'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 5
  4. Научная статья № 55

Просмотры  63 просмотров

Левчук Е.И., Скворцов Д.А.

  


ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (МУНИЦИПАЛЬНОЙ) СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются вопросы правового регулирования государственной (муниципальной) службы Российской Федерации в современный период. Это особенно важно, поскольку разработка теоретических положений и подготовка практических рекомендаций для их внедрения на уровне предложений в законодательные акты и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере государственной службы очень важна для совершенствования института государственной службы. Порядок в нормативно-правовой базе в конечном счёте влияет на дальнейшее эффективное построение и функционирование самого государства. Теоретические, а именно законодательные и нормативно-правовые акты дают старт для улучшения и совершенствования практически самой государственной службы, её модернизации, а именно становление государственной службы как открытого, конкурентноспособного, престижного института, ориентированного на результативную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, оказанию государственных услуг, активного взаимодействия с институтами гражданского общества   

Ключевые слова:
государственная служба, система государственных органов, государственный служащий, принцип государственной службы, правовой статус государственных служащих   


УДК 35

Левчук Е.И.

студент института экономики и управления

Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина

(г. Екатеринбург, Россия)

 

Скворцов Д.А.

студент института экономики и управления

Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина

(г. Екатеринбург, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ (МУНИЦИПАЛЬНОЙ) СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы правового регулирования государственной (муниципальной) службы Российской Федерации в современный период. Это особенно важно, поскольку разработка теоретических положений и подготовка практических рекомендаций для их внедрения на уровне предложений в законодательные акты и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере государственной службы очень важна для совершенствования института государственной службы. Порядок в нормативно-правовой базе в конечном счёте влияет на дальнейшее эффективное построение и функционирование самого государства. Теоретические, а именно законодательные и нормативно-правовые акты дают старт для улучшения и совершенствования практически самой государственной службы, её модернизации, а именно становление государственной службы как открытого, конкурентноспособного, престижного института, ориентированного на результативную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, оказанию государственных услуг, активного взаимодействия с институтами гражданского общества.

 

Ключевые слова: государственная служба, система государственных органов, государственный служащий, принцип государственной службы, правовой статус государственных служащих.

 

Процесс становления и развития институтов государственной службы в России переосмысливается начиная с конца XX века и идёт достаточно непросто. После падения социалистического блока множество стран Европы перестроились на капиталистические рельсы, что воззвало к изменениям в правовых системах государств, в законодательной и нормативно-правовой базе государственной и муниципальной службы. Россия не стала здесь исключением. Пошли титанические реформы всех систем государственного управления.

Внедрение новой страны полноценно в мировую капиталистическую систему вызвало ряд новых задач перед страной. Важнейшей целью являлась, по большому счёту и является до сих пор – построение эффективного государства, конкурентноспособного на мировой арене во всех смыслах. Такая цель напрямую требует преодоление недостатков в организации и работе системы органов публичной власти. Решение данной задачи требует усовершенствования государственной гражданской и муниципальной службы, которая должна быть открытой, престижной, конкурентоспособной, ориентированной на результативную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и максимально эффективной. Именно институты государственной гражданской и муниципальной служб призваны воплотить в жизнь политику государства во всех сферах.

Усовершенствованная и развитая нормативно-правовая база способствует повышению квалификации и профессионализма любого государственного и муниципального служащего. А как общеизвестно, именно от государственных и муниципальных служащих зависит адекватное и оперативное функционирование государственных органов. Соответственно, укрепляя правовой статус государственных служащих, государство решает одну из главных задач по усилению доверия общества к самому государству.

Правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих рассматривают как совокупность служебных прав и обязанностей, которые направлены на обеспечение властно-распорядительных функций государственных органов.

На современном этапе развития российского общества институт гражданской службы приобретает черты профессионального управленческого аппарата, выстраивается система федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ.

