочетать в себе успешный опыт прошлых лет и прогрессивные способы работы государственных органов. Для оптимизации работы государственного аппарата необходимо использовать исключительно инновационные методы управления. Именно они станут новым фундаментом для дальнейшего эффективного функционирования органов публичной власти.

 

Ключевые слова: государственная власть, цифровизация, новые методы управления, органы публичной власти.

 

Российская Федерация входит в новую информационно-цифровую эпоху. Несмотря на необходимость решения новых проблем, с которыми столкнулись органы публичной власти в двадцать первом веке, у государственного аппарата есть ряд общих вопросов, которые не решены еще с прошлого столетия. Далее в статье будут приведены наиболее серьезные и опасные явления, с которыми столкнулся государственный аппарат за период современной России. Одной из самых серьезных проблем на данном этапе развития является коррупция. Не столько страшен сам факт коррупции, как те последствия, к которым она приводит: она оказывает пагубное влияние на благосостояние общества, влечет к росту недоверия граждан к государственным структурам, подрывает авторитет чиновников, а также создает угрозу национальной безопасности страны. Это далеко не полный список проблем, к которым приводит коррупция. Однако вопрос коррупции может быть решен в течение 5–10 лет. В Российской Федерации вопрос коррупции регулируется Федеральным законом от 25.12.2008 №273 «О противодействии коррупции». Ежегодно с 2011 года этот закон пополняется новыми ограничениями и запретами для государственных служащих. Политика в вопросах коррупции в России действительно одна из самых жестких в Европе, однако, на сколько это эффективно? На данным момент Федеральный закон регулирует контроль за законностью получения денежных средств, обязывает государственных служащих предоставлять сведения о доходах и расходах, контролирует процесс разрешения конфликта интересов, а также другие правовые ограничения и запреты указанные в статьях 8, 10, 11, 12 и др.

Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации определял борьбу с коррупцией, как приоритетное направление. В 2021 году был опубликован новый указ Президента РФ: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. В новом указе борьба с коррупцией так же является приоритетным направлением. Несмотря на действительно эффективную систему борьбы с коррупцией, коррупция продолжает оставаться национальной угрозой. Именно поэтому стоит обратиться к лучшему опыту зарубежных стран в сфере противодействия коррупции. Рассмотрим на примере Сингапура. Там вопрос противодействия коррупции решили следующим образом. Первоочередной задачей является уничтожение схемы власть – деньги – коррупция. Дальнейшие действия по искоренению коррупции должны включать в себя комплекс следующих мер: создание системы постоянной ротации чиновников для предотвращения формирования коррупционных связей, прозрачная система наблюдения за деятельностью чиновников всех уровней, создание программ по прямому взаимодействию органов публичной власти и населения, проведение системных и внезапных проверок общественными организациями, введение жестких мер за нарушение антикоррупционной политики, а так же серьезным шагом на пути борьбы с коррупцией является увеличение заработной платы чиновникам.

Опыт Сингапура показал, что привязка доход чиновников к уровню доходов и налогов из частного сектора – есть крайне эффективная мера не только для борьбы с коррупцией, но и для увеличения темпов экономического развития. В совокупности строгая ответственность за нарушение антикоррупционной политики, а также крайне простая, но эффективная формула оклада государственных служащих – есть фундаментальные меры для противодействия коррупции. Следующая проблема института государственной гражданской службы фигурирует в Указе Президента Российской Федерации от 24.06.2019 г. № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы». Речь идет об устаревших формах профессионального развития для государственных гражданских служащих.

Цель – поиск новых форм профессионального развития государственных гражданских служащих, которые отвечали бы требованиям информационного общества. Сейчас, согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.02.2019 г. № 68 "О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации" утвержден перечень следующих форм профессионального развития: семинары, тренинги, мастер-классы, иные мероприятия, направленные преимущественно на ускоренное приобретение гражданскими служащими новых знаний и умений, конференции, круглые столы, служебные стажировки, иные мероприятия, направленные на изучение передового опыта, технологий государственного управления, обмен опытом, самостоятельное изучение гражданскими служащими образовательных материалов, тематика которых соответствует направлению их профессиональной служебной деятельности и которые размещены на едином специализированном информационном ресурсе иных информационных систем. Все эти формы профессионального развития доказали свою эффективность, однако они не отвечают требованиям информационного государства в условиях активной цифровизации. Решение данной проблемы является перспективным направлением развития политики в сфере института государственной гражданской службы.