Итак, можно выделить некоторые проблемы в сфере правового регулирования современной гражданской службы, а также государственной службы в целом:

- Недостаточная открытость государственной службы, что способствует проявлениям бюрократизма и коррупции;

- Слабая разработанность и неэффективность механизмов противодействия коррупции, а также правовых и организационных мер контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов;

- Качество профессионального обучения государственных служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития государственной службы;

- Потери в эффективности профессиональной служебной деятельности;

- Наблюдается «кадровый голод», дефицит квалифицированных кадров государственной (муниципальной) службы;

- Федеральный закон № 79-ФЗ ориентирован на исполнительную власть, он не отражает специфику законодательной и судебной власти;

- Несвязность оплаты труда с результатами деятельности. Наблюдается большой разрыв в оплате труда государственных служащих, занимающих одну и ту же должность в разных органах.

 

На этом проблемы не заканчиваются. Стоит выделить наиболее острую и наиболее сложносочинённую проблему, решать которую государству в разы труднее, нежели вводя поправки в правовые акты. Речь идёт о недостаточной обеспеченности информационными компьютерными технологиями сферы государственного управления. Это не удивительно, поскольку традиционно государственная служба (уступая, пожалуй, только военной службе) не спешит переводить все свои процессы на компьютерные рельсы. Это связано с многофакторными и многослойными причинами. Если недостаточно обеспечить безопасность в компьютерной сети государственной службы, то можно подставить под угрозу данные национальной важности, файлы, находящиеся под грифом особой секретности, а также особые процессы, происходящие в государственной службе, которые могут иметь разведывательную ценность для недоброжелательных по отношению к нашей стране иностранных государств и организаций.

С одной стороны, в государственной службе всё-таки проводят процессы информатизации. Стоит признать, что эти процессы успешны. Совсем не так давно стало возможно подавать свои вакансии на государственную и муниципальную службу при помощи сети интернет, в том числе отправляя все документы в электронном виде. До 2017 года такой возможности не существовало, как единой информационной системы кадровой службы государственных органов. Каждый государственный орган сам определял алгоритм работы и не всегда это было удачно. С 3 марта 2017 года, согласно постановлению Правительства Российской Федерации №256, в нашей стране функционирует «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы» (ЕИСУКС). Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2018 №227 закреплён статус ЕИСУКС как федеральной государственной информационной системы в области гражданской службы. Данный сервис облегчил нагрузку на государственный бюрократический аппарат, а самим сервисом за период с 2018 по 2022 гг. воспользовались более 40 миллионов человек, из которых 3,8 млн обратились с целевым визитом на сайт ЕИСУКС (gossluzhba.gov.ru). В том числе сервис оптимизировал и ускорил множественные процессы, связанные с замещением вакантных должностей государственной службы. Всё стало стабильнее и оперативнее.

С другой стороны, информатизация в государственной службе – это долгая и упорная работа. Бумажная бюрократия занимает ещё серьёзные позиции. Полное её устранение или частичный перевод на компьютерные рельсы является трудной задачей хотя бы потому, что нужно обеспечить, с учётом современных обстоятельств, государственную службу современными информационными компьютерными технологиями отечественного производства. Иначе говоря, дать старт массовому производству отечественных процессоров для обработки данных.  В принципе, они уже производятся, но в очень ограниченном масштабе, из-за чего их цена взлетела до небес. Это является делом национальной безопасности, поскольку уже известно, что иностранные процессоры (речь идёт, в первую очередь, об Intel) имеют в себе микросхему никому неизвестного назначения (кроме Intel и органам разведки США) при помощи которой можно скачивать, загружать, изменять данные из компьютера, где установлен процессор Intel. В России есть свои полностью отечественные процессоры, их производит компания АО «МЦСТ», называются они «Эльбрус» (исключаем «Байкал», который лишь отчасти отечественный и построен на иностранной архитектуре) и построены они на уникальной архитектуре (VLIW), разработанной ещё в СССР. В принципе, в мире кроме США и РФ ни у кого и нет собственной архитектуры. Но, производство пока хромает, а государство не способствует развитию данных процессоров, даже наоборот, всяческие круги пытались продавить, так сказать, уничтожение МЦСТ и Эльбруса. В общем, дело серьёзное и ещё есть шанс выбрать верный путь развития. Это непосредственно окажет влияние на компьютеризацию в государственной службе. С отечественными разработками государственная служба будет в относительной безопасности, нежели чем под иностранной инфраструктурой, где в процессорах стоит то, чего не должно там быть.