Приведенные выше проблемы являются препятствием на пути к дальнейшему развитию России как современного информационного государства, тем не менее, описанные ранее методы являются эффективным инструментом не только для решения этих проблем, но и для дальнейшего развития управленческого потенциала органов власти. В связи с этих политика Российской Федерации направлена на выявление новых потенциально перспективных направлений развития. Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2019 г. № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы» как раз утверждает необходимость поиска новых форм профессионального развития госслужащих в условиях информационного общества. Первые изменения в этой сфере законодатель ввел в 2019, когда допустил использование государственных образовательных сертификатов. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2019 № 619 «О государственном образовательном сертификате на дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего Российской Федерации».

Этот образовательный сертификат является именным документом, который подтверждает право гражданского служащего на получение дополнительного профессионального образования в форме профессиональной переподготовки или повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе. Так же весьма перспективной формой профессионального развития является дистанционный формат повышения квалификации и переподготовки. Работа в этом направлении ведется с 2006 года, однако реальных успехов удалось достигнуть совсем недавно. С 2018 года ведется активное внедрение новых программ по профессиональному развитию, создаются и финансируются частные образовательные структуры. Примером такой организации является межрегиональный институт повышения квалификации и переподготовки. На этом институте есть достаточное количество программ дополнительного образования для государственных служащих, также все эти программы доступны к прохождению и в дистанционном формате.

Таким образом, работа в сфере профессионального развития идет полным ходом, создаются и финансируются новые формы образовательной подготовки с учетом информационно-коммуникационных технологий.  Следующим приоритетным направлением развития является внедрение информационно-цифровых технологий в государственный сектор. В 2019 году международная консалтинговая организация BCG повела исследование, согласно которому, Россия вошла десятку стран, где активно развиваются цифровые технологии в государственном секторе.

Также специалисты BCG выяснили, что темпы цифровизации в Российской Федерации выше среднемировых почти в 3 раза: 42% и 15% соответственно. Подобные темпы роста не могут не радовать, особенно при условии того, что согласно данным того же национального агентства финансовых исследований (далее – НАФИ) средние темпы роста бизнеса в России составляют около 51%. Таким образом мы можем сделать вывод, что органы публичной власти активно развивают цифровые технологии. При подобных темпах развития, в течение следующих 5–10 лет мы сможем увидеть, как государственный аппарат не просто догнал бизнес-сферу, но и перегнал по уровню развития информационно-цифрового сектора.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Аипова Е.А. Институт государственной гражданской службы в России: современные направления // Национальный исследовательский Мордовский государственный университет (г. Саранск) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sluzhby-v-rossii-sovremennye-problemy/viewer (дата обращения 16.04.2023)
  2. Богомолов В.О., Наумов Р.А., Пантюков А.А. Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации // Новосибирский государственный университет экономики и развития (г. Новосибирск, 2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27724555_30832497.pdf (дата обращения: 05.04.2023)
  3. Маршалова А.С., Ждан Г.В., Бакулина В.И. Неэффективность государственного управления – главный фактор российского отставания. // Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН // При поддержке социально-экономического отдела Законодательного собрания Новосибирской области (г. Новосибирск, 2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/neeffektivnost-gosudarstvennogo-upravleniya-glavnyy-faktor-rossiyskogo-otstavaniya/viewer (дата обращения 09.04.2023)
  4. Сергушко С.В., Славянов А.С. Инновационные методы в государственном управлении // Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. (г. Москва, 2012) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-metody-v-gosudarstvennom-upravlenii/viewer (дата обращения: 07.04.2023)
  5. Слатинов Б.С. Ориентиры и перспективы реформирования государственной гражданской службы в постсоветской России // Курский государственный университет (г. Курск, 2013) [Электронный ресурс]. Режим обращения: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35378057 (дата обращения: 11.04.2023)
  6. Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2019 г. № 288 "Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы
  7. Указ Президента Российской Федерации от 21.02.2019 г. № 68 "О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации»
  8. Федеральный закон от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
  9. Яковлев-Чернышев В.А. Цифровизация государственного управления: преимущества и риски. // Сочинский филиал Всероссийского государственного университета юстиции. (г. Сочи, 2021) [Электронный ресурс] Режим обращения: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rossiyskoy-federatsii-preimuschestva-i-riski/viewer (дата обращения: 11.04.2023) 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Булдаков А.М. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РФ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 278 - 284. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7948 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7948



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.