В целом, успешная компьютеризация и открытие новых государственных сайтов по обучению государственных служащих, повышению квалификации и иных ресурсов, может частично снять с повестки вопрос об открытости государственной службы. Вопрос здесь стоит очень сложный, поскольку открытая государственная служба напрямую зависит от развитости гражданского общества.

Вопросы, связанные с дефицитом кадров, недостаточным профессионализмом и потерей эффективности затрагиваются в Указе Президента РФ от 24.06.2019 №288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы». В частности, в Указе под пунктами б, в и г, говорится о стимулировании служащих к повышению эффективности деятельности; внедрение новых форм профессионального развития государственных служащих с использованием информационно-коммуникационных технологий; ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в целях повышения кадровой работы. Можно заметить, что вопросы опять затрагивают процесс информатизации государственной службы. Неизбежная стезя.

Что касается вопроса о несвязности оплаты труда с результатами деятельности, то Указ также затрагивает данную проблему в пункте 2, подпункте в: «в 2020 и 2021 годах обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет». Отчасти проблема затрагивается, но не решается. К сожалению, в государственной службе отсутствует такой же метод оплаты как обычно мы можем встретить в предпринимательской среде, где некоторые компании оставляют сотрудникам гарантированный размер оплаты только лишь в виде МРОТ, а всё остальное сотрудники зарабатывают только исходя из количества проданного товара, то есть процент от проданного. Что же касается государственной службы, то вычислить в денежном эквиваленте результат деятельности не так просто. К тому же, для разных структур этот результат будет колебаться, что ещё более усложняет задачу. Форсировать проблему можно поэтапным увеличением заработной платы служащих, а также её выравнивание между одними и теми же должностями разных органов. Безусловно, речь не идёт о выравнивании оплаты труда во всех регионах. Наоборот, в менее благоприятных регионах (к примеру, Дальний Восток, Камчатка, Якутия и т.д.) заработная плата должна быть выше, нежели в южных регионах страны.

При решении проблем в сфере правового регулирования государственной гражданской службы следует учитывать особенности внешних условий, применение инновационных технологий, национально-культурные особенности. Эффективное решение части проблем правового регулирования государственной гражданской службы обеспечится при учете этих факторов. Кроме того, не стоит забывать про информатизацию, которая может решить множество проблем государственной службы. Ей нужно уделить особое внимание.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. О государственной гражданской службе: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru
  2. Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 – 2021 годы: Указ Президента РФ от 24 июня 2019 г. № 288 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru
  3. Головина А.А. Проблемы формирования системы управления государственной службой Российской Федерации на современном этапе [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cyberleninka.ru
  4. Лунина Т.А. Актуальные проблемы правового регулирования государственной гражданской службы в современной России / Лунина Т.А., Михайлова О.В. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cyberleninka.ru
  5. Харитонов И.К. Проблемы правового регулирования государственной службы в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cyberleninka.ru
  6. Коломин А.К. Проблемы и перспективы правового регулирования государственной службы [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cyberleninka.ru
  7. Ведерникова М.А. Некоторые проблемы правового регулирования прохождения государственной гражданской службы [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cyberleninka.ru 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Левчук Е.И., Скворцов Д.А. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (МУНИЦИПАЛЬНОЙ) СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 285 - 292. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7949 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7949



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.